Найти тему
Бумажный Слон

Цирк Карабаса

В цирке трагедий не показывают.

Д. Быков

Ну, вот и еще одно представление закончилось. Сижу в повозке на узлах с костюмами. Боль в груди сегодня отпустила, и можно спокойно вспоминать. А вспомнить обязательно надо, только вот что? Для начала, как я сюда попала?

Меня зовут Франческа Салче. Я работаю в труппе маркиза Карабаса, самой известной странствующей труппе в мире. Известны мы, разумеется, лишь в Темных Кругах, но все же.

Я пришла сюда всего месяц назад и пока ничего не умею, просто ассистирую другим артистам, а еще разучиваю карточные фокусы.

Месяц назад я бродила по главной площади небольшого приморского городка и размышляла, как дальше жить. Я сбежала из дома и осталась без денег, друзей и профессии одна в чужом городе. А вокруг шумела праздничная толпа. Все эти радостные счастливые люди отмечали день города. И ни одной живой душе не было до меня дела.

Проходя мимо одного из цирковых шатров, я почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. Я обернулась. На меня смотрел маркиз Карабас- высокий плотный человек без возраста, в пыльно-сером пальто и черном потрепанном цилиндре.

-Уделите мне минутку Вашего времени, сеньорита. Я ведь знаю, Вам некуда спешить.

Что-то в этом голосе заставило меня приблизиться к маркизу.

-Вам никто не говорил, что с такой внешностью Вы могли бы стать звездой на любой сцене?

-Меня не интересуют такие предложения.

-А чего бы Вам хотелось, сеньорита?

Я устало взглянула на собеседника. Еще один торговец чудесами. Сейчас посулит мне славу, богатство, неземную любовь так далее. Именно из-за таких красивых обещаний я и оказалась здесь. Влюбилась человека, которого приняла за принца из моих снов, сбежала с ним, оставив родителей и блестящее положение в обществе, а он обокрал меня и бросил в чужом городе.

При одной мысли об этом в глазах заблестели злые слезы.

-Я могу сделать так, чтобы Ваша душа не болела. Сейчас Вы чувствуете боль, обиду, разочарование, я могу сделать так, чтобы Вам стало безразлично все на свете.

-Какое-нибудь зелье? У меня нет ни гроша.

-Что Вы, сеньорита! Я предпочитаю другую магию. Я помогу Вам, а Вы - мне.

-Чего Вы хотите?

-Чтобы Вы украсили мою труппу…

-Я ничего не умею: ни петь, ни танцевать, ни ходить по канату. Чем я могу быть Вам полезна?

-Это касается только меня. Не задумывайтесь ни о чем. Я предлагаю Вам крышу над головой, , легкие деньги и избавление от душевной боли. Разве этого не достаточно, Франческа?

-Откуда Вы знаете мое имя?

-Я знаю куда больше, чем кажется.

Тут маркиз грубо схватил меня за руку и зашипел : «Не ломайся, или я сдам тебя в полицию за воровство!»

-Я ничего у Вас не крала!

-Но привлекать внимание полиции мы оба не хотим. Верно? Я знал, что мы поладим, Франческа.

Маркиз втолкнул меня в балаган. Почти все пространство занимал песчаный круг арены. На барьере сидела изящная светловолосая девушка и натирала мелом балетные туфельки.

-Селена, девочка моя! Это наша новенькая, Франческа. Отведи ее к себе в комнату, накорми и проследи, чтобы не сбежала. А потом можешь продолжать готовится к представлению.

Девушка встала, как сомнамбула, взглянула на меня невидящими серыми глазами и увела в соседнюю палатку. Там она усадила меня на какой-то ящик, принесла тарелку каши и ломоть хлеба и села перед зеркалом, расчесывать свои длинные косы и накладывать на лицо яркий грим. В близи цирковой грим выглядел , пожалуй, даже пугающе.

На несколько минут мы углубились каждая в свое: она в макияж, а я в свой ужин. Я очень старалась не забывать о хороших манерах, тем более, что была в комнате не одна, но голод сильнее воспитания, поверьте мне.

Через полчаса в палатке появилось новое лицо. Это лицо оказалось долговязым парнем с длинными черными кудрями, одетым видавший виды костюм принца.

Парень просунул голову палатку: «Селена, зашей, пожалуйста, дыру на рукаве. Опять, наверное, мыши прогрызли. Надо мне было дрессировать кота, а не обезьянку.»

Селена кивнула, и парень вошел в палатку.

-Что за красавицу ты прячешь в своих покоях?

