Тему итальянских казаков в войне против СССР я уже затрагивал. А были ли казачьи формирования в румынской королевской армии? Ведь действовала она на территории традиционного проживания казаков: на Дону, на Кубани, на Тереке. Кроме того, румыны были в большинстве своем православными, как и казаки! Попытался разобраться в этом вопросе. Удалось найти заметку «Казаки в Румынии» в эмигрантской газете «На казачьем посту», издававшейся в Праге, за январь 1942, которую процитирую: «Казаки-националисты в Румынии всегда проявляли активность в работе на благо Казачества, Родины и непримиримую вражду к ее угнетателям. Советское правительство не раз протестовало против работы казаков-националистов. Его последний протест у румынских властей был 11 февраля 1938, о чем сообщалось и в газете «Правда» С начала военных действий против СССР казаки - националисты открыто выразили свое желание снова бороться против своего заклятого врага московского большевизма, а ряд казаков добровольцами вступил в румынскую армию. Был произведен сбор в пользу нужд румынской армии. Казачья солидарность и жертвенность в борьбе против красной нечисти были отмечены в письме казакам заместителя премьер-министра проф. М. Антонеску от 22. IX. 41. Румынская пресса широко информировала своих читателей о чаяниях и стремлениях казачьего народа». Стало быть, казаки-подданные румынского королевства таки служили добровольно в румынской армии. Но, увы, больше ничего! В основном , попадались только лишь "обратные" свидетельства о том, как советские казаки громили румын. В общем-то от Румынии, выделившей самый крупный кавалерийский контингент для войны с СССР среди войск Оси, и где традиционно кавалерия с ее каларашами и рошиорами, составляла гордость вооруженных сил, ожидать создания каких-то особых казачьих формирований из казаков-перебежчиков, не приходилось.
Тут бы со своими кавалеристами разобраться! Но попался мне «Справочник военного коллаборационизма Российского казачества во 2-ой мировой войне", где в списке формирований «Казакии» под номером 8 указано: "Казачьи части Соединения «Фон Юнгшульц» Румынской армии, в Сталинградской области,(Румынско-немецко-казачьего): 2 полка, 1 батальон." Одно из первых казачьих соединений Вермахта «мервтоголовый» 3-й Кубанский казачий полк, созданный немцем Иоахимом Вернером Реберном фон Юнгшульцем летом 1942 года в составе 1-й танковой армии Клейста в районе Ачикулака, имеет широкую известность.
Первоначально полк представлял собой дивизион, так как состоял из двух эскадронов: чисто немецкого и собственно казачьего. 3-й и 4-й эскадроны были сформированы в сентябре 1942 года в станице Каясула и хуторе Березкин, 5-й эскадрон прибыл из Симферополя. Позднее полку был придан ряд мелких подразделений. На 25 декабря 1942 года полк насчитывал 1530 человек. На вооружении находились 6 минометов, 6 станковых и 56 ручных пулеметов, 42 противотанковых ружья. С сентября 1942 года полк находился на левом фланге 1-й Танковой армии в районе Ачикулак-Буденновск и вел успешные бои против советской конницы. Здесь казаки прикрывали стык между частями соединения генерала Фельми и 40-го танкового корпуса. 17 октября эскадроны полка принимали участие в наступлении, где понесли большие потери и были вынуждены отступить. 30 октября полк противостоял кавалерийским атакам в направлении Ачикулака. Здесь 30 ноября в районе АгаБатырь - хутор Дыдымкин казаки, взаимодействуя с моточастями корпуса «Ф», разгромили советский кавполк. В начале января 1943 года полк с боями отходил в северо-западном направлении к станице Егорлыкской, где присоединился к частям 4-й танковой армии. Впоследствии полк «Юнгшульц» был передан в подчинение 454-й охранной дивизии и переброшен в тыл армейской группировки «Дон». В феврале - марте 1943 года полк действовал против партизан в районе Киева. Позднее был включен в состав 1-й Казачьей дивизии.
Как-то румынами тут и не пахнет. Но в книге Франсу де Ланнуа «Казаки Паннвица» сказано, что в целях изучения вопроса о создании казачьих частей в составе Вермахта полк Юнгшульца посетил 28 сентября 1942 командированный штабом Главного командования сухопутных сил Вермахта подполковник фон Паннвиц (кстати, в дальнейшем Паннвиц заведет себе телохранителей, одетых и экипированных по образцу юнгшульцевцев).
