В мае 2022 года в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова приступили к выполнению роботизированных операций на робот-асcистированной хирургической системе da Vinci четвертого поколения. С ее помощью в настоящий момент выполняются урологические (органы мочеполовой системы) и абдоминальные (органы желудочно-кишечного тракта) операции.
Хирург на 100% контролирует работу робота, который транслирует движения его рук в более плавные и точные движения миниатюрных инструментов внутри тела пациента. Благодаря бинокулярной системе видеозрения хирург видит перед собой трехмерную проекцию операционного поля.
О планах по развитию онкоурологических роботизированных операций в Центре онкологии им. Н.Н. Петрова рассказывает Александр Константинович Носов, заведующий онкоурологическим отделением НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, к.м.н.
— Александр Константинович, какие операции вы собираетесь выполнять с помощью робота da Vinci?
— Мы уже начали выполнять радикальную простатэктомию, органосохраняющее лечение рака почки, радикальную цистэктомию. Это основные хирургические вмешательства, которые достаточно распространены в онкоурологии. При их выполнении робот показывает свои определенные преимущества и позволяет улучшить результаты хирургического лечения.
— Какие основные преимущества роботизированных операций по сравнению с классическими?
— Современные инструменты, которые используются в роботизированной хирургии, с высокой степенью свободы позволяют выполнять некоторые этапы операции. Особенно те, которые связаны с наложением хирургического шва и формированием анастомоза между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом после радикальной простатэктомии. Роботизированное вмешательство выполняется значительно легче, в связи с этим анастомоз формируется более качественно. В отличие от лапароскопии, где все инструменты фиксированные и хирург — заложник угла атаки, расположения инструментов.
Преимущество — это и возможности качественной 3D визуализации и увеличения изображения в 10 раз, что позволяет выполнять хирургическую операцию гораздо более прецизионно и с лучшей визуализацией анатомических структур. Это чрезвычайно важно для радикальной простатэктомии при сохранении сосудистых нервных пучков.
Немаловажно дистанцирование врача-хирурга от пациента. Это позволяет вести профилактику передачи трансмиссивных инфекций.
— Сколько вы планируете делать таких операций в течение года?
— В течение года мы планируем более 150 роботизированных радикальных простатэктомий и такое же количество резекций почки. Это соответствует нашей активности на сегодняшний день.
Выполнение радикальной цистэктомии с помощью роботизированной системы считаю весьма дискутабельным.
— Простатэктомию и нефроэктомию вы полностью переведете на роботизированную операцию или кому-то будете делать лапароскопически, а кому-то роботом?
— Скорее всего, мы полностью переведем радикальную простатэктомию на роботизированную систему, а резекцию почки – по ситуации.
Роботизированные операции выполняются по ОМС.
Беседовала Ирина Столярова