Всем здравствуйте. В этой статье расскажу о том, как получить слова из звукоподражаний, как превратить имеющиеся слоги в глаголы.
❗В ближайшее время опубликую видео упражнений для переключения между слогами.
Поделюсь работой с глаголами, так как именно они делают нашу речь осмысленной, помогая в дальнейшем строить фразы и предложения.
1. Иди. Данный глагол мы можем получить, если научим малыша отдельно произносить гласный звук "И" + слог "ДИ".
✅Первый этап: мы пропеваем гласный звук, например, звукоподражая поющей кукле, или показываем, как она улыбается, в процессе артикуляционной гимнастики или же используя песенку-игру для вызова гласных "Ехал трактор по полям, которой я недавно с вами поделилась.
✅Второй этап: прослушиваем аудио-дорожку, где звучит колокольчик, произнося "динь динь". Показываем игрушечный колокольчик, используем его в сюжетно-ролевой игре "Гости" ( Прячем игрушки за дверь,звеним колокольчиком, произносим "динь динь", затем стучим "тук тук", спрашиваем кто там и открываем дверь, приглашая каждого персонажа пройти в дом).
✅Третий этап: когда удалось получить отдельно 2 части будущего слова "И" и "ДИ", то самое время соединить все воедино и произнести "Иди". Это можно сделать и в сюж.рол.игре, и в отдельном задании на отработку глаголов, главное, чтобы глагол "иди" был применен в этот же день, пока ребенок запомнил звуки и слоги, пока понял, как он располагал губы, язык, зубки в процессе произношения.
Работа строится по такой схеме:
- Вызов первого слога ( первая часть слова) или отработка имеющегося
- Вызов второго слога
- Объединение 2-х слогов для получения единого слова.
2. Кати. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "КАР КАР- ворона"/ "КАП КАП- вода" и "ТИК ТИК- часы"
3. Мети. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "МЕ МЕ- коза" и
"ТИК ТИК- часы"
4. Мой. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "Ммм- вкусно"/"ммм- аромат" и "ОЙ- колючий"
5. Спи. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "Ссс- сыпется песок" и "ПИ ПИ - мышка/ " ПИ ПИ - цыпленок"
6. Беги. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "БЕ БЕ- баран", "ГА ГА- гуси" и гласный И ( процесс получения звука указан в примере номер 1 с глаголом "иди")
7. Крути. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "КУ КУ- игра в прятки"/ "КУ КУ- кукушка, "РРР- лев, тигр" и ТИК ТИК- часы"
8. Чини. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "ЧИК ЧИК- ключ или отвертка" и "НИ НИ - нельзя, отрицание, запрет"
9. Сиди. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "Ссс- сыпется песок"+ звук И ( см.выше) и "ДИНЬ ДИНЬ- колокольчик"
10. Тащи. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "ТА ТА- молоток/ " ТА ТА- танцует кукла", "ЩЩЩ- вода, щетка" и звук "И"
11. Бери. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "БЕ БЕ- баран", "Ррр- лев, тигр" и звук "И"
12. Гуляй. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "Гуля гуля или гу гу- голубь" и "АЙ- больно, горячий"
13. Пой. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "П п п- верблюд" и "ОЙ- колючий"
14. Вари. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "КВА КВА- лягушка", " РРР- лев, тигр" и звук "И"
15. Клади. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний " К К К- кашель", "ЛА ЛА- кукла поет" и "ДИНЬ ДИНЬ- колокольчик"
16. Неси. Данный глагол можно получить при соединении звукоподражаний "НЕ НЕ НЕ- отриц.ответ, нельзя", "ССС- сыпется песок" и звук "И"
В этой статье представлена лишь небольшая часть моих наработок, но она позволит вам понять, как успешнее и результативнее организовывать работу с детьми, и как в простой игровой форме всего за 1-2 занятия можно получить не просто звуки и звукоподражания, а подготовить базу для произношения полноценного слова- глагола.
( Материал авторский)