Найти в Дзене
Советская Эра

Сверхпроходимые вездеходы Советского Союза, которые использовались практически в любых условиях

Оглавление

Для дорог с плохим покрытием внедорожные машины подходят лучше всего. В Советское время только Нива могла похвастаться отменными внедорожными качествами. Однако, несмотря на хорошие проходимые качества этого автомобиля, проехать он мог далеко не везде. Одновременно с этим, в стране была масса проектов транспортных средств, способных проехать почти где угодно. Не многие знакомы с этой техникой, однако в силу своих качеств она заслуживает внимания и более детального рассмотрения. В данном обзоре представлен ряд машин, которые были разработаны в разное время советского периода, и предназначались для работы при высоких и низких температурах, показывая при этом отличные результаты.

Тягач для артиллерии АТ-Т

Проектировалась машина в КБ Харьковского машиностроительного завода имени Малышева. Работу над тяжелым гусеничным тягачом начали практически сразу после окончания Войны. Разработка велась под руководством А.А. Морозова. Первая единица данного тягача выехала из ворот завода в начале 50-хх годов.

Основным предназначением тягача была транспортировка ракет и артиллерии, а также грузовых прицепов до 25 тонн. Кроме того, при разработке ставилась задача, чтобы готовое изделие могло трудиться даже в суровых условиях окружающей среды. Такими условиями были экстремально низкие температуры.

-2

Двигателем тягача был дизельный V12. Еще его устанавливали на советские танки. Объем силового агрегата составлял чуть меньше 40 литров при мощности в 450 лошадиных сил. Передвигаясь на гусеницах, машина могла разогнаться до 35 км/ч даже со специальным прицепом в 25 тонн. Выпускали тягач АТ-Т до 1979 года.

Снегоболотоход Урал-5920 на гусеничном ходу

Можно сказать, что проект стал более совершенным и технически более новым продолжением изделия НАМИ-0157М. Решение о масштабном производстве этой машины было принято руководством СССР еще в середине 70-хх годов. По различным причинам, конвейерная сборка была налажена лишь в середине 80-хх годов.

-3

По изначальной задумке, Урал-5920 должен был выпускаться крупными партиями по 8 тысяч машин в год. В дальнейшем данные планы были скорректированы, и производственное предприятие в Миассе выпускало лишь 150 таких снегоболотоходов. Причина столь резкого снижения объемов производства не оговаривается.

-4

Использоваться эта спецтехника должна была в разных уголках страны. Исходя из этой задачи, его разработали с учетом эксплуатации как при экстремально высоких, так и при экстремально низких температурах. Примечательно, что машина свободно ездила даже в тех местностях, где дорог не было вообще, а именно по болотам и другим труднопроходимым участкам. Показатель по грузоподъемности у машины составлял 8 тонн.

В моторном отсеке Урала располагался двигатель КамАЗ-740 мощностью в 210 лошадиных сил, что позволяло разгонять машину до 30 км/ч. Имея особую конструкцию, модель 5920 была способна справляться уклонами в 58 градусов.

Транспортер-снегоболотоход ГТ-С на гусеничном ходу

Проектировать модель ГТ-С начали в 50-хх годах под руководством С.Б. Михайлова. Изначальной задумкой было создание вездеходной машины, способной работать в любых условиях окружающей среды, перевозя грузы и работая тягачом.

-5

Как только модель снегоболотохода на гусеничном ходу была разработана, проект назвали ГАЗ-47, а конвейерное производство началось в 1954 году.

Несмотря на основное предназначение ГАЗ-47, в его моторном отсеке стоял не совсем мощный силовой агрегат на 3.5 литра мощностью 70 лошадиных сил. Размеры у транспортера не маленькие, однако к перевозке он мог брать грузы весом не более 1 тонны.

-6

Выпускали машину не более 10 лет. Последний гусеничный ГТ-С выехал из ворот завода в 1964 году. Отметилась данная машина в ходе Антарктического пробега по континенту. В итоге она показала себя надежным при эксплуатации в условиях суровых погодных условий.

Болотоход БТз61А-01 “Тюмень” сочлененной конструкции

На 70-тые года пришлась активная работа по поиску и освоению новых месторождений полезных ископаемых. Логично, что в этих областях дорог не было от слова совсем, как и прочей инфраструктуры. Именно поэтому возникла надобность в технике с высокой проходимостью, которая могла перевозить большой объем грузов. Итогом разработок стал БТ361А-01 “Тюмень”.

-7

Работы по проектировке техники на гусеничном ходу велись в учреждении “Газстроймашина”, что в Тюмени, что отражается в названии самой машины.

В процессе проектирования техники, было решено установить мотор ЯМЗ-240БМ мощностью 300 лошадиных сил, с которым работала 16-ступенчатая КПП.

-8

Изначальным предназначением машины была перевозка грузов, поэтому ее дополнили рамной платформой. Эта платформа прямоугольной формы и служила для перевозки различных материалов. Из-за своей особенной конструкции и технических параметров, болотоход был способен перевозить грузы массой до 36 тонн, что являлось хорошим параметром, особенно при работе в сложных условиях.

Гусеничный вездеход ДТ-10 “Витязь” двухзвенной конструкции

Высшее руководство Советского Союза ставило своими приоритетами освоение северных широт, а также организацию добычи в этих регионах полезных ископаемых. Но для того, чтобы в такой местности транспортировать различные материалы, обычные грузовики не годились. Местность была не освоена, труднопроходима, преобладали болота. Требовалась особая машина, которой и стал ДТ-10 “Витязь”.

-9

Конвейерное производство данной машины стартовало в начале 80-хх годов. Это был гусеничный вездеход сочлененного типа. Ведущая его часть была же и кабинным модулем, вмещающем 4 человека. В этом же отсеке был смонтирован и силовой агрегат.

-10

Ведомая часть выступала в роли прицепа, в котором размещалось различное оборудование, либо перевозились грузы. В итоге сочлененный гусеничный вездеход мог перевозить грузы максимальной массой до 10 тонн.