Найти тему
Российская Империя

Березинская битва 1812 года. Каннибализм, замерзание людей заживо и последний бой

Оглавление

В битве на реке Березине в ноябре 1812 года русским представился шанс полностью разгромить Великую армию Наполеона. Император еще раз доказал свое полководческое мастерство.

Победа, однако, оказалась очень дорого оплаченной.

Петер фон Хесс (Гесс). «Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 года».
1844. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Петер фон Хесс (Гесс). «Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 года». 1844. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Покидая Москву в октябре 1812 года, Бонапарт уже знал, что русские не примут крупного сражения, а отступят вглубь своей огромной территории. В такой ситуации единственным разумным вариантом был приказ об отступлении, чтобы спасти то, что осталось от Великой Армии.

Дорога через ад

Марш на запад в сторону Смоленска и Вильнюса быстро превратился в дорогу через ад. Армия была лишена еды и фуража для лошадей; вскоре в рядах наступил голод. Голодные солдаты предлагали золото и ценности, украденные в Москве, за кусок хлеба. В частях были нападения и убийства, потому что отчаянные солдаты нападали на начальство и сослуживцев, чтобы получить что-нибудь поесть. Поедали дохлых лошадей, были случаи каннибализма.

Французы постоянно подвергались нападениям со стороны регулярных русских частей, казаков и местных партизан, в результате чего потери росли день ото дня.

В конце октября погода испортилась. Начал идти снег, температура упала до минус десяти градусов. У солдат не было теплой одежды, у многих была потертая обувь. Чтобы уберечься от холода, они надевали различные наряды: женские меха, платья. Они обматывали ноги тряпками, чтобы хоть немного уберечь их от замерзания.

-2

На пути отступления катастрофически не хватало горючего, поэтому многие солдаты погибли от холода. У еще большего числа больных развились обморожения, которые привели к гангрене.

Домбровский теряет мост

В таком состоянии, растянувшись в несколько колонн, Великая армия достигла Березины, правого притока Днепра. Березина не была большой рекой, но из-за неожиданной оттепели ее течение растеклось гораздо шире, чем обычно. Переправе дополнительно мешали влажные и заболоченные берега.

Бонапарт намеревался перейти реку по 600-метровому деревянному мосту в Борисове. Задача его защиты была возложена на 17-ю польскую дивизию генерала Яна Хенрика Домбровского. В нем насчитывалось чуть более 4000 хорошо обученных, но очень уставших солдат.

21 октября наступление на плацдарм было предпринято вдвое большим количеством русских под руководством Павла Чичагова. После ожесточенной схватки Домбровский уже не мог защищаться и сдался, отдав мост русским (за что впоследствии подвергся резкой критике). Через два дня войска двинулись в контрнаступление на Борисов.

-3

Деревянные бревна, железные гвозди

Это была фатальная новость. Великая армия была отрезана на левом берегу Березины, и к ней подходили три русские армии. Генерал Петр Витгенштейн следовал с севера, адмирал Чичагов и Михаил Кутузов с востока.

У русских был шанс окружить и уничтожить войска Наполеона. Тем более, что силы их насчитывали 120 000 воинов, а Бонапарт мог противопоставить им лишь около 37 000, к тому же голодных, уставших и в ужасном моральном состоянии.

Километрах в десятке от Борисова, у села Студзянка, был обнаружен брод на Березине. В этот момент французские и польские саперы начали строить два моста, один для пехоты, другой, более прочный, для артиллерии и повозок.

Мосты должны были быть довольно длинными, так как, как уже говорилось, Березина шириной 25-30 метров в этом месте разлилась в результате оттепели в четыре раза шире. Далее на «400-600 ярдов» тянулись заболоченные берега. Чтобы получить древесину для строительства, окружающие крестьянские избы были снесены. Поскольку гвозди и скобы отсутствовали, были устроены две полевые горны, в которых эти элементы выковывались из разного железа, найденного в снесенных избах.

-4

Саперы умирают от переохлаждения

Саперы строили мосты в экстремальных условиях. Еще в Орше Наполеон приказал разрушить переправочные понтоны, убежденный, что в условиях сильного мороза они не понадобятся. Теперь это было бы спасением для саперов. Этих воинов погружали в ледяную воду, среди плывущих льдин, и они вбивали в дно деревянные козлы, на которые клали бревна.

Дно было илистое и его приходилось держать несколько минут, прежде чем козел укрепится. Более 100 инженеров заплатили за эту работу своими жизнями — они умерли от переохлаждения.

«Император целый день строил мосты. Его присутствие поднимало настроение саперам и понтонерам, которые, работая с большой самоотдачей, должны были то и дело заходить в ледяную воду для устранения повреждений. Мост был построен из бревен, которые сломались под тяжестью орудийных башен и марширующих войск»,

— писал в своих мемуарах генерал Арман Коленкур, участник экспедиции в Россию.