-Это новенькая, Франческа. Ее привел маркиз и приказал следить, чтобы не сбежала.

-Да брось, Селена, ты же знаешь, что от маркиза не сбегают.

Он снял свой колет и отдал девушке, чтобы та зашила прореху.

-А я –Джордж. Местный принц, шут и лучший в мире дрессировщик обезьян.

-Рада знакомству, принц.

Я поклонилась почти также, как кланялась когда-то на домашних балах. Джордж удивленно поднял бровь и поцеловал мне руку.

-А чем занимается Селена?

-Она поет, танцует на проволоке, а еще у нее есть номер с голубями. А что умеете делать Вы?

-Ничего столь же фантастического.

-Вы быстро научитесь.

-А кто еще есть в труппе?

-Сейчас больше никого. Раньше были Черная Лу- самая сильная женщина в мире, карлик Филипп и укротитель хищников Цезарь Малеконе. Но все они исчезли. Куда - загадка. Одна из многих загадок нашего цирка. Так что теперь маркиз в поисках новой звезды.

Вдруг лицо Джорджа стало серьезным, и он взял меня за руку.

-Ты лучше скажи, что ты отдала маркизу, что он пообещал тебе?

-Избавить меня от душеной боли.

Джордж посмотрел на меня так, будто я попала в большую беду, о которой ничего не знаю. Мне захотелось задать сразу сотню вопросов, но тут вдалеке послышался голос маркиза и интересный разговор оборвался на полуслове.

Что мне еще вспоминается? Первое выступление. Точнее, я в тот вечер не выступала, а ассистировала Джорджу. Ничего сложного: вовремя подать кегли, кольца и обручи для жонглирования и следить, чтобы обезьянка Жако вела себя тихо и не выскочила раньше времени на арену.

Я сидела за кулисами и держала Жако на руках, поглаживая его короткую рыжую шерстку. А еще разглядывала публику через прореху в занавесе. Публика подобралась странная: женщины, закутанные в длинные шали, мужчины во фраках и цилиндрах. Что-то не так, но что?... В зале не было ни одного ребенка. Ни одного. Да что же это за цирк?

Раздались аплодисменты. Маркиз Карабас в своем лучшем костюме из зеленого бархата и шелка вышел поприветствовать публику.

-Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Цирк Карабаса имеет честь приветствовать сегодня элиту Темных Кругов. Сегодня и только сегодня вас ждет незабываемое зрелище - живые марионетки. Люди, ставшие куклами ради богатства, власти и других человеческих иллюзий. Иллюзии правят миром, дамы и господа! Сегодня вы в этом убедитесь.

Зал взорвался аплодисментами. О чем он говорит? Люди, ставшие куклами? Это бред сумасшедшего! Я уже готова была выбежать на арену, но тут Джордж, в гриме и костюме преградил мне путь.

-Не надо, Франческа. Молчи, или они тебя разорвут. Это же не люди.

-А кто?

-Я не знаю. Это знает только маркиз, но поверь, сегодня в зале нет НИКОГО, похожего на человека. Ты скоро поймешь. А пока молчи и не привлекай к себе внимания.

И мы вышли на арену. Дальней шее помню, как калейдоскоп: Джордж жонглировал, пел комические куплеты, вызвал на шуточный поединок высокого статного юношу из публики, а еще заставил Жако танцевать с маленьким бубном. Я едва успевала подавать реквизит, пару раз уронила кегли, а про то, что нужно улыбаться публике и вовсе забыла. Наконец, номер закончился, и мы ушли за кулисы. Джордж почти упал на какой-то ящик и вытер пот со лба.

-Молодец, Франческа. Теперь можно отдохнуть. Унеси, пожалуйста, Жако и принеси мне воды.

Когда я вернулась, под куполом цирка уже кружили белые голуби Селены, а сама она танцевала на проволоке. Этот номер меня очаровал. Селена показалась мне неземным созданием из старинных сказок. Может быть заколдованной принцессой? Маленькой, хрупкой, нуждающейся в защите… Такой, какой я никогда не была. Но вот номер закончен и передо мной прежняя, немного странная Селена.

Под занавес на сцене маркиз Карабас. Публика устраивает овацию. В начале маркиз показывает несколько трюков со свечами, зеркалами и магическим ящиком, а потом вызывает нас всех на арену. Это уже поклон? Еще нет. Мы выстраиваемся перед маркизом, как послушные дети. Он заглядывает в глаза каждому из нас. Голос Карабаса становится монотонным, движения замедляются, в глазах мелькает странное выражение. На миг мне кажется, что на меня смотрит огромная змея, а не человек. Что со мной происходит?

