Найти в Дзене
НАЧАЛОЧКА

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2-4 кл.)

Диктанты

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Оценка «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

■ нарушение правил орфографии при написании слов;

■ пропуск и искажение букв в словах;

■ замену слов;

■ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

■ ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

■ единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;

единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

■ два исправления;

■ две пунктуационные ошибки

■ повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

■ повторение одной и той же буквы в слове;

■ недописанное слово;

■ перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

■ дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Недочеты:

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматические задания

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-6- слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов

Изложения и сочинения

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

■ правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

■ нет орфографических и пунктуационных ошибок;

■ допускается 1 -2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

■ правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

■ имеются отдельные фактические и речевые неточности;

■ допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

■ две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

■ допущены отклонения от авторского текста;

■ отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

■ работа не соответствует теме;

■ имеются отступления от авторской темы;

■ много фактических неточностей;

■ нарушена последовательность изложения мыслей;

■ во всех частях работы отсутствует связь между ними;

■ словарь беден;

■ более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

Оценка «1» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

■ работа не соответствует теме;

■ имеются значительные отступления от авторской темы;

■ много фактических неточностей;

■ значительно нарушена последовательность изложения мыслей;

■ во всех частях работы отсутствует связь между ними;

■ словарь беден;

■ более 8 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Оценка «5» ставится:

■ нет ошибок и исправлений;

■ работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» ставится:

■ имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка «3» ставится:

■ имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка «2» ставится:

■ имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

Оценка «1» ставится:

■ ставится, если в работе допущено более 3 ошибок и 1-2 исправления.

Грамматическое задание

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

5-6 слов

2 класс

8-10 слов

10-12 слов

3 класс

10-12 слов

12-15 слов

4 класс

12-15 слов

15-18 слов

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 3-4 ошибки и 1 исправление.

«2» - 5-7 ошибок.

«1» - более 7 ошибок.

ТЕСТ

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения,

соответственно увеличиваются на 15 -20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, более 5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3­ 6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, более 5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Критерии оценки работ творческого характера.

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

За обучающие изложения и сочинения выставляется одна оценка за содержание.

В четвертом классе за изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.

Нормы оценки работ творческого характера

За содержание:

■ оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление.

Допустимо не более одной речевой неточности;

■ оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

■ оценка «3» «ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

■ оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

оценка «1» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более семи речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

■ о ц е н к а «5» отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

оценка «4» более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно два исправления;

оценка «3» три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно два исправления;

оценка «2» шесть орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

оценка «1» семь и более орфографических ошибок, 5 и более пунктуационных, 5 и более исправления.

Словарные диктанты

Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.