#культура #литература #искусство #книга #текст
«Подвиг» – русский роман Владимира Набокова, опубликованный под псевдонимом Владимир Сирин. По заявлению самого автора это произведение «о преодолении страха, о триумфе и блаженстве этого подвига».
Это легкая, трогательная и нежная история о воспитании, становлении характера, возмужании и вечном стремлении. «Подвиг» поражает чистотой помыслов и некой романтичностью. Неслучайно Набоков писал роман под рабочим названием «Романтический век». История не лишена автобиографичности, в чем признавался и автор.
Главный герой Мартын Эдельвейс обречен на поиски самого себя среди стран, событий, близких и чужих лиц. Словно просматривая яркие и объемные картины, читатель следует за Мартыном из беспечного детства в бурное отрочество и чувственную душевную юность.
Книга неоднократно отсылает к другим произведениям на тему преодоления страха. Например, можно уловить мотивы романа «Четыре пера» А. Мейсона. Получив четыре белых пера, знаменующих трусость и позор, Гарри Фивершем посвящает свою жизнь восстановлению утраченной чести и борьбе со страхом.
Более сильный намек – на творчество М.Ю. Лермонтова, что подтверждает сам автор: в ночной сцене в Крыму, когда подростка под красноречивую фразу «на повороте узкой каменистой дороги» остановил человек с револьвером используется стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», отсылая к творчеству Лермонтова.
Легко угадать параллель с «Героем нашего времени». Только Набоков сдвигает нравственный и эмоциональный ракурс лермонтовского сравнения. У Лермонтова герой чужд миру, его скитания – самостоятельно избранная трагическая судьба. У Набокова же духовное одиночество обладает ценностью и особой значимостью. Лермонтов делает акцент на печальном разрыве между Печориным и миром, в то время как отчужденность Эдельвейса не мешает ему наслаждаться окружающим миром. Равнодушие мира удовлетворяет, а не печалит его.
Роман напоминает о первоначальном значении слова «подвиг» - странствие, движение. Эдельвейс путешествует, повсюду ища себя, пробуя разные занятия, влюбляясь, проверяя собственную храбрость и в целом изучая свой внутренний мир. Вместе с ним мы побываем в Греции, Франции, Швейцарии, Англии, Германии.
Набоков так характеризует своего персонажа: «Мартын – самый добрый, самый порядочный и самый трогательный из всех моих молодых людей». При этом в характере Мартына сочетаются тяга к опасности и боязнь «показаться немужественным, прослыть трусом». Он вынужден признать, что «подлинного, врожденного хладнокровия у него нет».
Автор так чутко передает внутренний мир молодого человека, в котором балансируют душевные порывы к вечному подвигу и ощущение земной суеты, что мы проникаемся к нему глубоким пониманием.
Юноша постоянно за собой наблюдает, негодуя на собственное малодушие. Например, замечая во время теннисного матча «знакомую глупую дрожь – отместку живого воображения», из-за которой «ему мгновенно померещился проигрыш, злорадство обычных его партнеров».
Чтобы преодолеть чувство страха, Мартын подвергает себя различным испытаниям смелости. В конечном итоге это приводит его к бессмысленно-героическому, жертвенному поступку, в котором он видит истинный подвиг: молодой человек отвергает возможность законного возвращения на Родину и тайно, рискуя жизнью, переходит русскую границу, исчезая в таинственном сумраке лесной тропы.
#набоков #подвиг #лолита #король,дама,валет #чтение