Найти в Дзене

Как составить бизнес-план: рекомендации от предпринимателя по разработке бизнес-плана в 2022 году

Оглавление

Запускать собственный бизнес – дело страшное. Но еще страшнее становится, когда дело доходит до 50-страничного документа с расчетами, диаграммами, выводами и пугающим названием «Бизнес-план»… Но волков бояться – в лес не ходить. Мы же с вами попробуем разобраться, что такое бизнес-план, зачем и кому он нужен, как его составить. А теорию я буду дополнять вставками из моего бизнес-плана действующего контакт-центра «ПроКоллибри».

Что такое бизнес-план и зачем он нужен

Начнем же мы, по классике, с определения. Итак, бизнес-план – это документ, в котором поэтапно раскрывается перспектива развития вашей будущей организации, либо отдельного проекта. Как правило, в бизнес-плане прописана информация о компании и продукте, представлены аналитическая работа по рынкам сбыта, экономические расчеты показателей деятельности и другие данные.

Бизнес-план должен быть оформленным и пишется по четкой структуре. Так, объем этого документа должен быть равен 20-40 страницам, а в его разделах представлены таблицы, диаграммы и графики.

В большинстве случаев бизнес-план создается для инвесторов. Собственных финансовых средств на старте немного, поэтому приходится привлекать их со стороны. Полезен бизнес-план и в других моментах – именно из бизнес-плана проводится выжимка самой сочной информации для презентаций, сайтов компании, коммерческих предложений и других документов.

Помимо всего вышеперечисленного, план помогает нам структурировать и систематизировать информацию о собственном бизнесе. Вспомним знаменитую «лифтовую» презентацию: вот мы заходим с инвестором в лифт и едем, к примеру, до 10-го этажа. За условную минуту мы должны успеть рассказать о своем проекте так, чтобы инвестор захотел вложить свои деньги в ваш бизнес. А помогают нам в этом те паттерны, которые мы помним из четко составленного бизнес-плана.

Я обучалась в КМБШ, где и написала бизнес-план для РСПП Красноярского края по MBI. Итог – готовый план для развития совсем еще молодой компании «ПроКоллибри». Но стоит помнить, что бизнес-план – кропотливая и долгая работа. Вам нужно выявить, какую проблему решаете, какие конкуренты существуют на рынке, каков сам этот рынок (в цифрах и фактах). Предлагаю начать с основных правил составления бизнес-плана.

Правила разработки бизнес-плана

Не всегда вам стоит соблюдать четкие регламенты, однако существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время создания бизнес-плана. Я выделю 5 основных и самых, на мой взгляд, важных:

1.Придерживайтесь структуре

Пока давайте ознакомимся или же вспомним основные пункты, с каждым из которых ознакомимся чуть позже:

-2

По некоторым подпунктам бизнес-планы могут отличаться, но костяк остается. Каждый из них важен и может пригодиться в той или иной ситуации.

2.Используйте актуальную информацию

А если быть точнее, то факты и статистику за текущий или прошлый годы. Брать же устаревшую информацию, актуальную 5 лет назад – смысла нет. Также рекомендуется обновлять план каждые 3-5 лет. Если же на практике бизнес-план применяется редко, то можно чуть увеличить этот срок.

3.Вставляйте в бизнес-план изображения, графики, диаграммы

Когда информация подана наглядно – она гораздо лучше усваивается, особенно это касается цифр и динамики их увеличения.

4.Подавайте информацию кратко и ясно

Если растянуть план на 50, а то и более страниц, то желание ознакомиться с ним у других людей станет меньше. Да и вовлеченность упадет, так как люди будут просто «сканировать» все необходимое, редко заостряя внимание не мелочах. Вам же самим впоследствии будет труднее дорабатывать и дополнять громоздкий документ. Сами мысли формулируем чётче и по существу, без лишней воды.

5.Планируйте в несколько этапов

А сколько этапов будет и какие они будут по длительности – зависит от общих сроков планирования. Допустим, нам нужно составить бизнес-планы на 1 и на 3 года. Тогда для первого лучше составить прогноз на каждый квартал, а третий рассчитывать на каждый год.

Разделы и структура бизнес-плана

Бизнес-план состоит из разделов, посвящённых разным аспектам планирования. Предлагаю вкратце пройтись по основным разделам и рассмотреть их в общем, а также наглядно на моем бизнес-плане.

1.Резюме

Данный раздел хоть и стоит самым первым, но пишется он в последнюю очередь. Это связано с тем, что резюме представляет собой краткое выжимку информации из всего бизнес-плана. А именно, он включает в себя информацию о:

· виде деятельности;

· миссии и цели компании;

· продукте, его свойстве и характеристиках;

· производственном процессе;

· способах продвижения.

