В своей предыдущей публикации, приуроченной к профессиональному празднику сотрудников ГАИ-ГИБДД, из-за ограниченного формата не удалось остановиться на наиболее любопытных фактах, касающихся сопутствующих их деятельности атрибутов дорожного движения. Сегодня постараюсь восполнить этот пробел.
Известно, что первый светофор в СССР появился лишь в канун 1931 года, так сказать, в качестве новогоднего подарка! Москвичи валом валили поглазеть на невиданную доселе заморскую диковинку, которая там, за бугром, уже давно был в ходу.
Поначалу светофоры были оснащены поворачивающимися крыльями со своеобразными циферблатами, поделёнными на три разноцветных сектора (красный, жёлтый, зелёный), больше напоминающими часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД: во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Значения таких светофоров были труднопонятны, а потому конструкцию быстро вывели из эксплуатации, заменив дошедшими до наших дней вариантами. Да и в дальнейшем в становлении светофорной сигнализации было немало «подводных камней»: достаточно сказать, что одно время в Москве зелёный сигнал был наверху, а в Ленинграде - внизу. И лишь с присоединением СССР к Международной конвенции о дорожном движении всё встало на свои места. К тому же, практика подтвердила, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху.
А вы знаете, чем прославился американец Гаррет Морган? Помимо того, что он изобрёл светофор оригинальной конструкции, в патенте им было указано назначение своего детища - сделать очерёдность проезда перекрёстка независимой от сидящей в автомобиле персоны. Как это вам? И было это в 1923 году. Не правда ли, актуально до сих пор?
О гаишном жезле. В 1908 году по распоряжению петербургского градоначальника работавшие на наиболее оживлённых улицах полицейские получили короткие (около 50 см.) белые трости для регулирования движения и обеспечения безопасности пешеходов. Основных жестов тогда было немного и выглядели они предельно просто: к примеру, для остановки экипажа или целого ряда городовому достаточно было поднять трость вверх по направлению останавливаемого движения. Им подчинялись не только привычные нам участники дорожного движения, но и даже водители трамваев. Нововведение прижилось, но вот Инструкция о порядке пользования жезлом появилась лишь после Октябрьской революции. А чтобы он привлекал внимание участников движения, рукоятку главного инструмента дорожного регулировщика перекрасили в революционный красный цвет, а сам жезл стал жёлтым.
В 1939 году наступила эра привычного чёрно-белого полосатого жезла, который прослужил верой-правдой не одному поколению советских гаишников. В наше время он имеет полую пластмассовую форму, в которую вставляют светящийся в тёмное время суток светодиод.
В руках хорошего регулировщика полосатая палочка значила не меньше, чем дирижёрская в большом оркестре, а на его изысканные движения и своеобразный шик в обращении с жезлом народ неизменно взирал с восхищением и уважением.
Первыми общепринятыми дорожными знаками России начала прошлого века стали знаки, разработанные в 1909 году Парижской международной Конвенцией. Их было всего четыре: неровная дорога, опасный поворот, пересечение равнозначных дорог и переезд со шлагбаумом. Согласитесь, довольно неожиданный набор для современного автомобилиста, хотя для знаков доавтомобильной эпохи всё объяснимо. К слову, долгое время на них не обращали никакого внимания.
В 1931 году теперь уже Женевская конференция согласовала единую европейскую систему дорожных знаков (всего их было 26), основанную на символах. Они были разбиты по трём основным направлениям: предупреждающие, предписывающие и указывающие. Но и тут мы пошли своим особым путём, значительно сократив в 1937 году количество введённых ранее дорожных знаков. Предлог был банален: такое большое количество рассеивает внимание водителей! И лишь с 1961 года их количество приросло до 78, и они приобрели более привычный современному автолюбителю вид.
Любопытно, что из всех используемых в нашей стране разнообразных дорожных знаков имеется один, который несколько раз появлялся и исчезал - это обозначение неровной дороги. Видимо, подобные происходившие метаморфозы были обусловлены состоянием самих дорог, которые становились в какой-то момент то ровными, то разбитыми. Тогда, собственно, и без знака всё было очевидно...
Перед тем, как впервые появиться на дороге, автомобиль проходил осмотр специальной комиссией, подлежал обязательной регистрации и получал официальные (печатные) номерные знаки. В народе их презрительно именовали «жестянками» за то, что выдавались они всего на год после ежегодной оплаты транспортного налога. Причём каждые последующие номера были совершенно отличные, старые же хозяин оставлял себе на память.
О спецсигналах. Пожалуй, в 70-90-ые годы в нарушение правил и самой конструкции автомобиля разве что самый ленивый чиновник не имел на своем автомобиле «люстры-мигалки». И не только. Государственный транспорт оснащался фарами белого или жёлтого цвета, рамками вокруг номеров, разноцветными пропусками на лобовом стекле и, безусловно, сиренами. Кстати, до 1987 года в СССР существовал уникальный зелёный цвет милицейской мигалки - его использовала замыкающая колонну служебная машина.
А вот в дореволюционной России таковым спецсигналом, от которого спешно ретировались с дороги пешеходы и повозки, был особый звон колокольчиков, устанавливаемых на пожарных и полицейских машинах. Подобной привилегией не обладал даже императорский автомобиль, не имевший никаких знаков отличий. Некоторые же министерские машины имели таблички синего цвета формата А4 с изображением короны (этакий своеобразный аналог спецномеров!). После революции колокола заменили пресловутой «крякалкой», выглядевшей как современная трубка с резинкой в руках футбольных болельщиков. У городских служб звук сигнала был одинаковым, а вот представителям власти полагался отличный тон.
Довольно долгое время регулировщики дорожного движения несли службу под открытым небом. И лишь в середине прошлого века одновременно с развитием светофорной системы для них стали устанавливать специальные цилиндрические будки на ножках, тотчас прозванные из-за внешнего сходства «стаканами» и ставшие привычным атрибутом городской дорожной панорамы и достопримечательностью крупных городов. Регулировщик в «стакане» возвышался над транспортным потоком, а широкий обзор позволял своевременно заметить и разрешить любую потенциально опасную ситуацию.
В начале 2000-ых почти все «стаканы» в Москве исчезли, остался лишь один - напротив Боровицких ворот Кремля. Однако спустя некоторое время они «возродились из пепла», теперь уже в новом качестве и современном оформлении (выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации). В отличие от своих величественных советских предшественников кабинки установлены на земле: хотя обзор сузился, зато при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет оперативнее покинуть пост.
Исторически сложилось, что привычным для нас является правостороннее перемещение на дорогах. Наверное, так было удобнее. Хотя во многих европейских странах всё было с точностью наоборот, и обусловлено это было совсем иной причиной. В стародавние времена путники передвигались тщательно вооружёнными, а правой рукой выхватить меч было гораздо сподручнее - вот и шли они по левой стороне дороги.
Ещё один любопытный момент. Если бы в 1812 году Наполеон выиграл войну с Россией, то дорожное движение в нашей стране могло бы быть левосторонним. А всё потому, что в каждой захваченной стране победоносный император сразу же менял правила игры...
И напоследок - о женщинах за рулем. На заре автомобилизма им разрешалось управлять автомобилем только при достижении 30-летнего возраста. Поэтому те долго не решались сесть за руль и обнародовать тем самым свой возраст.
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!