Вдруг в памяти всплывают слова покойной бабушки: «Никогда не смотри в глаза цыганам. Кто бы что ни говорил, в их жилах течет волшебная кровь. Встретишь цыгана - молись, тогда он не сможет тебя заколдовать.»

Дорогая моя бабушка! Чтобы ты сказала, если бы узнала, что твоя маленькая Франческа однажды выменяла свой золотой крестик на еду, а теперь стоит на арене цирка и смотрит в глаза человеку со змеиным взглядом? И все же я зашептала «Ave Maria». Наваждение тут же рассеялось. На долю секунды меня даже позабавило то, как изгибаются в невероятном танце и поют не своими голосами Джордж и Селена. Потом накатила жалость к ним и злоба на маркиза. Наши взгляды встретились. Маркиз все понял. Я решила, что сейчас он убьет меня. Но Карабас лишь зашипел, как рассерженный кот: «Не смей сорвать мне номер!»

Я не отвожу взгляда. Тогда маркиз поскорее заканчивает представление и отпускает нас за кулисы.

Это был наш первый конфликт.

На следующий день маркиз снова собрал нас на арене. В этот раз в шатре не было публики, только несколько кружочков конфетти напоминали о вчерашнем представлении.

Джордж и Селена сидели на барьере вокруг арены, а меня маркиз подозвал к себе.

-Ну что же, Франческа, Вы видели мою труппу, поучаствовали в представлении, понравились нашей привередливой публике и даже попытались сорвать мое выступление. Теперь Вам слишком многое известно, чтобы мы могли расстаться. Это ясно нам обоим, не так ли?

К тому же, я должен выполнить свое обещание и избавить Вас от душевной боли. Я всегда поступаю так, как обещал. Приступим. Повторите за мной: «Я, Франческа Салче, будучи в здравом уме и твердой памяти, добровольно отдаю маркизу Карабасу самое ценное, что у меня есть. Взамен Маркиз Карабас обязуется дать мне славу, богатство, решение всех моих проблем и берет на себя полную ответственность за мою дальнейшую жизнь и судьбу. Сделка совершена.»

Я повторила странный договор. В этот миг небо заволокло тучами, над моей головой грянул гром, сверкнула молния, а глаза маркиза совершенно точно стали змеиными. Но через секунду наваждение рассеялось. Передо мной снова стоял Маркиз Карабас в своем пыльно-сером пальто.

-Что я должна Вам отдать?

-Самое ценное, что у Вас есть, Франческа. А что может быть дороже сердца?

«Вы хотите вырезать мне сердце?»-наверное, я побледнела. Во всяком случае, руки у меня задрожали.

«Нет, зачем же? Вы сами отдадите мне его.»-по-кошачьи ухмыльнулся маркиз.

«Просто скажите «Отдаю». Смелее, девочка моя, это не так страшно»,-он подошел ближе и теперь угрожающе нависал надо мной: «Ну же, или ты думаешь, что я играю с тобой в игры?» Его рука потянулась к моему горлу.

«Отдаю.»,-шепнула я. А дальше произошло то, во что я никогда бы не поверила, если бы не шрам и не боли в груди, от которых я до сих пор страдаю. Мое сердце вдруг застучало гулко и быстро, словно и в самом деле хотело выскочить, потом грудная клетка раскрылась, как дверца шкафа, и сердце выпало прямо в ладонь маркиза.

Весь мир вмиг заполнила острая боль, и я упала на песок арены под ноги Карабасу. Рубашка намокла за секунду, и теперь кровь фонтаном вытекала из раны в груди. Еще немного и я просто умру. Тут ко мне подскочил Джордж.

-Помогите ей! Неужели Вы не видите?! Ни я, ни Селена так не страдали.

-Успокойся, мальчик.

Маркиз рывком поднял меня и приложил ладонь к ране. Секунда, и рана закрылась. Остался только уродливый красный рубец. Маркиз брезгливо отбросил меня на руки Джорджу.

-С ней все будет в порядке. Эта девушка слишком ценный товар, чтобы потерять ее из-за пустяковой царапины… Но на твоем месте, мальчик, я не влюблялся бы в девушку без сердца.

Тут я открыла глаза.

-Ну что же, добро пожаловать в труппу Карабаса, Франческа. Теперь ты такая же, как остальные.

Дальше- провал в памяти. Пришла в себя лежа на каком-то подобии кровати, закутанная в теплое одеяло. Джордж сидел на краешке постели и пытался напоить меня горьковатым травяным настоем.