Резюме – это базис, который важен даже для самого предпринимателя. Есть описание бизнес-процессов, но все – кратко. Для инвесторов также будет полезна информация о потенциальных потребителях, стартовом капитале и других финансовых показателях. Выглядеть этот подраздел может следующим образом:

-3

2.Анализ рынка. Описание проблемы

Перед тем, как влиться в рынок и отдельную нишу, следует знать их историю и текущее положение дел. Согласитесь, намного проще разрабатывать стратегию, когда знаешь, как действуют прямые и косвенные конкуренты, каковы тенденции рынка, как выглядят те или иные маркетинговые решения. А при анализе можно и фишки конкурентов подглядеть, попутно внедрив их в свою стратегию. И еще одним важным аспектом станет проблема, которую решает ваш бизнес – ее также описываем перед анализом. Заодно еще раз проверите актуальность своей идеи.

В случае бизнес-плана «ПроКоллибри» – я рассмотрела, какие отечественные и зарубежные колл-центры существуют, как они будут развиваться, как обстоят дела в нише в целом. Давайте приведу скриншот для наглядности:

-4

А теперь давайте обобщим желаемые пункты для этого раздела в небольшом списке. В «Анализе рынка» рекомендуется упомянуть о:

· Истории ниши и рынка;

· Особенностях индустрии;

· Инновационных тенденциях;

· Прямых и косвенных конкурентах, лидерах рынка.

Для сбора информации для пунктов помогут сайты с официальной статистикой (такие как Росстат), или же известные тематические интернет-ресурсы или журналы. Ну и ресурсы конкурентов, как же без них.

3.Маркетинговый план

А в данном разделе работаем над успехом будущих продаж. Для этого следует изучить, кому мы продаем, как продаем, зачем и для чего. А если быть конкретнее, то прописываем:

· Особенности продукта, его свойства и характеристики;

· Целевую аудиторию (сегменты, аватары), их боли, желания, потребности;

· Каналы распределения и продвижения.

Основная цель этого раздела: разработать программу по продвижению продукта на рынке и получения преимущества перед конкурентами в глазах потенциальных клиентов.

В качестве примера приведу кусочек раздела бизнес-плана «ПроКоллибри» с описанием рекламы:

-5

4. Организационный план. Персонал

Раздел «организационный план» отвечает за описание персонала, руководства, квалификацию и оплату каждого из руководителей и менеджеров, а также мотивацию персонала.

Как правило, данный раздел помогает при планировании открытия новой компании, а также в случае привлечения инвестиций для уже запущенного предприятия. Соответственно, из этого вытекает основная задача организационного плана: доказать партнерам эффективность организации, а также построение бизнеса.

Структура организационного плана бизнес-плана, как правило, состоит из 3 компонентов:

1.Правовая форма

Ключевая роль подраздела – рассказать читателю о форме деятельности компании, а также обосновать выбор именно этой формы. Укажите, являетесь ли вы ИП или зарегистрировали юрлицо – ООО или АО.

2. Организационная структура

Покажите иерархию организации, а также состав ее подразделений. Лучше всего для этой цели подойдет схема или диаграмма, создать которую можно в Microsoft Word или Google Рисунках. Можно дополнить схему текстовыми вставками к каждому из элементов, поясняющих важные детали.

3. Описание штата сотрудников

А здесь прописываются подробности о каждом из сотрудников: какие специалисты будут в штате, какую заработную плату имеют, какими компетенциями обладают.

К примеру, для «ПроКоллибри» персонал – ключевое звено бизнеса. С него и начинается раздел «Организационный план» в моем бизнес-плане.

-6

5. Производственный план

В данном плане следует показать те условия, при которых компания сможет запустить планируемый объем продукции на рынок. Внимание сосредоточено как на расходах производства, так и на характеристиках всех необходимых элементов. А если разбираться детальнее, то речь идет о следующих аспектах:

· условия и объемы производства;

· поставщики сырья;

· себестоимость продукции;

· характеристики оборудования;

· затраты на доставку.

Также стоит отметить, что бизнес-процессы будут меняться, и мы их каждый раз дорабатываем и дополняем. Мне проще составлять производственный план поэтапно – как по лестнице, исходя из того, что идет первым. Есть цель: сварить борщ. Для ее достижения мы сначала должны составить список продуктов, потом закупить их в магазине, почистить, помыть, нарезать… и все приготовить по рецепту. Чтобы все получилось вкусненько. Также и с проектом – разделываем бизнес по частям, с самого низа, с чего мы начинаем и что нам нужно. Например, у нас есть ПО. Есть на чем работать. Кто будет на нем работать? Люди. Где их найти? Нанять. А как они будут работать? По регламенту – составляем регламенты. Так скрупулезно мы и прописываем бизнес-процессы, каждый пунктик. Потому что после них пойдут регламенты, с которыми сотрудники знакомятся.

-7

6. Финансовый план

Как можно догадаться, в этом разделе нам необходимо самые важные данные касательно финансов. А какие именно – зависит уже от вашего проекта, его целей. В любом случае, в финансовом плане прописано, какие средства необходимы для реализации каждого из прошлых разделов документа. Он разделен на несколько главных этапов, среди которых:

· стартовый капитал;

· прогноз доходов и расходов;

· себестоимость продукции;

· список поставщиков сырья и контрагентов;

· объёмы производства;

· логистика и затраты на доставку;

· требования к квалификации персонала.

