Найти в Дзене

Три князя вместо одного или еще раз о призвании варягов

Так что получилось, что князь Рюрик, давший начало первой династии правителей русского государства и считающийся этого самого государства основателем, должного признания долгое время не имел. Летописи рассказывают о нем крайне скупо, другие письменные источники, не упоминают вообще, древние русские князья про то, что они вообще то Рюриковичи, как то не вспоминают. Да имя Рюрик, в отличие от имен Олег, Игорь и Святослав, популярностью не пользуется.

Данная «историческая несправедливость» была с лихвой исправлена в восемнадцатом веке, когда в России всерьез занялись русской историей. С этого момента древний князь становится объектом пристального внимания и жесточайших споров многих поколений историков. Главной темой, конечно же является происхождение Рюрика и его варягов-русов. Однако и само призвание вызывает достаточно много вопросов. Эта статья посвящена некоторым из них.

Обсуждая «призвание варягов», все стороны сходятся на том, что для признания над собой власти кого бы то ни было, нужны очень серьезные причины. Тем более что этого самого кого то призвали добровольно из далеких земель. И такая причина есть, о ней говорится в «Повести временных лет». По словам летописца, словене, кривичи, чудь и весь «изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, стали воевать друг с другом». Быстро поняв, что так жить нельзя они решили призвать к себе князя, дабы он навел на земле коя «велика и обильна» порядок. С этой то целью и была послана делегация к варягам, которые звались «русь».

Есть немалое число людей, в том числе и исследователей, которые отвергают сам факт «призвания» или как минимум то, что оно было добровольным. Действительно, на Восточно-Европейской равнине веками жило множество славянских и неславянских племен под властью собственных князей и старейшин, и никому не приходила в голову мысль пригласить правителя из далеких земель, дабы он навел им порядок. Возникает вопрос, куда делась власть у ильменьских словен, кривичей, чуди и веси? С чего вдруг у них начала такая анархия, что пришлось звать князя со стороны?

Опираясь на слова летописи - «начали сами собой владеть», многие, в первую очередь сторонники, так называемой «норманнской» теории, делают вывод, что изначально данные народы собой не владели. А кто владел? Конечно скандинавы, которых летописец называет варягами. Раз они собирали дань, значит, они и владели. В той же «Повести временных лет» чуть выше, сказано:

«Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей…»

Но бывшие данники варягов, обретя самостоятельность, погрязли в кровавых распрях и беззаконии. В конечном итоге им пришлось вновь обращаться к прежним хозяевам, дабы они смогли навести порядок и начать строить государство.

Однако брать дань и править, это все таки разные вещи. Те же хазары не управляли напрямую своими данниками. Кроме того по соседству с хазарскими и варяжскими данниками, проживали славянские племена, которые именно, что «сами собой владели» и никаких беззаконий при этом у них не творилось. Наконец стоит заметить, что скандинавы в середине девятого века были не самыми лучшими учителями в строительстве государства, поскольку сами в этом, мягко говоря, не преуспели.

-2

Существует и другая более подробная и, на мой взгляд, правдоподобная версия событий. Согласно ей в землях, куда впоследствии призовут Рюрика, правил славянами некий князь Буривой. Правитель этот вел тяжелые, затяжные войны с варягами и в конечном итоге потерпел от них полное поражение и бросив все ушел в какой то далекий островной городок. Варяги же вторглись во владения Буривоя и наложили на его, теперь уже бывших подданных, тяжкую дань и те лишенные защиты своего князя какое то время это терпели, но не очень долго. Через некоторое время в убежище Буривоя прибыли посланники из его прежних владений, с просьбой дать им в князья своего сына, которого звали Гостомысл. И вот под предводительством нового князя славяне изгнали и «изгнали варягов за море». Гостомысл правил до самой смерти, имея силу и авторитет не только у подданных, но и среди окрестных племен. Но беда была в том, что не было у него прямого наследника. Четыре сына князя погибли или умерли еще при жизни отца. Однако у Гостомысла было еще три дочери, которых он отдал замуж за иноземных правителей. И вот сына одной из них, Умилы, решили выбрать правителем. Тем более, что именно так завещал мудрый Гостомысл, который предвидел, что внук станет родоначальником великой династии. Звали внука естественно Рюрик.

