Найти в Дзене
КИНО TALK

"Бешеные деньги": лучше фильм или телеспектакль? Какая Лидия красивее - Быстрицкая или Нильская? Сравниваем!

На днях довелось посмотреть художественный фильм по одноименной пьесе Островского (1981). А вместе с тем пересмотрел и телеспектакль, вышедший тремя годами позже: то постановка Малого Театра от 1978 года.

Признаюсь честно, удовольствие получил сперва -от фильма. А потом еще большее - от спектакля. Но хотелось бы поговорить о ключевых отличиях и достоинствах обоих экранизаций.

Начнем с того, что телеспектакль, в силу своего формата, ограничен в декорациями - всё выглядит хоть и красиво, но в большой степени условно: вот улочка, а вот дом. Задача зрителя понять и поверить.
В кино же мы видим роскошные костюмы, интерьеры и экстерьеры - это плюс.

Спектакль
Спектакль

Категорически не понравился Васильков в фильме. Александр Михайлов, возможно, и уважаемый талантливый актёр. Но роль - не его. Васильков-Михайлов выглядит плоским, и излишне простоватым. И не всегда понятно: он то недоигрывает, то переигрывает. В спектакле 1978 года эту роль исполняет Юрий Каюров: и его герой по-настоящему живой! Где надо - выглядит простоватым и наивным. Где надо - строгим и властным.

По игре остальных актёров отметить ничего не могу, разве что чисто субъективно, "киношная" Лидия в исполнении Людмилы Нильской намного красивее "театральной" Элины Быстрицкой.

Манера повествования в спектакле куда более приятная. Диалоги практически не изменены, тогда как в киноверсии множество реплик обрезаны, скомканы или полностью удалены. И это, пожалуй, главный недостаток фильма: не все аспекты взаимоотношений героев понятны в должной мере.

Но при этом у фильма есть огромнейшее достоинство: его довольно мрачный и неуютный финал. А именно последние кадры, где грязь, лужи, лошади с телегами плетутся в деревеньку, обещая сладкую жизнь героини.

В спектакле (и пьесе) последние минуты проходят "на позитиве": Телятев заверяет героя, что не пропадёт, а попавшая под финансовую зависимость от супруга Лидия кладёт Василькову голову на плечо.

Фильм же бьёт более жестким тоном, показывая, что история не заканчивается в декорациях роскошного дома. И у героини будет совсем другая жизнь - с возможным перевоспитанием.