Попытка сесть на постели вызывает боль в груди. Сжимаю зубы. Осторожно прикасаюсь к шраму.

-Так мне не приснилось? Маркиз, правда, забрал мое сердце?

«Правда.»-Джордж смотрит на меня печальными все понимающими глазами. Так смотрят большие добрые собаки.

-А что он забрал у тебя?

-Память. Я ничего не помню о себе до того дня, когда вышел на арену впервые. Даже имя мне дал маркиз. В честь своего любимого попугая.

-А Селена?

-Волю. Она устала принимать решения. Теперь ей не нужно этого делать. Каждый из нас получил, что хотел.

Тут в палатку вошла Селена.

-Франческа, тебя хочет видеть Карабас.

На нетвердых ногах выхожу из палатки и иду на арену к маркизу. Поймав на себе его испытующий взгляд, поднимаю голову, выпрямляю спину и стараюсь двигаться так же легко и грациозно, как на светских раутах. У меня почти получается. Маркиз чуть кивает мне и предлагает присесть. Сажусь на барьер, по - прежнему стараясь держать осанку и не отводить взгляда от лица Карабаса.

-Браво, Франческа! Вижу, Вы уже пришли в себя. Теперь пора поговорить о деле. Чем именно Вы будете заниматься в моем цирке? У Вас есть какой-нибудь талант?

-Насколько мне известно, нет. Я мало приспособлена для цирка.

-Не скромничайте, милое дитя, одним талантом Вы, несомненно, обладаете. Я предлагаю Вам освоить иллюзии. Начать можно с чего-нибудь простого.

Маркиз хитро улыбается и достает карту из моей прически. Пиковый туз.

Беру из его рук карту.

-Я согласна.

С тех пор маркиз взялся за мое обучение. Я провожу по многу часов, учась отвлекать зрителей от того, что происходит у них перед глазами и тренирую подвижность и чувствительность пальцев. А душевная боль, в самом деле, прошла. Теперь воспоминания о моей несостоявшейся любви, о доме, о семье не вызывают никаких эмоций. Ни радости, ни отчаяния. Ничего. Маркиз сдержал слово.

Только вот иногда боли в груди не дают заснуть по ночам. И еще, мне теперь всегда холодно.

Следующий вечер воспоминаний выдался у меня нескоро. А все из-за Джорджа.

Мы давно уехали из того городка, где я впервые увидела Карабаса. Я уже успела стать фокусником: веселым и циничным провокатором, умеющим удержать внимание зала. Волнение перед выходом на арену давно прошло. Теперь я точно знаю, кто приходит на наши представления. Мне все равно. Лишь бы только они платили. Это забавно: они считают меня живой куклой, но вызывая гостя из зала, для участия в фокусе, я чувствую, что игра сейчас идет по моим правилам. Если угодно, я бросаю им вызов. Маркиза это развлекает. Иногда он шутит, что подарит мне свой цирк на следующий день рождения, если к тому времени я стану достаточно злой.

Что же сегодня выбило меня из колеи? Джордж. А точнее, новая гениальная идея маркиза. Он предложил нам с Джорджем поставить совместный номер. Почему бы и нет? Клоун и фокусник-это хороший тандем.

-Мне нужно от вас нечто особенное. Номер, который заставит зрителей затаить дыхание. Трюк на грани жизни и смерти. Вы понимаете, о чем я, дети мои?

Джордж недоуменно пожимает плечами: «Пока нет, маркиз.»

-Публика любит риск, особенно, когда рискует кто-то другой.

Маркиз достает из кармана своего серого пальто пожелтевшую цирковую афишу. С афиши скалится жуткого вида пират с мясницким тесаком. «Бартоло Скарпони- метатель ножей! Только одно представление! Спешите видеть!»

-Вы хотите пригласить в труппу этого Скарпони, чтобы мы с Франческой ему ассистировали?

-Если он мастер в своем деле, то я согласна.

-Зачем мне приглашенная звезда, если есть вы. В моей труппе выступает единственная в мире девушка без сердца. Неужели ей не хватит хладнокровия?

Эти слова прозвучали, как вызов. Да как он смеет усомниться?! По глазам Джорджа понимаю, что ведусь на самую банальную провокацию, но ничего не могу с собой поделать...

-Хватит, маркиз!

-Я в Вас не сомневался, Франческа! Вы умеете метать ножи?

-Нет. Только дротики. Меня научил отец. Он всегда метал их, когда гневался. Чаще всего - в мишень. А иногда- в слуг.