-8

Эти данные важны во время ведения и развития бизнеса. Какие статьи расходов уменьшать, какие нерентабельны – все это поможет выявить финансовый план. Периодически просчитывать и делать прогнозы – это важно. Правда, я этот раздел не очень люблю – не математический склад ума. Увы)

7. Риски и страхование

На развитие компании влияют как внутренние, так и внешние факторы. По ходу развития вашего бизнеса могут возникнуть некоторые кризисные моменты. Чтобы предвидеть самые важные из них, следует рассмотреть риски в отдельном разделе. Как правило, риск-анализ включает в себя 4 компонента:

1)Название и сущность риска

2)Вероятность наступления риска

3)Степень воздействия

4)Бюджет

После анализа всех возможных рисков и выявления наиболее существенных из них необходимо указать для каждого организационные меры по профилактике и нейтрализации.

8. План реализации проекта

План реализации должен быть составлен так, чтобы укладываться в сроки. Не растягивайте реализацию проекта на десять лет; для начала достаточно будет уложиться в планируемые месяцы или кварталы, особенно, если проект не крупный. В январе – начинаем работы, в феврале – запускаемся, в марте – выходим на прибыль. Здесь важно четко поставить цели и привязать их к датам. При этом план действий должен опираться на цифры, статистику и реальную ситуацию на рынке.

Основные ошибки при разработке бизнес-плана

Теперь вкратце пройдемся по ошибкам, часто встречающимся при составлении бизнес-плана. Ну и заранее признаюсь – часть ошибок, это повторение рекомендаций из начала статьи. Но напомнить о них стоит, чтобы, как говорится, информация лучше усвоилась. Если хотите создать убогий и совершенно нерабочий бизнес документ, то выполняйте каждый из приведенных ниже пунктов ;)

Первая ошибка: брать неактуальную информацию. При этом степень актуальности в каждой нише своя. Средняя же температура по больнице составляет 3 года. Всю информацию старше лучше не учитывать при составлении бизнес-плана. Но опять же, повторюсь, ориентируйтесь на нишу. Если в сельском хозяйстве некоторая информация актуальна тысячелетиями, то в программировании данные за прошлый год уже будут считаться устаревшими.

Вторая ошибка: пренебрегать важными пунктами из рассмотренных выше. Для качественной проработки нужно все просчитывать и составлять.

Третья ошибка: неправильное оформление. Опасность посредственного оформления в том, что даже если вам в бизнес-плане будет все понятно, то вот у партнеров, инвесторов или иных лиц могут возникнуть вопросы. Просто из-за посредственных формулировок, отсутствии структуры или нужных инфографик. Так что оформляем документ адекватно – в соответствии с требованиями.

Четвертая ошибка: слабый анализ конкурентов. Не стоит пренебрегать другими игроками рынка – исходя из их данных можно и составлять прогнозы, и взять на заметку рабочие идеи для маркетингового плана. К примеру, для выбора оптимальных каналов продвижения или установления цены, схожей с ценой конкурентов.

Пятая ошибка: неадекватный объема бизнес-плана. Да-да, так его и назовем. Напомню, что норма: 25-40 стр. Понятное дело, что стоит ориентироваться, в первую очередь, на сам проект и специфику. Однако в громоздком плане легко потеряться и утонуть в деталях, а план размером с курсовую студента-халявщика слабо раскроет проект.

Когда бизнес-план не нужен?

Отвечу сразу: если вы нацелены на разовую продажу, или сам проект довольно авантюрный и во многом зависит от внешних обстоятельств. Все-таки бизнес-план помогает запланировать развитие бизнеса, чтобы все шло стабильно, а влияние рисков и упущенных деталей было минимально. Также не рекомендую заказывать бизнес-план. Это, знаете, как заказывать диплом: нужными навыками не обладаем, но все равно из университета выпускаемся. Не вникать в бизнес-план = не погрузиться в свой же бизнес. А вот нанимать людей на выполнение отдельной задачи – другое дело. К примеру, для проработки финансового плана и некоторых правовых аспектов можно поискать исполнителей-профессионалов. В нашем случае, экономиста и юриста. Они и проконсультируют по нужным деталям, и с разделами плана помогут.

Результат и польза бизнес-плана

Бизнес-план «ПроКоллибри» я использовала не для инвестиций, а для иных целей. В первую очередь, для определения ключевых бизнес-процессов, детализирования найма персонала, изучения конкурентов. Немаловажным стимулом для реализации проекта для меня стали дедлайны на цели, которые также прописаны в бизнес-плане. Таким образом, удалось своевременно достичь важных показателей, а впоследствии и вовсе перевыполнить план.

Составьте подробный бизнес-план и четко следуйте дедлайнам и предписаниям документа. В этом случае шансы на успешное развитие вашего проекта возрастают в разы.

#Поделисьзнанием #ТопБЛОГ