Найти тему

Ликбез для начинающих кандидатов в бизнесмены

Сейчас многие , кто от безысходности, кто от излишней веры в себя, ринулись в бизнес, почти ничего о нем не зная. У меня есть в нем немалый опыт, и основная моя работа - консультации по выводу предприятий из кризисных ситуаций, хотя из за внешности меня часто принимали за телохранителя или конфликтолога, чем я умело пользовался.

Хотя бы взвесьте для себя лишь самые явные риски:

1. Прямой финансовый риск – вложения могут не оправдать себя и приведут к финансовым потерям. То есть риск вложить некую сумму и не получить на выходе вообще ничего + долги.

2. Косвенный финансовый риск – в случае банкротства может быть вынесено решение о субсидиарной ответственности (если будет доказано, что своими действиями либо бездействием участник Общества или директор привел оное к банкротству). Тогда участник общества и директор несет ответственность перед кредиторами уже не уставным капиталом, а всем имеющимся у него имуществом.

3. Административная ответственность – штрафы за нарушение законодательства, связанного с деятельностью Общества (начиная от трудового законодательства и заканчивая пожарной охраной или еще чем-то таким же «приятным»). Подробнее – КоАП РФ.

4. Уголовная ответственность директора – чаще всего применяют за неуплату налогов в крупных размерах (или особо крупных). На данный момент крупный – 15 млн руб за 3 года подряд. Подробнее – УК РФ (специальная часть).

По налогообложению – если не читать НК РФ, то более-менее внятная информация есть на портале ФНС РФ.

https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/

Там есть кратко, есть поподробнее.

Если коротко: 2 основных варианта работы – упрощенка или общая форма.

Упрощенка (УСН) – либо 6% от доходов (выручка, поступившая на р/счет и в кассу) или 15% от разницы между доходами и расходами (перечень и условия принятия расходов конечны, прописаны в НК РФ и расширенному толкованию не подлежат). Законодательством конкретного региона проценты могут быть уменьшены для отдельных видов деятельности.

Плюсы: небольшой объем отчетности, достаточно просто считать результаты, но все это не избавляет от кассовой дисциплины и от обязанности вести не только налоговый, но и бухгалтерский учет.

Кассовая дисциплина – нельзя просто так снять деньги со счета. Даже если они там есть, и их много. Либо з/плата, либо дивиденды (вот в том числе для этого и нужен бухгалтерский учет), либо под отчет с оправдательными документами (командировки, закуп чего-то нужного за свои средства).

Общая система – с НДС (20% либо 10% для отдельных видов товаров). Резко сложнее в налоговом учете, но если нормальный бухгалтер и 1С настроена изначально правильно – все становится не сложным.

Здесь основная «засада» - это закуп у поставщиков чего-либо с НДС. Контроль НДС во многом автоматизирован, и если где –то в цепочке поставщиков появляется сомнительный контрагент – наказывают всю цепочку.

Причем могут это сделать и спустя 2-3 года после совершения операции. По крайней мере, попытаться вменить в вину то, что три года назад вы купили товар у компании, которая, ну надо же, вот сейчас куда-то делась с горизонта. В зависимости от суммы это либо отбивается, либо нет, но если коротко, то речь о том, что нужно быть очень осмотрительными при заключении договора покупки чего-бы то ни было у компаний с НДС.

Налог на прибыль – 20%.

То есть если на продажу сгенерирована некая услуга общей стоимостью 120000, то 20000 от нее НДС – к уплате в бюджет и 20% от 100000 – еще 20000 – налог на прибыль тоже к уплате в бюджет. Это если нет никаких расходов. Если есть расходы, то НДС, выделенный в документах по ним, уменьшит НДС к уплате, а сами суммы расходов уменьшат налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Налог на имущество, транспортный налог и прочее – при наличии такового.

Взаимоотношения с персоналом – не зависит от выбранной системы налогообложения, везде одни и те же налоги и взносы во внебюджетные фонды. В среднем для того, чтобы «на руки» выплатить сотруднику 20000, нужно иметь на счету 30000. Из них начислено будет 23000 (НДФЛ 2990, к выплате 20010), взносы в фонды примерно 30% от начисленного, то есть 6900. На самом деле расчет взносов чуть сложнее, там привязка к минимальной зарплате, но я взяла усредненно, чтобы было понятно, о каком порядке цифр идет речь.

Применение ККТ (контрольно-кассовой техники) при расчетах с физ.лицами – обязательно вне зависимости от системы налогообложения.

Что может получить директор и участник общества (кроме того, что перечислено в начале этого опуса): 1. Зарплата. 2. Дивиденды.

По зарплате, думаю, все понятно. Дивиденды – выплачиваются участнику общества из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (то есть ПОСЛЕ уплаты налога на прибыль). Налог – НДФЛ – 13%. То есть если принято решение о выплате 100000, то 13000 – в бюджет, 87000 – участнику Общества. Если применяется УСН 15%, то понятно, что дивиденды и НДФЛ от них в состав расходов с точки зрения налогообложения не включаются.

Если есть вопросы, задавайте.

Наталья Виткевич , Николай Виткевич