Карабас покровительственно мне улыбнулся: «Я обещаю, Вы превзойдете своего отца.»

По знаку маркиза, Джордж приносит мишень и дротики. Встаю в стойку в трех шагах от мишени. Дротик непривычно тяжелый. Или это я отвыкла? Бросок. Могло быть и хуже. Маркиз довольно улыбается.

-Я ожидал гораздо худшего.

Протягивает мне небольшой метательный нож.

-Попробуйте, хотя бы в эту афишу.

Нож непривычно лежит в руке. Ищу баланс. Просчитываю в уме траекторию броска… Так учил папа. Может быть, это единственное, чему он успел меня научить. Я сейчас собрана и совершенно спокойна. Бросок. Попадаю в огромную букву «О» в имени «Бартоло». Маркиз уже предлагает новую мишень … Что было потом, помню, как в тумане. Я все метала и метала ножи в цель, и казалось, этому не будет конца. А маркиз все смотрел на меня змеиным взглядом и повторял, что я такая же, как мой отец.

Очнулась я, только увидев на арене Джорджа, привязанного к доске, и поняв, что все еще держу в руке нож… Я собиралась метнуть его в человека.

-Никогда!

Это я прокричала вслух и бросилась к Джорджу, чтобы перерезать веревки. Руки дрожат, так, что я несколько раз режу запястья своего друга. Тело клоуна затекло , и он едва не падает на арену. Сколько же он тут стоит? Провожу пальцем по отметинам на доске. Их оставила я? Не помню.

Выбегаю из шатра. Ничего не вижу из-за слез. Я чудовище! Я подняла руку на человека!

Через несколько минут Джордж находит меня, сжавшуюся на каких-то тюках.

Он садится рядом. Я чувствую прикосновение его теплых ладоней. Мне отчего-то становится спокойно и уютно, как в детстве на руках у няни.

-Не плач, Франческа. Ты ничего плохого мне не сделала… Ты не метнула тот нож. Маркиз почти час тебя уговаривал, а я стоял и не мог шевельнуться. Ты этого не помнишь?

Прижимаюсь к своему другу теснее, очень хочется ему поверить.

-Не помню… Все было, как во сне…Я просто очень испугалась.

-Все хорошо, Франческа, все уже закончилось.

Теперь он гладит меня по волосам, как ребенка.

-Знаешь, когда я была маленькой, отец любил так школить новых лакеев. Новичок уронит нечаянно поднос или разобьет чашку, и его тут же ставят к стене … Как живую мишень… В такие дни я ненавидела своего отца.

«Он бил тебя?»,- голос Джорджа звучит глухо, я чувствую, как он сейчас встревожен.

-Нет, что ты! Он настоящий аристократ, почти всегда держал себя в руках. Но я все равно его боялась.

-Теперь я с тобой. Ты никогда больше не будешь бояться.

Утром я нашла на своей подушке белую лилию. Я знаю, чей это подарок.

Маркиз ненадолго оставил нас с Джорджем в покое. Жизнь в труппе идет своим чередом. С той только разницей, что теперь мы довольно часто разговариваем о прошлом. А точнее, я рассказываю, а Джордж - слушает. Он удивительно умеет слушать. Рядом с ним мне становится тепло, и боли в груди почти затихают. Иногда клоун берет меня за руку. От этих прикосновений чуть кружится голова, и хочется теснее к нему прижаться. Но я – девушка без сердца. Какое у нас может быть будущее?

А вот Карабаса я теперь избегаю всеми силами. Я решила покинуть труппу. Только вот как это сделать?

Спрашиваю совета у Джорджа. В тот день не было представления, и мы целый день репетировали. Вот и теперь Джордж делает растяжку на барьере, а я пришиваю новый потайной карман к своему костюму.

-Наверное, завтрашнее представление будет для меня последним. Я хочу уйти. Попрошу расчет и уеду, куда глаза глядят.

-Ты не сможешь далеко уйти от своего сердца. Стоит тебе покинуть цирк, как оно остановится, и ты умрешь.

-Почему же я не умерла до сих пор?

-Тебя поддерживает магия маркиза. Пока ты ему полезна, пока привлекаешь публику и приносишь деньги.

-Значит, мне не вырваться отсюда?

-Из этого цирка уходят только на кладбище, Франческа.

-А почему ты все еще здесь? У тебя же не вырвано сердце.

-Я сбежал сюда от своей памяти. Это был мой шанс начать новую жизнь. Шанс, о котором многие мечтают.

