Человек в процедуре банкротства не остается без денег на жизнь: ежемесячно он получает прожиточный минимум на себя и своих детей. В каждом регионе установлена своя сумма выплаты, подробнее об этом здесь.
Судебная практика сложилась так, что должнику выделяют всю минимальную сумму, а его детям — только половину. Это объясняется тем, что второй родитель тоже должен содержать ребенка, даже если не живет в семье.
Банкрот из Рязанской области Ольга Клепикова посчитала такой подход к распределению выплаты незаконным и обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой.
Высший судебный орган поддержал женщину, напомнив судам, что деньги на сумму не менее установленной величины прожиточного минимума должника и лиц, находящихся на его иждивении (в том числе, детей), относятся к имуществу, на которое нельзя обращать взыскание.
«Институт банкротства призван обеспечить баланс интересов всех участников процесса, в том числе, право должника и его семьи на достойную жизнь».
Таким образом, арбитражные суды, рассматривающие дела о банкротстве, должны исключать из конкурсной массы минимальные выплаты на детей в полном объеме, а не делить их на два, как это происходит сейчас.
Суд отдельно отметил, что не нужно доказывать факт неисполнения вторым родителей обязанности содержать ребенка. Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка у банкрота достаточно для полной выплаты прожиточного минимума на него.
Вывод ✅
На каждого несовершеннолетнего ребенка банкрота до завершения процедуры должен выплачиваться прожиточный минимум в полном объеме, а не половина.