Найти в Дзене

Почему взрослые так равнодушны? История травли, рассказанная подростком

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Свою историю травли мне прислала Владислава. Травля кончилась всего год назад после перехода в другую школу. Травма ещё свежа. Владиславе очень нужна поддержка, я надеюсь, тут на канале её будет много. Я намеренно оставила оригинальный текст Владиславы, применив самую минимальную редакутуру.

Мой буллинг начался в 5-ом классе. Я училась в обычной общеобразовательной московской школе, и в начальной школе всё было отлично. У меня был хороший класс и прекрасный учитель. Она очень умело поддерживала дисциплину и не допускала никакой травли. А вот с переходом в среднюю школу и сменой классного руководителя всё пошло под откос.

Многие мои одноклассники (особенно мальчики) в 5-ом классе резко почувствовали ощущение новой свободы и вседозволенности. Классной руководительницей у нас была учительница русского языка и литературы, и, честно говоря, она не сумела удержать класс «в узде», многие ребята распоясались, стали задирать других, ведь припугнуть или пресечь травлю было некому.

Источник pixavoy.com
Источник pixavoy.com

Я всегда была тихой и робкой девочкой, отличницей, сидела на первой парте. Волосы всегда были заплетены в косу, очки «дополняли» образ заучки, полнота и начинающие появляться прыщи. Одним словом, получилась идеальная мишень для травли, этакая «отличница», воплощающая в себе все стереотипы. Уже тогда мальчики позволяли себе неприятные высказывания в мой адрес, кидались в меня бумажками на уроках, пару раз воровали мои канцелярские принадлежности. Я не могла отвечать им, т. к. мне не хватало смелости, да и взрослые в шутку говорили, что я им просто нравлюсь, вот они и задирают, и я в это верила.

В 6-ом классе ситуация ухудшилась, но в целом было терпимо. Теперь ко всему вышеперечисленному добавились хихиканье за спиной, обсуждение меня и моих оценок. Именно тогда у меня стал развиваться синдром отличницы, т. к. если, например, я получала за контрольную «4» или, ещё хуже, «3», и об этой оценке узнавали одноклассники, то начинались подколы «ахаха, отличница скатилась», «тебе не стыдно?», «что, вместо уроков наша ботанша занималась другими делами?», причём у последней фразы был пошлый контекст. Меня это жутко раздражало, но ответить обидчикам я по-прежнему не могла из-за страха, что будет хуже. Учителя, казалось, ничего не замечали. Именно тогда я стала травмировать себя, и одной из причин как раз был буллинг. В школе я не могла показывать свои настоящие эмоции, а пар нужно было выпускать, поэтому я и начала причинять себе физическую боль, чтобы заглушить эмоциональную. В такой атмосфере прошёл 6-ой класс.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Самая жесть началась в 7-ом классе. Нас решили разделить по профилям (химико-биологический, социально-экономический, физико-математический и гуманитарный). Я подавала документы в социально-экономический профиль, но туда и в химико-биологический не набралось достаточное количество учеников, поэтому нас разделили на 3 класса: в «А» классе учились те, кто победил во втором туре олимпиады «математическая вертикаль», и этот класс считался самым хорошим. Там делался упор на алгебру и геометрию. «Б» класс, куда попала я, был тоже математическим, но туда распределяли в основном хорошистов или тех, кто пришёл из других школ. У нас был упор на алгебру и физику. И, наконец, «В» класс был гуманитарным, но туда просто зачислили практически всех двоечников и троечников, и этот класс считался самым плохим.

Первой неприятной неожиданностью в новом коллективе стало то, что меня не добавили в общую группу класса, которая была без учителя. Казалось бы, пустяк, но потом я выяснила, что это было сделано потому, что многие меня считали крысой, и так как у меня были хорошие отношения с учителями, они думали, что я буду «стучать» на них, хотя я так никогда не поступала и своих не сдавала.

Меня не звали на прогулки, не посвящали в новости, да и в принципе со мной мало кто общался, разве что просили списать. Ещё меня недолюбливали потому, что я защищала слабых и изгоев, назло всем дружила с ними, и это были прекрасные ребята, я помогала им. Я уже привыкла к насмешкам, игнору, демонстративным стонам и вздохам, когда учитель пересаживал ребят ко мне за парту, постоянному списыванию и предвзятому отношению, смирилась с тем, что всё явно с большой неохотой берут в команду на физкультуре или дарят подарок на 8-ое марта, если про меня вообще не забывали. Одноклассники постоянно срывали уроки, хамили преподавателям, а когда я однажды сделала им замечание, сказали: «А ты вообще заткнись, тебя здесь нет». Меня дёргали за косу, могли порвать тетрадь или разбросать карандаши, кинуть в меня ручками, «случайно» пролить воду на учебник. Могли прятать мою форму для физкультуры или специально перевешивать на другой крючок моё пальто, доставали из мешка сменку и раскидывали её по разным углам раздевалки. Один раз мне на спину прикрепили бумажку с надписью «зубрила», и я проходила так всю перемену и не понимала, почему все смотрят на меня и смеются, пока подруга не сняла бумажку со спины. Но худшее было впереди.

Вы наверняка знаете, что в ВК есть пахабные паблики. Эти боты абсолютно бесполезны, они только фотошопят, причём плохо.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

И вот, в один «прекрасный» день я узнаю от классного руководителя, что у моих одноклассников был закрытый чат в Телеграмме, куда они присылали всякие неудачные (по их мнению, смешные) фотографии учителей, нередко отфотошопленные. И... там были и мои фотографии. Их было много, и они были очень обидными, а некоторые из них как раз с фотошопом из тех самых пабликов ВК, как будто я сливаю другим свои интимные фотографии. А подписаны эти фотографии были глупыми пошлыми цитатами. Для меня это было шоком и травмой. Я никому об этом не рассказывала, т. к. считала это неприличным.