-Где маркиз прячет мое сердце?

-В потайном шкафу. Я видел его. Оно плавает в колбе с эликсиром жизни и мерцает золотым светом, как окна родного дома.

-Ты слишком многое знаешь, Джордж.

-Я здесь не первый год. Пришлось увидеть всякое. И как исчезали другие - тоже. Я не хочу, чтобы исчезла ты.

-Тогда помоги украсть сердце из шкафа. Оно создано не для коллекции маркиза.

Повисает тяжелая пауза. Пытаюсь поймать взгляд Джорджа, но он избегает смотреть на меня.

-Пожалуйста, Джордж, отпусти меня. Или я сбегу сама. Лучше умереть на свободе, чем на всю жизнь остаться в труппе. Я не кукла для маркиза! Я живой человек.

-Я думал, что ты однажды смиришься. Как смирились мы с Селеной.

Теперь он стоит передо мной: высокий, нескладный, чем-то похожий на виноватого подростка. Оставляю работу и подхожу к нему.

-Ты тоже еще не смирился. Иначе бы ты не опекал меня, не осмеливался трунить надпубликой… Вспомни, тебя бы не пришлось привязывать к доске. Ты встал бы под ножи сам...Ты сильный, Джордж. Очень сильный. Может быть, ты самый сильный и добрый человек, которого я знаю.

Взгляд Джорджа меняется. Теперь в нем загорается решимость, какой я не видела раньше. В моем друге не осталось ничего от шута, а только от принца. Этот новый Джордж мягко отстраняет меня от себя.

-Я помогу тебе, Франческа Салче, чего бы мне это ни стоило.

Случай представился через несколько дней. Меценат во фраке и цилиндре, и с впечатляющими клыками, передал маркизу за кулисы несколько бутылок вина. Маркиз не любит пить один, поэтому, он пригласил Джорджа и обезьянку Жако, составить ему компанию. Не знаю, что смешного в ужимках захмелевшей обезьянки, но у маркиза своеобразное чувство юмора. Направляясь в кабинет маркиза, Джордж, будто бы случайно, столкнулся со мной.

- Я постараюсь его напоить, а потом позову тебя. Жди.

Прошло больше часа. Наконец, пьяные крики и смех маркиза затихли. Маленький Жако прибежал ко мне и настойчиво потянул за собой в кабинет Карабаса.

В кабинете за накрытым столом храпел маркиз. Его рубашка была расстегнута, на груди поблескивал старинный ключ на шнурке. Джордж сидел над маркизом и не решался прикоснуться к ключу.

«Я не понимаю, спит он или притворяется»,- шепнул клоун. Наконец он тихонько свистнул, и ловкий Жако аккуратно расстегнул цепочку на шее маркиза. Тяжелый медный ключ упал мне в ладонь.

-Где потайной шкаф?

-Не здесь, иди за мной.

Мы проходим за перегородку и попадаем в другую, палатку, которую я никогда раньше не видела. Эта палатка намного больше всех остальных, сшитая из белого и черного шелка. Пустая, только у дальней стены стоит ящик для фокусов. Открываю его , вижу полку на которой стоит темно-фиолетовый кристалл, колба со сгустками красноватого тумана, и стеклянный сосуд, в котором плавает в какой-то мерцающей жидкости мое сердце. Сердце ровно бьется, слегка задевая стенки сосуда.

Беру сосуд в руки. Сердце начинает биться сильнее, кажется, в мире нет других звуков, кроме его биения.

-Что делать дальше?

Тут в палатку входит маркиз. Его глаза светятся в сумраке, а на лице застыла жуткая улыбка. Я замираю от ужаса, как жертва перед хищником. Нет сил даже на то, чтобы сделать вдох. Время замерло. Но маркизу, кажется, нет до меня дела. Все его внимание приковано к Джорджу. Между ними двумя будто разыгрывается какая-то неизвестная мне драма.

-И что тут у нас? Попытка обокрасть меня? Браво, вам почти удалось. Что примечательно, ты, мальчик мой, решил украсть не свою память, а ее сердце. Я вырастил тебя, дитя трущоб, а ты предаешь приемного отца ради первой же юбки?

-Вы мне не отец!

-И все же я создал тебя. Ты забыл того жалкого оборвыша, который, захлебываясь слезами, умолял спасти его от полиции? А память свою ты отдал мне почти с радостью. Я сделал из тебя настоящего артиста… А ты променял меня, цирк и мировую славу на улыбку Франчески. Веришь, что она любит тебя? Человек без сердца не может никого полюбить. К тому же, она- аристократка. А ты?