Вскоре в Ворошиловске ( Ставрополе) Паннвиц приступил к созданию кавалерийской группы Паннвиц, из названия которой сознательно было исключено "казачья", но довершить дело не успел, поскольку отбыл в Сталинградскую область, где возглавил тактическую группу, состоящую из бронетанковой бригады, румынской кавалерийской бригады, румынской артиллерийской батареи, казачьих отрядов из частей, сформированных атаманом Павловым, и различных немецких частей.
В задачу группы Паннвица входила ликвидация угрозы 4-й танковой армии, командовал которой генерал Герман Гот. И вот тут, похоже, будущий казак станицы Ессентукской и Походный Атаман всех казачьих войск Гельмут фон Паннвиц и стал на какое-то время командиром румынских казаков. Ведь с 21.11.1942 командующий румынской 4-й армией Константин Константинэску-Клэпс, находившийся до этого в подчинении командующего германской 4-й танковой армией Германа Гота, стал командующим 4-й германской танковой армии.
После этой рокировки конно-механизированная группа «Фон Панвиц» (Reiterverband v.Pannwitz), или, как ее еще именовали, боевая группа «фон Панвиц» (Kampfgruppe «v.Pannwitz») оказалась в подчинении румынского командования, а стало быть он сам и его казаки стали в какой-то мере румынскими! Помимо румын, а также пеших и конных казаков группа Паннвица включала в себя группу Зауфанта, созданную на базе I-го танкового батальона 36-го танкового полка, а также зенитки и тыловые части немцев. 26 ноября боевая группа Паннвица контратаковала с севера наступаювшую южнее Шарнутовского и Дарганова через Крайнюю Балку на Котельниково 61-ю кавалерийскую дивизию 4-го советского кавалерийского корпуса, которая была вынуждена отойти.
При этом группа Паннвица поддержала расположенную около Дарганова румынскую группу-отряд "Корнэ" полковника Раду Корнэ.
27 ноября боевая группа Паннвица нанесла удар через Гремячий во фланг и тыл наступавшей с севера на Котельниково 81-й кавалерийской дивизии 4-го кавалерийского корпуса РККА, которая тоже отступила.
Не полностью закончивший формирование в Средней Азии 4-й советский кавкорпус состоял на 60 % из казахов, киргизов, узбеков, таджиков и туркмен и не имел бронетехники. С 29 ноября по 15 декабря боевая группа «Зауфант» в составе боевой группы Паннвица вела контратаки и оборонительные бои в районе северо-восточнее Котельниково при Небыково, Нижние Черни и в районе к западу от Дарганова. Боевые группы Паннвица и Зауфанта смоги восстановить порядок в панически отступавших румынских войсках и немецких тыловых частях. Они на некоторое время стабилизировали фронт юго-западнее Сталинграда. С 10 декабря группа полковника Паннвица вела оборонительные бои южнее Дарганова и Пимен-Черни. В те дни, когда в районе Дона в отступавших немецких и румынских войсках в основном царила паника, большие награды буквально сыпались на голову тех немецких командиров, которые смогли оказать сопротивление наступавшим советским частям. За оборонительные бои в конце ноября уже 17 декабря майор Б. Зауфант получил Рыцарский крест из рук полковника генерального штаба Дёрра (Oberst i. G. Hans Dörr), начальника штаба взаимодействия в 4-й румынской армии, а 22 ( по другим источникам — 24) декабря полковник Г. фон Паннвиц был награждён «Дубовые листьями» к Рыцарскому кресту (EL RK № 167) и румынским высшим военным орденом Михая Храброго.
Если принять к сведению, что в группе Паннвица участвовали казаки Павлова, то это - тот самый С.В. Павлов который в 1942 году с приходом немцев в Новочеркасск организовал пластунскую сотню и 1 - й Донской казачий полк. Собственно, это и были "румынские" казаки.
Конечно, нельзя исключать, что в состав группы Паннвица входила и какая-нибудь сотня Юнгшульца или отдельные казаки, которые тоже временно стали румынскими.
Были ли еще прецеденты создания румынами или подчинения им казачьих формирований — не нашел. Единственное что может в какой-то мере косвенно свидетельствовать в их пользу, это упоминание о случаях совместного патрулирования черноморского побережья в районе Новороссийска немцами и румынами с участием отдельных казачьих сотен и казаков.