Найти тему
История моды с Марьяной С.

Средневековые рукава XIX века

Недавно я писала о прелестных прозрачных рукавах 1830-х годов, которые окружали дамские ручки пышными облаками. Но ведь были ещё и другие, не менее красивые рукава, и тоже прозрачные, только чуть позже, в конце 1830-х и 1840-х! Давайте полюбуемся и ими.

Причём мода на эти рукава пришла из... Средних веков!

Слева - портрет Елены Мекленбург-Шверинской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1839. (с) из коллекции Версаля. Справа - портрет великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина, Кристина Робертсон, 1840. (с) Из коллекции Эрмитажа
Слева - портрет Елены Мекленбург-Шверинской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1839. (с) из коллекции Версаля. Справа - портрет великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина, Кристина Робертсон, 1840. (с) Из коллекции Эрмитажа

Гоголь писал: "Вальтер Скотт первый отряхнул пыль с готической архитектуры и показал свету все её достоинство. С того времени она быстро распространилась". И увлечение прошлым из чисто литературной сферы постепенно перешло и в сферу быта – от архитектуры до костюма. В частности, костюма женского, который откликался на все новые веяния в искусстве. И как же пройти мимо романтизированного средневековья?

Конечно, моду тех совсем уж далёких времён обыгрывали в соответствии с, так сказать, современными модными тенденциями. А главное в моде 1840-х - силуэт в виде перевёрнутого венчика цветка. Покатые плечи, чуть удлинённая линия талии, ниспадающая складками пышная юбка... Действительно, этакий томный цветок.

Слева - "Портрет Анны Егоровны Бенардаки", Карл Штейбен, 1844. (с) Из коллекции Эрмитажа. Справа - "Портрет Марри-Луизы-Александрины Саксен-Веймарской", Карл Бегас, 1837. (с)  Из коллекции Фонды веймарского классицизма
Слева - "Портрет Анны Егоровны Бенардаки", Карл Штейбен, 1844. (с) Из коллекции Эрмитажа. Справа - "Портрет Марри-Луизы-Александрины Саксен-Веймарской", Карл Бегас, 1837. (с) Из коллекции Фонды веймарского классицизма

У вечерних платьев были короткие рукава. А в эпоху Средневековья, говорят, носили рукава длинные и даже очень длинные... Нет, совсем уж такие же, как у средневековых блио и котарди - это как-то странно. Но что, если удлинить свои короткие рукава с помощью прозрачных тканей?..

Так родились чудесные, нежные модели тех лет. Сначала шёл короткий и не очень пышный рукав, а ниже к нему добавляли длинный волан из кружева, газа, тюля. Причём закрепляли прозрачную ткань так, что рукав получался как будто бы с разрезом - впереди рука была открыта. То есть, с одной стороны, рукав может быть длинным, с другой - он не мешает.

Слева - "Портрет дамы в синем платье" ("Эрцгерцогиня Доротея"), Антон Айнсль, 1843. (с) Из частной коллекции. Справа - "Женский портрет", Аполлон Мокрицкий, 1841.
Слева - "Портрет дамы в синем платье" ("Эрцгерцогиня Доротея"), Антон Айнсль, 1843. (с) Из частной коллекции. Справа - "Женский портрет", Аполлон Мокрицкий, 1841.

К светлым платьям делали рукава из светлых прозрачных материалов, к тёмным - из тёмных. Но лично мне особенно нравятся тёмные, например, бархатные платья с рукавами из светлых кружев.

В принципе, такие рукава могли быть и непрозрачными... Но именно кружевные, тюлевые, газовые получались особенно изящными.

Слева - "Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью", Карл Брюллов, 1839. (с) из коллекции Третьяковской галереи. Справа - "Портрет Великой княгини Марии Николаевны, герцогиня Лейхтенбергской", Кристина Робертсон, 1841. (с) Из коллекции Эрмитажа
Слева - "Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью", Карл Брюллов, 1839. (с) из коллекции Третьяковской галереи. Справа - "Портрет Великой княгини Марии Николаевны, герцогиня Лейхтенбергской", Кристина Робертсон, 1841. (с) Из коллекции Эрмитажа

Среди планов "какое платье мне ещё нужно" - именно такое. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!