Пекин строился в соответствии с принципами фэн-шуй. И его структура - яркое тому подтверждение. Конечно, далеко не все было возможно осуществить с геометрической точностью: хотя сам Пекин лежит на предгорной равнине, однако имеющиеся реки и озера, а также наследие предыдущих эпох, вносили в его планировку свои коррективы. Тем не менее, насколько это было возможно, архитекторы пытались приблизиться к идеалу.
Издревле китайские города строились в соответствии с принципом "колодца" 井 jǐng и имели регулярную планировку. Основные улицы были ориентированы по сторонам света, в центре располагался Запретный город. Так, например, в трактате "Записи об исследовании ремесел" 考工记 kǎo gōng jì, написанном в доциньский период, приводится схема идеального города:
Согласно "Каогун-цзи", город должен иметь форму квадрата со стороной 9 ли (4500 метров) и в соответствии с принципом колодца делится на девять частей. Такая структура, с одной стороны, была связана с числом 9 (четыре основные стороны света, четыре промежуточные и центр), а, с другой стороны, имела практическую направленность, помогая вести учет людей и ресурсов.
В границах крепостных стен, построенных во время правления династии Мин (1638-1644), Пекин напоминает иероглиф 凸 tū (выступ, горб, бугор).
В него вписан иероглиф 中 zhōng (середина, центр), образованный стенами Запретного города и улицами, идущими к северу и югу от него.
Пекин состоял из четырех "городов": во Внутреннем городе, символизирующем власть, располагался Императорский город, внутри которого, в свою очередь, находился Запретный город. С юга к Внутреннему городу примыкал Внешний город. Таким образом реализовывался древний принцип, согласно которому "правитель сидит лицом на юг".
На юге - во Внешнем городе, селился "народ" - ремесленники и торговцы. Внутренний город был местом обитания более респектабельной публики.
К северу от Запретного города находились резиденции гунов – принцев, членов императорской фамилии. Кроме того, на севере, который согласно учению у-син символизирует мудрость, располагаются Храм Конфуция и Императорская Академия.
В ХХ веке северная часть города, уже за пределами крепостных стен, превратилась в крупнейший не только в Пекине, но и во всем Китае научно-образовательный центр. Здесь расположены Пекинский университет, университет Цинхуа и другие высшие учебные заведения, институты Академии наук Китая, зона инновационного развития Чжунгуаньцунь и т.п. Центральную ось Пекина продолжает огромный Олимпийский парк и другие спортивные строения.
Еще дальше, ближе к горам, которые с северо-запада подходят наиболее близко к городу, расположены парки: Старый летний императорский дворец Юаньминъюань, Новый летний дворец Ихэюань, Ботанический сад с Храмом Спящего Будды, парк Сяншань (Ароматные холмы) и другие.
По учению у-син, север символизирует зиму и преображение (в это время года природа отдыхает перед весенним пробуждением). Поэтому в горах к северу от Пекина расположены "Тринадцать гробниц династии Мин" 明十三陵 míng shísānlíng. Гробницы императоров династии Цин (1644-1912) находятся в горах к северо-востоку и юго-западу от Пекина.
Таким образом, мы видим, насколько продуманной была планировка Пекина - столицы империй Мин и Цин. Город мыслился как выражение гармонии и был вписан в триединую структуру "трех начал" - Неба, Земли и Человека. Об этом мы поговорим в другой статье на нашем канале.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Срединный Путь"! Здесь я рассказываю об истории, культуре и философии Китая. И о России тоже!