Запускать собственный бизнес – дело страшное. Но еще страшнее становится, когда дело доходит до 50-страничного документа с расчетами, диаграммами, выводами и пугающим названием «Бизнес-план»… Но волков бояться – в лес не ходить. Мы же с вами попробуем разобраться, что такое бизнес-план, зачем и кому он нужен, как его составить. А теорию я буду дополнять вставками из моего бизнес-плана действующего контакт-центра «ПроКоллибри».
Что такое бизнес-план и зачем он нужен
Начнем же мы, по классике, с определения. Итак, бизнес-план – это документ, в котором поэтапно раскрывается перспектива развития вашей будущей организации, либо отдельного проекта. Как правило, в бизнес-плане прописана информация о компании и продукте, представлены аналитическая работа по рынкам сбыта, экономические расчеты показателей деятельности и другие данные.
Бизнес-план должен быть оформленным и пишется по четкой структуре. Так, объем этого документа должен быть равен 20-40 страницам, а в его разделах представлены таблицы, диаграммы и графики.
В большинстве случаев бизнес-план создается для инвесторов. Собственных финансовых средств на старте немного, поэтому приходится привлекать их со стороны. Полезен бизнес-план и в других моментах – именно из бизнес-плана проводится выжимка самой сочной информации для презентаций, сайтов компании, коммерческих предложений и других документов.
Помимо всего вышеперечисленного, план помогает нам структурировать и систематизировать информацию о собственном бизнесе. Вспомним знаменитую «лифтовую» презентацию: вот мы заходим с инвестором в лифт и едем, к примеру, до 10-го этажа. За условную минуту мы должны успеть рассказать о своем проекте так, чтобы инвестор захотел вложить свои деньги в ваш бизнес. А помогают нам в этом те паттерны, которые мы помним из четко составленного бизнес-плана.
Я обучалась в КМБШ, где и написала бизнес-план для РСПП Красноярского края по MBI. Итог – готовый план для развития совсем еще молодой компании «ПроКоллибри». Но стоит помнить, что бизнес-план – кропотливая и долгая работа. Вам нужно выявить, какую проблему решаете, какие конкуренты существуют на рынке, каков сам этот рынок (в цифрах и фактах). Предлагаю начать с основных правил составления бизнес-плана.
Правила разработки бизнес-плана
Не всегда вам стоит соблюдать четкие регламенты, однако существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время создания бизнес-плана. Я выделю 5 основных и самых, на мой взгляд, важных:
1.Придерживайтесь структуре
Пока давайте ознакомимся или же вспомним основные пункты, с каждым из которых ознакомимся чуть позже:
По некоторым подпунктам бизнес-планы могут отличаться, но костяк остается. Каждый из них важен и может пригодиться в той или иной ситуации.
2.Используйте актуальную информацию
А если быть точнее, то факты и статистику за текущий или прошлый годы. Брать же устаревшую информацию, актуальную 5 лет назад – смысла нет. Также рекомендуется обновлять план каждые 3-5 лет. Если же на практике бизнес-план применяется редко, то можно чуть увеличить этот срок.
3.Вставляйте в бизнес-план изображения, графики, диаграммы
Когда информация подана наглядно – она гораздо лучше усваивается, особенно это касается цифр и динамики их увеличения.
4.Подавайте информацию кратко и ясно
Если растянуть план на 50, а то и более страниц, то желание ознакомиться с ним у других людей станет меньше. Да и вовлеченность упадет, так как люди будут просто «сканировать» все необходимое, редко заостряя внимание не мелочах. Вам же самим впоследствии будет труднее дорабатывать и дополнять громоздкий документ. Сами мысли формулируем чётче и по существу, без лишней воды.
5.Планируйте в несколько этапов
А сколько этапов будет и какие они будут по длительности – зависит от общих сроков планирования. Допустим, нам нужно составить бизнес-планы на 1 и на 3 года. Тогда для первого лучше составить прогноз на каждый квартал, а третий рассчитывать на каждый год.
Разделы и структура бизнес-плана
Бизнес-план состоит из разделов, посвящённых разным аспектам планирования. Предлагаю вкратце пройтись по основным разделам и рассмотреть их в общем, а также наглядно на моем бизнес-плане.
1.Резюме
Данный раздел хоть и стоит самым первым, но пишется он в последнюю очередь. Это связано с тем, что резюме представляет собой краткое выжимку информации из всего бизнес-плана. А именно, он включает в себя информацию о:
· виде деятельности;
· миссии и цели компании;
· продукте, его свойстве и характеристиках;
· производственном процессе;
· способах продвижения.