Эта версия основана в первую очередь, на данных одного из первых русских историков В. Н. Татищева. Хотя главный источник Василия Никитича, Иоакимовская летопись, многие полагают поддельным, но сведения, о которых в данном случае идет речь, подтверждаются теми летописями, в подлинности которых никто не сомневается. Упоминается Гостомысл, например в Львовской летописи, Новгородской, Софийской. В любом случае стоит согласится, что версия будто Рюрик был призван править по праву наследника, выглядит логично. В противном случае не понятно, за какие заслуги его выбрали.

-3

Однако дальше снова возникают странности. Как мы знаем, Рюрик пришел в будущие Новгородские земли не один, с ним было два брата, Синеус и Трувор. Кроме того каждый пришел, согласно летописи «со своими родами, и взяли с собою всю русь». В новых владениях Рюрик принялся рассаживать своих людей в главных городах. Так, например Синеус обосновался в Белоозере, а Трувор в Изборске. В Полоцке, Ростове, Муроме, так же сидели наместники нового князя. Спустя год в Новгороде, где Рюрик правил лично поднялось восстание под предводительством некого Вадима Храброго. Многие называют его князем, а Татищев идет еще дальше, предполагая, что Вадим был Рюрику двоюродным братом, сыном старшей сестры Умилы и таким образом приходился старшим внуком Гостомыслу. Как бы то ни было, Рюрик убил Вадима и его ближайших соратников. Те же из них, кто остался жив, бежали в Киев.

И получается, что вместо одного князя в Новгород прибыло три, да еще и во главе целого племени – руси. Вряд ли пригласившие Рюрика племена, предполагали ТАКОЕ количество переселенцев. Но почему тогда они сразу не послали русов, туда же куда уже прежде отравили взимавших с них дань варягов? Зачем терпели целый год, пока не восстал Вадим Храбрый? Собственно чего ради вообще было отправлять послов к варягам, если оказывается, имелся собственный князь, особенно если он был старшим внуком Гостомысла? Историки по-разному отвечают на эти вопросы. Большинство сходится либо на том, что никакого добровольного призвания варягов не было, а имело место завоевание, либо считают рассказ о восстании Вадима против Рюрика поздним вымыслом.

На мой взгляд главными вопросами в данном случае это КУДА и ЗАЧЕМ призывали Рюрика, а так же с какой целью ОН ехал на Восток.

-4

Обратите внимание, что согласно источникам, к варягам отправилось посольство не от одного племени, а от четырех, два из которых не славянские. А это значит, что у этих племен должна была быть какая то власть (князья, старейшины). И эти самые власти договорились между собой и без всякой помощи со стороны пришли к решению выбрать себе общего Верховного правителя, то есть создали союз. А межплеменной союз это уже шаг к созданию государства, это по поводу того, что восточные славяне не могли дескать организоваться самостоятельно. А если удалось заключить подобный союз к моменту призвания варягов, можно допустить что нечто подобное могло существовать и ранее. Исходя из сделанных выводов, а так же летописных сведений и легенде о Буривое и Гостомысле, можно предположить, что в конце восьмого - начале девятого века в Приладожье существовал союз племен под властью князя Буривоя. Впрочем, имя князя и его происхождение в данном случае не важно. Затем Буривой умер или как говорится в легенде, потерпел разгромное поражение от внешних врагов и союз распался. На земли племен входивших в него вторглись захватчики, которых летописец называет варягами и заставили стали собирать с этих племен дань. Нечто подобное в истории славян уже случалось. В первой половине седьмого века, некий Само, который по одним данным был германцем (франком), по другим полабским славянином, объедини несколько племен западных славян (предков чехов, словаков, словен) под своей властью и дал отпор аварам. После смерти Само его государство распалось под напором Аварского каганата. Но бывшим подданным Буривоя повезло больше, нашелся вождь, который смог вновь их объединить и дать отпор пришедшим за данью варягам. Мы знаем его под именем Гостомысл. Возможно он был князем одного из племен, например словен, а может быть как Само пришел из других земель, опять же в данном случае это не принципиально. Племена собранные под властью Гостомысла видимо оценили выгоду межплеменного союза и стремились его сохранить. Беда в том, что после смерти Гостомысла не нашлось равнозначного ему преемника. Знать каждого племени хотела сохранить свои власть и влияние и именно своего князя видела на месте Гостомысла. Однако занять это место ни у одного из претендентов возможностей не хватало. Споры видимо переросли в ссоры и именно это имел ввиду летописец под словами: «встал род на род, и была у них усобица, стали воевать друг с другом». Однако стороны все таки сумели договориться, понимая, что увязнув в конфликтах, они рискую дождаться очередного нападения варягов или кого бы то ни было. Тогда то и было принято компромиссное решение, устраивающее всех – призвать князя из других земель. С одной стороны у них таким образом будет легитимный правитель обладающий определенным силовым ресурсом (дружиной), с другой являясь чужаком, новый князь вынужден будет считаться с местной элитой и не станет лезть во внутренние дела племен. Почему выбор пал именно на Рюрика мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Возможно он действительно был внуком Гостомысла. В данном случае важно то, что во первых Рюрик ехал не в дикие земли, погрязшие анархии, а был приглашен возглавить уже сложившийся межплеменной союз. Во вторых те, кто приглашал князя, полагали, что власть его будет номинальной. Главная его задача это возглавлять борьбу с внешними врагами, если таковые возникнут и быть судьей в важных делах. Кстати примерно по такому же принципу призывали в дальнейшем князей в Великий Новгород.