-5

Однако жертва саперов окупилась. Работы по строительству начались утром 26 ноября, а уже в этот день мост для пехоты был почти готов, и первые войска двинулись в путь. Николя Удино перешел на другую сторону. Через три часа был достроен второй мост, и по нему стали проезжать артиллерия.

27 ноября через реку перешли гвардейцы и император, а в этот и на следующий день остальное войско. 29 ноября мимо прошли последние бойцы корпуса Виктора и мосты были подожжены.

Генерал сдается

Однако, прежде чем это произошло, за переправу шла ожесточенная битва. На левом, восточном берегу сохранился 6-тысячный заградительный марш. Виктор и дивизия генерала Луи Партуно. Эти силы были атакованы Витгенштейном и в ожесточенной борьбе стали приближаться к реке. Французская пехота контратаковала, но была уничтожена огнём русских пушек.

Поэтому Виктор бросил свою кавалерию в бой. Она отрезала часть русской пехоты, но сама была разбита кавалерией Витгенштейна и отступила с большими потерями. Тогда-то и была введена в бой закаленная в испанской кампании пехотная дивизия герцогства Варшавского.

Поляки ударили силой, оттеснили русских и обеспечили мир до вечера. Это позволило Виктору переместиться на другую сторону. Он пересек мосты в порядке и с большей частью орудий.

-6

Генералу Партуно пришлось хуже. Его дивизия была отрезана от переправы войсками Витгенштейна. Партуно решил ворваться в реку, но атаковал с разных сторон, подавленный известием о том, что мосты в Студзянке горят, сам сдался. Капитуляция вызвала возмущение Наполеона и его окружения.

Паника на мосту

Когда 29 ноября через Березину прошли французские арьергарды, среди тысяч мародеров, стоявших лагерем на левом берегу (подсчитано, что их могло быть около 40 000), которых прежде не пускали на мосты, вспыхнула паника. Увидев, что они одни, они бросились к переправе, теснясь и загоняя друг друга в воду. Другие, в свою очередь, бросились грабить оставленные позади телеги и кареты.

-7

Вот как описал это адъютант Наполеона, Филипп Поль де Сегюр:

"Плотная, раскачивающаяся толпа людей, сотни телег и лошадей осадили въезд на мост. Те, кто шли первыми, подталкиваемые давившими сзади, имели перед собой только воду, умирали в толпе, под ногами обезумевшей от страха толпы или погружались в пучину реки между острыми грудами льда. Толпа взревела и закачалась, эхом разнося глухой ропот, стоны и проклятия".

После 8.30 утра 29 ноября мосты были подожжены. На левом берегу стояли тысячи мародеров и повозок с добычей и снаряжением. Все это попало в руки войск Витгенштейна.

Поляки защищают переправу

Вторая часть боя произошла на правом берегу Березины у села Стахов. Остатки корпусов Удино, Нея и Даву (всего около 8000 человек, включая поляков) развернулись в обороне, преградив подход к мостам армии адм. Пала Чихагова численностью около 25 000 солдат.

В лесу, в снегу шли ожесточенные бои на штыках. Польские солдаты из Вислинского легиона и полков Герцогства были храбры. Их поддерживала артиллерия дивизии генерала Домбровского. Чтобы заставить замолчать тяжелые русские пушки, атаку 12-го пехотного полка возглавил генерал Юзеф Зайончек со шпагой в руке.

Некоторое время спустя, пушечное ядро раздробило ему ногу, которую ампутировали. Генерал передал Домбровскому командование 5-м польским корпусом. Этот, однако, также был ранен в руку и живот. В конце концов, командиром корпуса стал генерал Изидор Красинский (позже тоже раненый).

-8

Он решился на рискованный шаг: послал для боя в лесу и на снегу конницу — кирасиров и польских улан. Их атака застала руских врасплох: 2000 пехотинцев были убиты, 600 взяты в плен, несколько русских генералов были ранены.

Атаку французской кавалерии остановили только русские гусары и драгуны. Наступившие сумерки положили конец ожесточенной битве. Переправа была сохранена.

За четыре дня боев на реке Березине через мосты перешло около 25 тысяч солдат: 20 тысяч по мосту пехоты, 4 тысячи по артиллерийскому мосту и около 22 тысяч раненых. Ведь сражение было успехом Наполеона: он не дал русским окружить и разгромить свои войска, а вывел их из западни.

За исключением того, что Великая армия уже не была похожа на старую армию. Боеспособных солдат было немного, большинство из них были больны, ранены и деморализованы. Вся эта оторванная группа теперь двинулась в сторону Вильнюса.