За 7 класс я набрала 13 кг. Я всегда была полноватой и любила поесть, но тогда я стала есть просто как не в себя. Я чувствовала постоянный голод, думаю, что это тоже было на почве стресса и травли. Мне хотелось хоть чем-то заполнить пустоту внутри меня, и еда стала для меня утешением, поощрением и счастьем одновременно. С последствиями пытаюсь бороться до сих пор, т. к. понимаю, что та бесконечная пустота внутри осталась, просто, возможно, её стало меньше.

Сейчас я учусь в другой школе, перешла туда в 8-ом классе. Из-за своего прошлого статуса изгоя мне трудно общаться с людьми, меня постоянно преследует страх того, что в любой момент надо мной начнут смеяться или обижать. Мне кажется, что за мной вечно наблюдают и ждут, когда же я совершу ошибку, за которую можно будет оскорбить, или что со мной общаются только ради выгоды (списывания, защиты и др.). Я ненавижу свою внешность и характер, «спасибо» травле. Меня до сих мучают отголоски моего синдрома отличника.

Комментарий автора канала:

Владислава просила меня сделать небольшой разбор её ситуации. Она хотела от меня получить ответы на вопросы: «Почему я?», «Почему дети так жестоки?», «Почему они поступили так низко?» (про размещение отфотошопленных фото, порочащих репутацию), наконец «Почему взрослые так равнодушны и почему до сих пор существует понятие «бьёт, значит любит»?

Хочу отметить очень важный момент. Вопросы Владиславы именно ко мне. Я не приглашаю читателей на них отвечать. Я не хочу, чтобы это превратилось в диванную аналитику и экспертизу. Почему? Потому что я не смогу нести ответственность за некорректные ответы, не имеющие никакого отношения к статистике и научно доказанным данным по травле и в целом по психологии, и при этом создающие для Владиславы небезопасный фон. Поэтому нет задачи собрать другие ответы на поставленные Владиславой вопросы. Ей всего 15 лет, и травма ещё очень жива. Над ней ещё предстоит работать. Сейчас любой неосторожный комментарий может навредить. Любые неэкологичные, оценочные высказывания в адрес Владиславы будут удалены. Как мы помним (я именно это проповедую), за безопасность детей в пространствах, созданных взрослыми, несут ответственность взрослые. Школа создана взрослыми, там за безопасность детей несут ответственность взрослые. Это мой канал, я здесь взрослый, который точно также, как учитель в школе, несёт ответственность за безопасность подростка, поделившегося историей. Я и на взрослых-то героев не позволяю люто нападать. Владислава — ребёнок, ту не то что лютые нападки, но даже намёк на топтание на её границах и самооценке не позволю ))) Простите за тональность, но, уже имея опыт, вынуждена обозначить это сразу и жёстко. Единственное, с чем можно прийти в комментарии — поддержка.

Я покажу свой ответ Владиславе для того, чтобы, возможно, эти ответы услышали и другие подростки или взрослые, которые мучают себя такими же вопросами.

Мой ответ Владиславе такой:

«Почему ты? Дело не в тебе. Дело во взрослых, которые не взяли ответственность за группу, самоустранились с позиции взрослых. Даже не начинай эту риторику самокопания, это неизбежно ведёт к мысли об обвинении себя. А в насилии виновата не жертва. Нет преступника — нет преступления. No Hitler — no Holocaust. Почему дети жестоки, почему они поступили именно так? Большой и сложный вопрос. В целом, дети такие же какие и взрослые. Что-то заложено природой, что-то подсмотрено дома, многое в самой школе. Агрессия, насилие в природе человека, это правда. Однако общество развивается, и нормы меняются. Многое из того, что было в норме раньше, теперь уже нет. Уголовный кодекс и просвещение умеют приструнить многое дикое, природное. Насилие над женщиной, например. А насилие в школе? Уже во многих странах не норма. В России мы в начале пути. По бумагам у нас это тоже неприемлемо. По факту пока картина печальна. Дети такие, какие есть. Задача взрослого окультуривать группу, за которую он взял ответственность, управлять этой группой, быть лидером, моделировать конструктивное поведение. В твоём случае, как и в случае любой травли, взрослые не выполнили эту свою задачу, уволились в позиции взрослых. Ты верно нашла слово «равнодушие». Они проявили равнодушие. Ты спрашиваешь почему? За 4 года исследования травли и 20 лет исследования образования, работы в школе и со школами до сих пор не нашла ответа на этот вопрос. Ведь не все взрослые такие. Почему большинство все видят, но отводят взгляд? Я тоже не могу это понять. Точнее, у меня даже объяснения есть. Мои читатели знают, как я уважаю цифры, аналитики, большие данные. Научно ответы уже найдены, почему в странах с определённым укладом и стилем управления, это именно так работает и толерантность к насилию высока. Но я даже не хочу тут уходить в эти объяснения. Каждый раз, когда аналитики говорят: «Это по статистике свойственно для стран с авторитарным режимом», они, конечно, многое объясняют, только легче жертвам не становится. Все эти рассуждения как будто только оправдывают травлю. Ведь каждый взрослый всё равно принимает решение сам в моменте. Почему вот ты, конкретный ты, учитель, директор школы, родитель, вахтёрша, школьный психолог, решаешь отвернуться? Я всё ещё не могу понять".

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.