Ни для кого ни секрет, что КАМАЗ в своё время дал «путёвку в жизнь» около 40 заводам-спутникам. То есть, появление КАМАЗа на карте СССР повлекло за собой и строительство/модернизацию многочисленных заводов и предприятий.
Назову лишь некоторые из них. Это завод дизельной аппаратуры в Ярославле (ЯЗДА), завод «Мотордеталь» в Костроме, завод генераторов и стартеров в Тольятти, автокомпрессоров в литовском Паневежисе, завод «Автоприбор» в Октябрьском, Ставропольский и Красноярский заводы автоприцепов, заводы по ремонту двигателей: «КАМАЗ-Даурия» в Чите, Ханженковский авторемонтный завод на Украине, Кустанайский автосборочный завод в Казахстане и другие.
К таким заводам-спутникам относился и Нефтекамский завод самосвалов, сегодня более известный, как НЕФАЗ.
В этом году отмечается несколько ключевых дат самого близкого к КАМАЗу завода с географической точки зрения. Кратко напомню их.
50 лет назад, 13 июля 1972 года в 11-00 часов Андреев Андриан - бульдозерист Управления механизированных работ треста «Башнефтепромстрой» (начальник участка Тимофеев В.Т.) на своём бульдозере начал снимать гумусный слой земли, чтобы подготовить будущую площадку завода по производству автосамосвалов. Этот день можно считать фактической датой начала строительства завода.
45 лет назад, 11 октября 1977 года состоялся пуск главного конвейера. С этого дня в Нефтекамске начался серийный выпуск самосвалов КАМАЗ-5511.
Официальной датой рождения Нефтекамского автозавода считается 17 ноября 1977 года, когда вышел приказ №343 «О вводе в эксплуатацию завода по производству автосамосвалов, г. Нефтекамск Башкирской АССР», подписанный Поляковым Виктором Николаевичем - министром автомобильной промышленности СССР.
40 лет назад, 19 мая 1982 года был выпущен 100 000 самосвал.
35 лет назад, в июле 1987 года Нефтекамский завод автосамосвалов вошел в состав производственного объединения «КАМАЗ» (приказ Министерства автомобильной промышленности СССР № 471 от 1 июля 1987 года).
Известно также, что в 1990-х годах Правительство Республики Башкортостан пыталось национализировать Нефтекамский автозавод. «Нефтекамский вопрос» в течение нескольких лет стоял на повестке дня двух республик – Татарской и Башкирской. Пожалуй, это был единственный случай в бывшем СССР, когда имущество КАМАЗа после распада огромной страны пыталась присвоить себе другая республика. И только в 1999 году Нефтекамский завод самосвалов был полностью возвращён КАМАЗу. Но подробнее про эту историю, как-нибудь напишу в следующий раз.
В материале использованы фотографии из Музея НЕФАЗа.