Резюме – это базис, который важен даже для самого предпринимателя. Есть описание бизнес-процессов, но все – кратко. Для инвесторов также будет полезна информация о потенциальных потребителях, стартовом капитале и других финансовых показателях. Выглядеть этот подраздел может следующим образом:
2.Анализ рынка. Описание проблемы
Перед тем, как влиться в рынок и отдельную нишу, следует знать их историю и текущее положение дел. Согласитесь, намного проще разрабатывать стратегию, когда знаешь, как действуют прямые и косвенные конкуренты, каковы тенденции рынка, как выглядят те или иные маркетинговые решения. А при анализе можно и фишки конкурентов подглядеть, попутно внедрив их в свою стратегию. И еще одним важным аспектом станет проблема, которую решает ваш бизнес – ее также описываем перед анализом. Заодно еще раз проверите актуальность своей идеи.
В случае бизнес-плана «ПроКоллибри» – я рассмотрела, какие отечественные и зарубежные колл-центры существуют, как они будут развиваться, как обстоят дела в нише в целом. Давайте приведу скриншот для наглядности:
А теперь давайте обобщим желаемые пункты для этого раздела в небольшом списке. В «Анализе рынка» рекомендуется упомянуть о:
· Истории ниши и рынка;
· Особенностях индустрии;
· Инновационных тенденциях;
· Прямых и косвенных конкурентах, лидерах рынка.
Для сбора информации для пунктов помогут сайты с официальной статистикой (такие как Росстат), или же известные тематические интернет-ресурсы или журналы. Ну и ресурсы конкурентов, как же без них.
3.Маркетинговый план
А в данном разделе работаем над успехом будущих продаж. Для этого следует изучить, кому мы продаем, как продаем, зачем и для чего. А если быть конкретнее, то прописываем:
· Особенности продукта, его свойства и характеристики;
· Целевую аудиторию (сегменты, аватары), их боли, желания, потребности;
· Каналы распределения и продвижения.
Основная цель этого раздела: разработать программу по продвижению продукта на рынке и получения преимущества перед конкурентами в глазах потенциальных клиентов.
В качестве примера приведу кусочек раздела бизнес-плана «ПроКоллибри» с описанием рекламы:
4. Организационный план. Персонал
Раздел «организационный план» отвечает за описание персонала, руководства, квалификацию и оплату каждого из руководителей и менеджеров, а также мотивацию персонала.
Как правило, данный раздел помогает при планировании открытия новой компании, а также в случае привлечения инвестиций для уже запущенного предприятия. Соответственно, из этого вытекает основная задача организационного плана: доказать партнерам эффективность организации, а также построение бизнеса.
Структура организационного плана бизнес-плана, как правило, состоит из 3 компонентов:
1.Правовая форма
Ключевая роль подраздела – рассказать читателю о форме деятельности компании, а также обосновать выбор именно этой формы. Укажите, являетесь ли вы ИП или зарегистрировали юрлицо – ООО или АО.
2. Организационная структура
Покажите иерархию организации, а также состав ее подразделений. Лучше всего для этой цели подойдет схема или диаграмма, создать которую можно в Microsoft Word или Google Рисунках. Можно дополнить схему текстовыми вставками к каждому из элементов, поясняющих важные детали.
3. Описание штата сотрудников
А здесь прописываются подробности о каждом из сотрудников: какие специалисты будут в штате, какую заработную плату имеют, какими компетенциями обладают.
К примеру, для «ПроКоллибри» персонал – ключевое звено бизнеса. С него и начинается раздел «Организационный план» в моем бизнес-плане.
5. Производственный план
В данном плане следует показать те условия, при которых компания сможет запустить планируемый объем продукции на рынок. Внимание сосредоточено как на расходах производства, так и на характеристиках всех необходимых элементов. А если разбираться детальнее, то речь идет о следующих аспектах:
· условия и объемы производства;
· поставщики сырья;
· себестоимость продукции;
· характеристики оборудования;
· затраты на доставку.
Также стоит отметить, что бизнес-процессы будут меняться, и мы их каждый раз дорабатываем и дополняем. Мне проще составлять производственный план поэтапно – как по лестнице, исходя из того, что идет первым. Есть цель: сварить борщ. Для ее достижения мы сначала должны составить список продуктов, потом закупить их в магазине, почистить, помыть, нарезать… и все приготовить по рецепту. Чтобы все получилось вкусненько. Также и с проектом – разделываем бизнес по частям, с самого низа, с чего мы начинаем и что нам нужно. Например, у нас есть ПО. Есть на чем работать. Кто будет на нем работать? Люди. Где их найти? Нанять. А как они будут работать? По регламенту – составляем регламенты. Так скрупулезно мы и прописываем бизнес-процессы, каждый пунктик. Потому что после них пойдут регламенты, с которыми сотрудники знакомятся.
6. Финансовый план
Как можно догадаться, в этом разделе нам необходимо самые важные данные касательно финансов. А какие именно – зависит уже от вашего проекта, его целей. В любом случае, в финансовом плане прописано, какие средства необходимы для реализации каждого из прошлых разделов документа. Он разделен на несколько главных этапов, среди которых:
· стартовый капитал;
· прогноз доходов и расходов;
· себестоимость продукции;
· список поставщиков сырья и контрагентов;
· объёмы производства;
· логистика и затраты на доставку;
· требования к квалификации персонала.