-Отпустите Франческу, маркиз! Она просто хочет покинуть труппу. Клянусь, она никому не расскажет ни о Вас, ни о цирке, ни о Темных Кругах.

-Теперь ей слишком многое известно. Она останется здесь навсегда. В этой палатке. Как тебе идея номера «Пленница зеркал»? К тому же, это будет хороший урок для тебя. У наследника Карабаса нет права на глупые сантименты.

По мановению руки маркиза из воздуха возникают три зеркала. Джордж смертельно бледнеет при одном взгляде на них. В зеркалах загораются красные искры, сумрак в палатке сгущается, а голос маркиза все больше походит на шипение змеи. Он то ли поет, то ли читает какое-то древнее заклятие на странном языке.

Я все еще не могу шевельнуться. Понимаю, что это конец. Через несколько минут меня не будет, останется только молчаливый призрак в одном из зеркал. Накатывает слабость и головокружение. В груди нестерпимая боль . Шепчу посиневшими губами : «Джордж…»

Джордж метнулся к шкафу и схватил колбу с туманом. Бросок, звон стекла. Палатку заполняет густой красноватый туман, в котором мелькают какие-то размытые образы. Маркиз заходится в хриплом кашле. Секунда, и Джорждж уже возле меня. Осколком колбы он разрезает шрам на моей груди и вкладывает сердце в грудную клетку. Весь мир заполняет острая боль, но маркиз надо мной больше не властен. Вдруг Джордж падает на землю… Он вздрагивает от рыданий, закрывает лицо руками и все время повторяет только одно: «Я –убийца». Сажусь рядом с ним. Нежно глажу волосы своего друга.

-Джордж, что случилось, о чем ты говоришь? Кого ты убил? Расскажи мне.

Через какое-то время Джордж приходит в себя. Мы садимся спина к спине, а туман вокруг нас становится все гуще и плотнее. Теперь он почти как вата.

-Франческа, выслушай меня. Ты не сможешь относиться ко мне по-прежнему, а тем более, не сможешь меня любить. Я не прошу об этом, только выслушай. Туман вокруг нас- это мои воспоминания о прошлом. Те, которые я отдал когда-то маркизу. Меня зовут Джордж Конелли. Я жил когда-то с матерью и отчимом недалеко от Обжорного рынка в Лондоне. Отчим часто напивался и избивал мать и меня. Я ненавидел его в такие дни. Однажды, он особенно разозлился за что-то , схватил нож и бросился на маму. Мне было десять лет, но я был единственным ее защитником .. Я повис у отчима на плечах, тогда он отшвырнул меня , как щенка. В голове у меня помутилось, я ударил его так сильно, что сбил с ног. Падая, отчим ударился виском об острый угол стола. Дальше помню только истошный крик матери. Она кричала, что я изверг, что я убил отчима. Я убежал. Долго скитался по городу, пока не набрел на фургон бродячего цирка. Заметив невдалеке полицейского, я решил, что он пришел за мной. Я спрятался под фургоном. Там меня нашел карлик Филипп и отвел к Карабасу. Дальше ты знаешь. Я действительно умолял его спасти меня от полиции и был только рад отдать мои воспоминания. Я был уверен, что они никогда не вернутся. Но от своего прошлого никому не уйти.

Я крепче сжимаю ладони Джорджа в своих. Спиной чувствую, какая сильная дрожь бьет сейчас моего друга. Говорю мягко и спокойно, как с ребенком, взвешивая каждое слово.

-Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь, понимаю, как тебе сейчас страшно и горько, Но ведь ты не убийца.

-Как?

-Ты не знаешь точно, убил ты своего отчима или нет. Верно? Единственное, что ты точно знаешь, -что ты защищал свою мать. Любой мужчина поступил бы так же. Ты в свои десять лет уже был мужчиной. Если бы ты не сделал этого, отчим искалечил или убил бы вас обоих. Так было бы лучше?

-Я боюсь, что я такой же монстр, как Карабас… Иногда мне хотелось убить его. Каждый раз, когда он издевался над новичками. Или когда люди исчезали из цирка неизвестно куда.

-Ты не такой, Джордж. Защищать себя и близких не преступление.

Я оборачиваюсь, обнимаю своего друга и пытаюсь поделиться с ним своей силой.

-Просто прими себя. Прими свое прошлое. Ты не мог поступить иначе.

-Ты все еще мне доверяешь?

Вместо ответа целую Джорджа. Его губы горчат степной полынью. Это всегда и у всех так? Не знаю… Так вот какой он - мой первый поцелуй. Я представляла его иначе.

