1 июня 2022 года РФС опубликовал документ "Ключевые финансовые показатели клубов РПЛ и ФНЛ-1 в 2021 году". Давайте проанализируем, как и на чем зарабатывают лучшие клубы РПЛ.
Под лучшими клубами РПЛ я подразумеваю топ 6 РПЛ за прошлый сезон (Зенит, Сочи, Динамо, Краснодар, ЦСКА, Локомотив), а также Ростов и Спартак, которые попали в рейтинг за былые заслуги. Также советую прочитать статью про клубы РПЛ, в которой я показываю какие клубы являются государственными, а какие - нет.
Начнем разбор с победителя РПЛ сезона 21/22, а именно с Зенита.
По информации, опубликованной РФС, доходы Зенита составляют 17 954 964 тыс. руб. Немаленькая сумма, только вот прибыль от спонсоров составляют 12 662 744 тыс. руб., что составляет 70,5%, космическая цифра, в процентом отношении это чуть ли не самый большой показатель в мире (по версии одной из крупнейших консалтинговых и аудиторских компаний Deloitte). Доходы в дни матчей (так называемый матчдей) составил всего 1 075 015 тыс. руб., примерно 6%.
Просто для сравнения, крупнейшие клубы Европы в матчдей получают около 16%, что почти в 3 раза больше, чем у Зенита, а от спонсоров получают 44,2%, что в 1,5 раза меньше, чем у Зенита. А у клубов поменьше и не таких звездных, доходы от матчдей еще больше, а доход от спонсоров еще меньше. Именно поэтому клубы Европы так борются за каждого фаната, потому что именно они несут им деньги, именно за счет них формируется бюджет. Еще можно сказать, что доходом от телетрансляций вообще можно пренебречь. Также можно сказать, что Зенит убыточен - минус 165 273 тыс. руб. по итогу года. На академию клуб тратит 708 881 тыс. руб. или примерно 4% от доходов.
С Зенитом все понятно, а как дела обстоят у других команд?
Сочи - доходы составили 2 252 916 тыс. руб., из которых 1 847 808 тыс. руб. или 82% от спонсоров. Прибыль от матчдей составляет 76 248 тыс. руб. или 3,38%. Расходы на развитие молодежного футбола - 27 073 тыс. руб. или 1,2% от доходов.
Динамо - доходы составили 6 872 766 тыс. руб., от различных спонсоров команда получила 5 759 639 тыс. руб. или 83,8%, что делает команду первой по этому показателю среди рассматриваемых.. Прибыль от матчдей составляет 6,67%. Расходы на академию составляют 180 407 тыс. руб. или 2,62%.
Краснодар - доходы составили 6 368 656 тыс. руб., от спонсоров команда получила 2 667 664 тыс. руб. или 41,9%. Прибыль от дней матчей составляют 507 306 тыс. руб. или примерно 8%. Расходы на академию составляют 1 044 456 тыс. руб. или 16,4%, что делает ее по расходам на молодежный футбол первой из рассматриваемых нами команд.
ЦСКА - доходы составили 4 799 648 тыс. руб., от спонсоров - 2 669 362 тыс. руб. или 55,6%, от матчдей - 314 122 тыс. руб. или 6,5%. Расходы на академию - 285 118 тыс. руб. или 5,9%.
Локомотив - доходы составили 7 670 222 тыс. руб., от спонсоров - 6 159 355 тыс. руб. или 80,3%. От матчдей - 324 511 тыс. руб. или 4,2%. Расходы на молодежный футбол - 238 073 тыс. руб. или 3,1%.
Ростов - доходы - 2 676 434 тыс. руб., от спонсоров - 926 077 тыс. руб. или 34,6%. Доходы от дней матчей - 101 483 тыс. руб. или 3,8%. Расходы на академию - 121 931 тыс. руб. или 4,55%.
Спартак - доходы составили 9 444 659 тыс. руб., от спонсоров - 6 683 561 тыс. руб. или 70,7%. Прибыль от матчдей - 1 057 901 тыс. руб. или 11,2%. Расходы на академию - 201 975 тыс. руб. или 2,1%.
В статье много сухих цифр, так а что в итоге? Какой вывод можно сделать? А выводов можно сделать несколько:
1) Самые большие доходы у Зенита. Национальное достояние делает свое дело.
2) В процентном отношении самые большие доходы от спонсоров идут у Сочи, но наравне с ним идут Спартак, Локомотив, Динамо, Зенит. Самый маленький процент доходов от спонсоров Ростов, всего 34,6%, вслед за ним идут Краснодар и ЦСКА.
3) Самый большой процент прибыли от матчдей у Спартака, что подтверждает звание самой народной команды. Затем идет Краснодар, а следом остальные команды. Самый маленький процент - у Сочи.
4) Больше всего на академию в процентах от доходов тратит Краснодар - 16,4%, следом идет ЦСКА - 5,9%.
А в целом можно сказать, что нашему футболу не нужны фанаты, они не приносят деньги. Заполняемость стадионов небольшая, для многих клубов стадионы - это убыточная статья расходов. Но даже те, кто ходит на матчи не приносят денег, они не покупают футбольную атрибутику на стадионе, не покупают еду в перерыве.
Доход от телетрансляций можно вообще не учитывать, так как наш футбол показывают бесплатно, покупать подписку и смотреть матч Оренбург/Тамбов, кроме фанатов этих команд, никто не будет.
Клубы получают деньги в основной своей массе только от спонсорских контрактов.
Команды практически не тратятся на академии, поэтому у нас так мало талантов раскрывается.
Надо менять подход к нашему футболу, надо продавать государственные клубы частным лицам, заинтересованным в футболе или тем, кто знает как делать деньги на футболе. А сейчас наблюдать за унылым футболом, в котором игроки ходят пешком на 60 минуте, не хочется никому, кроме самых преданных фанатов, верящих в то, что все может стать лучше.
На этом моя статья заканчивается. Очень рассчитываю на объективную критику и диалог по теме статьи. Подписывайтесь, ставьте лайки, дальше будет интересней. Спасибо.