Эти данные важны во время ведения и развития бизнеса. Какие статьи расходов уменьшать, какие нерентабельны – все это поможет выявить финансовый план. Периодически просчитывать и делать прогнозы – это важно. Правда, я этот раздел не очень люблю – не математический склад ума. Увы)
7. Риски и страхование
На развитие компании влияют как внутренние, так и внешние факторы. По ходу развития вашего бизнеса могут возникнуть некоторые кризисные моменты. Чтобы предвидеть самые важные из них, следует рассмотреть риски в отдельном разделе. Как правило, риск-анализ включает в себя 4 компонента:
1)Название и сущность риска
2)Вероятность наступления риска
3)Степень воздействия
4)Бюджет
После анализа всех возможных рисков и выявления наиболее существенных из них необходимо указать для каждого организационные меры по профилактике и нейтрализации.
8. План реализации проекта
План реализации должен быть составлен так, чтобы укладываться в сроки. Не растягивайте реализацию проекта на десять лет; для начала достаточно будет уложиться в планируемые месяцы или кварталы, особенно, если проект не крупный. В январе – начинаем работы, в феврале – запускаемся, в марте – выходим на прибыль. Здесь важно четко поставить цели и привязать их к датам. При этом план действий должен опираться на цифры, статистику и реальную ситуацию на рынке.
Основные ошибки при разработке бизнес-плана
Теперь вкратце пройдемся по ошибкам, часто встречающимся при составлении бизнес-плана. Ну и заранее признаюсь – часть ошибок, это повторение рекомендаций из начала статьи. Но напомнить о них стоит, чтобы, как говорится, информация лучше усвоилась. Если хотите создать убогий и совершенно нерабочий бизнес документ, то выполняйте каждый из приведенных ниже пунктов ;)
Первая ошибка: брать неактуальную информацию. При этом степень актуальности в каждой нише своя. Средняя же температура по больнице составляет 3 года. Всю информацию старше лучше не учитывать при составлении бизнес-плана. Но опять же, повторюсь, ориентируйтесь на нишу. Если в сельском хозяйстве некоторая информация актуальна тысячелетиями, то в программировании данные за прошлый год уже будут считаться устаревшими.
Вторая ошибка: пренебрегать важными пунктами из рассмотренных выше. Для качественной проработки нужно все просчитывать и составлять.
Третья ошибка: неправильное оформление. Опасность посредственного оформления в том, что даже если вам в бизнес-плане будет все понятно, то вот у партнеров, инвесторов или иных лиц могут возникнуть вопросы. Просто из-за посредственных формулировок, отсутствии структуры или нужных инфографик. Так что оформляем документ адекватно – в соответствии с требованиями.
Четвертая ошибка: слабый анализ конкурентов. Не стоит пренебрегать другими игроками рынка – исходя из их данных можно и составлять прогнозы, и взять на заметку рабочие идеи для маркетингового плана. К примеру, для выбора оптимальных каналов продвижения или установления цены, схожей с ценой конкурентов.
Пятая ошибка: неадекватный объема бизнес-плана. Да-да, так его и назовем. Напомню, что норма: 25-40 стр. Понятное дело, что стоит ориентироваться, в первую очередь, на сам проект и специфику. Однако в громоздком плане легко потеряться и утонуть в деталях, а план размером с курсовую студента-халявщика слабо раскроет проект.
Когда бизнес-план не нужен?
Отвечу сразу: если вы нацелены на разовую продажу, или сам проект довольно авантюрный и во многом зависит от внешних обстоятельств. Все-таки бизнес-план помогает запланировать развитие бизнеса, чтобы все шло стабильно, а влияние рисков и упущенных деталей было минимально. Также не рекомендую заказывать бизнес-план. Это, знаете, как заказывать диплом: нужными навыками не обладаем, но все равно из университета выпускаемся. Не вникать в бизнес-план = не погрузиться в свой же бизнес. А вот нанимать людей на выполнение отдельной задачи – другое дело. К примеру, для проработки финансового плана и некоторых правовых аспектов можно поискать исполнителей-профессионалов. В нашем случае, экономиста и юриста. Они и проконсультируют по нужным деталям, и с разделами плана помогут.
Результат и польза бизнес-плана
Бизнес-план «ПроКоллибри» я использовала не для инвестиций, а для иных целей. В первую очередь, для определения ключевых бизнес-процессов, детализирования найма персонала, изучения конкурентов. Немаловажным стимулом для реализации проекта для меня стали дедлайны на цели, которые также прописаны в бизнес-плане. Таким образом, удалось своевременно достичь важных показателей, а впоследствии и вовсе перевыполнить план.
Составьте подробный бизнес-план и четко следуйте дедлайнам и предписаниям документа. В этом случае шансы на успешное развитие вашего проекта возрастают в разы.
#Поделисьзнанием #ТопБЛОГ