Можно ли воспитать самостоятельность и организованность у детей младшего школьного возраста? И как формируются эти навыки? Эти вопросы мы обсудили с Екатериной Каширской, детским нейропсихологом, директором издательства «Пешком в историю».
Многие родители младших школьников на консультациях в детском психологическом центре часто задавали мне один и тот же вопрос: ну вот почему я в первом классе (далее были варианты – сам готовил себе завтрак, сам делал уроки, сам следил за своим вещами, сам разбирался с конфликтами в школе, сам ходил в магазин за хлебом, сам сидел дома и никого не дергал), а вот они (мой сын, дочь, мои дети) не могут (тарелку за собой убрать, не говоря о том, чтобы яичницу сделать, уроки сами сделать, вещи грязные в ванную отнести, постель убрать, портфель собрать, физкультурную форму не забыть, дневник заполнить…).
Почему это происходит? Почему самостоятельные родители, выросшие кто в коммуналках, кто на улице, кто в музыкальной школе или в спортивной секции, не могут воспитать элементарную самостоятельность и организованность у детей младшего школьного возраста?
Одна из причин, конечно, в том, что в больших городах стало небезопасно отпускать детей одних в школу, во двор, в магазин. Но это не объясняет того, почему дети не самостоятельны в таком количестве других вещей.
Другая причина – от детей стали требовать так много, школьная программа настолько усложнилась, что просто нереально отдать все на откуп ребенку, чтобы он справлялся сам. Он не справится, а хуже будет всем – и ему, и родителям. Тут, конечно, можно возразить, что можно отдать ребенка в школу попроще, не загружать дополнительными занятиями, не учить иностранные языки, а вместо этого научить готовить омлет. Но никто из родителей в здравом уме на такое не пойдет, правда?
Ну а третья причина - в том, что бытовые навыки самостоятельности перестали быть общественной ценностью. Окружающие люди (учителя, другие родители и вообще взрослые) одобрительно относятся к тому, что ребенок хорошо учится, ходит во многие кружки и секции, принимает участие в конкурсе чтецов и читает книги по вечерам. Но они совершенно не обращают внимания на другое: может ли ребенок сам организовать себя на подготовку уроков, а потом сам все проверить и исправить ошибки, может ли он собрать вещи в спортивную секцию, а вечером разобрать их снова (грязное – отдельно, чистое – отдельно), может ли он сам соблюдать режим дня и приготовить элементарную еду, если он голоден, а у родителей другие дела.
За сбор портфеля или уборку кровати не ставят отметок и не хвалят учителя. Взрослые никогда не спрашивают у знакомых детей, убирают ли они за собой посуду, а спрашивают, как они учатся и чем занимаются дополнительно, кроме школы. Все похвалят ребенка, если он в выходной день ходит в секцию или кружок и совершенно не обратят внимания, если он, например, убирает свою комнату и вытирает пыль.
Иначе говоря, результат учебы очень важен, уроки должны быть сделаны, спортивную секцию надо посетить, школьный проект выполнить к сроку, в конкурсе принять участие, а каким образом и кто организует весь процесс – это неважно. Цель, как говорится, оправдывает средства.
Странно, что так думают люди, которые большую часть своей детской жизни провели вполне самостоятельно, правда? Действительно ли мы хотим добиться результата таким путем или просто подвержены общественному давлению? А может быть, в том, что взрослому проще сделать что-то самому, чем добиться этого от ребенка, виноваты стресс и усталость?
Когда мы жалуемся на наших детей за то, что они не самостоятельны, прежде всего следует спросить самих себя, ставим ли мы себе задачу выработать эти навыки у детей, ценим ли мы самостоятельность у соседских детей, считаем ли таких детей примером для подражания?
Часто мамы и бабушки из лучших соображений готовят завтраки, накрывают на стол, убирают за ребенком, собирают ему портфель, потому что они хотят, чтобы ребенку жилось лучше, чтобы у него не было тех трудностей, которые выпали на их долю. Но, к сожалению, параллельно происходит процесс выработки у ребенка потребительского отношения к родственникам. Если за тебя проверят, собрал ли ты портфель и сделал ли уроки, зачем учиться делать это самому?
Конечно, все мы переживаем за наших детей и хотим, чтобы у них все было хорошо, в школе и в жизни. Может быть, одним из составляющих этого успеха является уважение к родителям и навыки самостоятельного обеспечения некоторых потребностей собственной жизни – собранного портфеля, готового завтрака, чистого стола и одежды?