Однако Рюрик явно представлял свою роль по другому. И как мы знаем, прибыл в новые владения с солидной группой поддержки. Главными помощниками были его братья, это кстати характерно для Рюриковичей, опираться в первую очередь на многочисленных родственников. Подобный подход использовался ими несколько веков. Кроме того братья взяли с собой «всю русь». Возможно основные силы подтянулись немного позже, но в любом случае Рюрик действовал быстро и решительно, расширяя и укрепляя свою власть. Уже через год пригласившая князя местная аристократия схватилась за голову. Обычно рассказывая про Вадима Храброго и его восстание, историки и публицисты представляют его патриотом своей земли, защитником славянского народа от варяжского (скандинавского произвола), пытающегося изгнать иноземцев, как сделал это когда то Гостомысл. Причиной же по которой восставшие потерпели поражение, называют хитрость и коварство Рюрика, который не вел прямую борьбу, а делал все тихо и по быстрому. Один из авторов исторической публицистики, даже красочно описал сцену убийства Вадима Храброго. В ней отряд варягов, вооруженных до зубов, в предрассветный час врываются на двор к Вадиму, безжалостно убивая его безоружных, толком не проснувшихся домочадцев. Сам хозяин встречает нападающих, чуть ли не в нижнем белье, зато с мечом в руке и гибнет расстрелянный из луков, так как враги страшатся близко подойти к могучему богатырю. В общем, все в лучших традициях приключенческого романа.

В реальности же на мой взгляд все было по другому. Под предводительством Гостомысла славянские и финские племена изгнали грабителей, являвшихся за данью. Рюрик же, из какого бы ни был племени, являлся правителем легитимным, более того добровольно избранным. Как мы знаем, он оправил своих ближайших людей, в первую очередь братьев по главным городам. Возможно еще не в качестве наместников, а как представителей, но в любом случае местной знати пришлось потеснится и вряд ли им это понравилось. Племенные князья одним из которых мог быть Вадим Храбрый, не могли не предполагать чем все может закончится и пытались принять контрмеры. То есть восстание Вадима надо воспринимать не как борьбу славянских и финских племен против варягов, а как противостояние старой и новой аристократии. Подобное случалось практически у всех народов, с древнейших времен и по нынешний день. В данном случае все закончилось победой Рюрика. Вадим Храбрый и его ближайшие соратники погибли, а оставшиеся в живых, но не желавшие принимать власть Рюрика, бежали в Киев к Оскольду. Впрочем, как мы знаем, примерно через полтора десятка лет русы уже под предводительством Олега Вещего захватят и Киев. Но это уже другая история.

-5

Напоследок нужно сказать о судьбе Синеуса и Трувора, братье Рюрика. В «Повести временных лет» говорится, что они умерли через два года после призвания, не уточняя подробности. Историки и авторы недоброжелательно относящиеся к Рюрику, полагают, что как уважающий себя скандинавский викинг, он попросту избавился от ставших уже не нужными помощников, которые могли создать угрозу его власти. В принципе могло быть и такое, даже если Рюрик и не был скандинавом. Но с другой стороны братья могли погибнуть в борьбе со старой знатью. А может, все было проще и они действительно умерли в один год от естественных причин, в Средневековой Руси такое случалось часто. На этот счет мы можем лишь строить предположения.

Приведенная в статье версия, всего лишь мое личное мнение. Может, все было не совсем так или даже совсем не так. Мы по-прежнему слишком мало знаем о начальном периоде русской истории и вынуждены руководствоваться больше здравым смыслом и логическими выводами, чем твердыми историческими фактами. Исходя из этого, утверждать я могу в данном случае только одно:

Так могло бы быть.

Все изображения в статье взяты из открытых источников.