Туман рассеивается. Джордж подает мне руку, и мы отправляемся на поиски Карабаса.

-Зачем нам его искать?

-Я хочу, чтобы он освободил Селену. Нельзя оставить ее здесь одну.

На арене цирка, мы находим изрядно постаревшего маркиза. Сейчас он кажется жалким и почти смешным.

Преданная Селена сидит у его ног, такая же полусонная, как всегда.

-Ну что ж, дети мои, вы уже наигрались в бунт? Я знал, что так и случится. Свобода опьяняет лишь на краткий миг. Но не думаете же вы, что сегодняшняя выходка останется безнаказанной.

Маркиз достает из-за пазухи странного вида хлыст, и замахивается на Джорджа. Джордж перехватывает и заламывает руку Карабаса, едва не выворачивая ее. Пальцы Маркиза разжимаются, хлыст падает на арену, я отбрасываю его носком сапога, как какую-нибудь гадину. Джордж вынуждает Карабаса сесть обратно на барьер.

-Маркиз, я давно не тот маленький мальчик, которого Вы так часто мучили для забавы.

Их взгляды скрещиваются, будто шпаги. Спустя долгую минуту, маркиз отворачивается.

-Ты и в самом деле повзрослел, Джордж. И, кажется, стал достойным противником. Чего ты хочешь?

-Отпустите нас: меня, Франческу и Селену.

-Что ж, я готов отпустить вас двоих, но не Селену. Ведь сама она об этом не просит. Самостоятельная жизнь не для таких, как эта девушка. Вы оба знаете, что нельзя уйти отсюда просто так. Победите меня, и сможете поступить со мной, с собой и с цирком, как пожелаете. Во время следующего представления публика увидит наконец смертельно опасный трюк. А пока можете отдохнуть.

И мы ушли за кулисы. Будто ничего не изменилось.

Через час маркиз объявляет свое решение: Через три дня он запрет Джорджа в волшебном ящике, а ящик отправит в машину, которая дробит кости на местной скотобойне .Если Джордж останется в живых, мы станем свободными, маркиз обязуется нас отпустить, и навсегда закрыть свой цирк.

Следующие три дня мы молимся и штудируем пособия по уличной и цирковой магии. Наконец, за сутки до представления, мы находим то, что нужно. Это рискованно, но другого шанса у нас нет.

Я прихожу к маркизу и говорю, что готова ассистировать во время фокуса. Маркиз странно усмехается, услышав эти слова. Может быть, ему тоже опротивел собственный цирк?

Джордж договаривается с местным плотником и зеркальщиком. Они обещают помочь. В ночь перед выступлением не могу уснуть. Завтра все решиться.

На вечернем представлении все идет, как обычно: Селена танцует с голубями, Джордж жонглирует и поет комические куплеты, я развлекаю публику карточными фокусами.

Наконец, наступает час , которого все ждали. Маркиз приглашает публику выйти из шатра. На поляне перед шатрами стоит устрашающего вида дробилка. Кости едут в нее по широкой подвижной резиновой ленте. Перед лентой стоит ящик для фокусов. Бьют барабаны. Маркиз объявляет, что двое его артистов сегодня решили поиграть со смертью. Зрители в восторге. Их глаза светятся кровожадным азартом. Твердой походкой иду к Джорджу. У нас все получится. Не может не получиться.

Вдвоем втаскиваем ящик на ленту. Помогаю своему другу влезть внутрь. Связываю ему руки и заколачиваю крышку. Маркиз запускает дробилку. Секунда… две… три… пять. Мое сердце стучит где-то в горле. Только бы нам все удалось! Еще секунда и ящик поглощает дробилка. Публика восторженно завывает. В этот миг адская машина останавливается, из нее выглядывает целый и невредимый Джордж и машет публике.

Взбешенный маркиз подбегает к нам: «Как вам это удалось?!»

-Не важно. Мы победили, и теперь Вы отпустите нас и навсегда закроете свой цирк.

В глазах маркиза полыхает пламя. «Убирайтесь!»,-он почти сплевывает эти слова нам под ноги. Мы с Джорджем кланяемся публике и навсегда покидаем проклятую труппу. Нас провожает фантастическая иллюминация- это горит цирк Карабаса.

Как нам удалось победить? Пусть это останется секретом.

Автор: natalya.lapshina

Источник: https://litclubbs.ru/articles/2916-cirk-karabasa.html

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

#цирк #куклы #клоуны #карабас