Найти в Дзене

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ РАЗДЕЛЕНИЙ В КАЗАЧЬИХ СЕМЬЯХ И ЦЕРКОВНЫХ ОБЩИНАХ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В 1920-1930-Е ГГ. XX В.

Начавшаяся в XX веке Гражданская война нашей стране принесла много бед и страданий. Православная Церковь через своего предстоятеля, патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), неоднократно призывала новую власть прекратить братоубийственную войну [11, с.49-51]. Однако все призывы оказывались тщетными. Война разделила людей. Ощутило на себе это и казачество. Многим пришлось эмигрировать за границу.

Окончание Гражданской войны привело к прекращению военных действий в России. Но, к большому сожалению, не исчезли психология и идеология гражданского конфликта, классового противостояния, глубокий раскол в обществе так и не был преодолён, так как борьба одной части народа против другой в последующие десятилетия была весьма выраженным явлением в обществе. Внутренний военный конфликт унёс из жизни ещё сотни тысяч людей, а сама страна оказалась блокированной, отторгнутой от остального мира, что имело также негативные последствия [7].

Заседание обновленческого Собора. Фото с сайта - https://s-t-o-l.com/upload/iblock/b5b/37v8tsiw0uuwj5dy7qj97pxwesijbttl.jpg
Заседание обновленческого Собора. Фото с сайта - https://s-t-o-l.com/upload/iblock/b5b/37v8tsiw0uuwj5dy7qj97pxwesijbttl.jpg

В Церкви также зародился раскол, который разделил множество пастырей, совершавших служение, зачастую, в одном городе или даже в одном храме. В свою очередь, репрессивные меры со стороны властей по отношению к духовенству и верующим, приводили к разделению священнослужителей от их общин. Священников также отправляли в исправительные лагеря, приговаривали к высшей мере наказания – расстрелу. Дети в таких семьях росли не только наполовину сиротами, но к ним относились с презрением, как к детям служителей религиозного культа и могли лишить избирательных прав по достижении четырнадцатилетнего возраста [5, л.3].

Множество православных семей попадало в очень сложное положение, когда главу семьи, кормильца, отправляли в ссылку.

В 1920-1930-е гг. на территории современной Карачаево-Черкесии также можно было пронаблюдать трагические страницы разделений как в казачьих семьях, так и церковных общинах,

Одна из таких историй разделения произошла в казачьей православной семье Троцких – Федосея и Анны, которые проживали в станице Кардоникской. В семье было все благополучно, трое детей, по православным праздникам посещали станичный храм, вне праздников трудились. Однако, Гражданская война принесла семье много горя.

Из воспоминаний Федосея Троцкого: «В 1920 году, на второй день после Пасхи, я выехал из дому, после чего остановился на место жительство в ауле Уруп. Здесь меня и арестовали большевики 19-го июня 1920 года. 20 июня 1920 года в станице Бесскорбной на заре вывели меня большевики к расстрелу вместе с другими жителями той же станицы: Бовкуновым, Острециным и Онищенко, там же я развязался и бежал» [3, с.5].

Подробности побега Федосей рассказал своей жене, когда пришёл к ней тайно ночью. Из рассказа стало известно, что расстрел казаков большевики организовали на берегу реки. Собрав всех в небольшую группу, красноармейцы открыли по пленным огонь. До стрельбы, Федосей, читая шёпотом молитву, смог развязать веревку, которой были завязаны руки, и после выстрела со всеми прыгнул в реку. Пуля его не задела. Стрельба на добивание раненых продолжилась уже в реке, в том числе и по Федосею. Однако ему чудом удалось спастись и скрыться. Понимая, что опасность для него и членов его семьи не минула и его станут разыскивать, он принимает решение не возвращаться к семье. Анна Троцкая меняет фамилию себе и своим детям на девичью, чтобы не подвергать опасности себя и детей.

Тем временем Федосей попадает в отряд генерала Фостикова, с которым 18 сентября 1920 года направляется в город Адлер, после в Гагры в Грузию, а оттуда в Крым, в город Феодосию.1 ноября 1920 года на пароходе Херсон прибыл в Турцию в город Константинополь, а оттуда 18 ноября 1920 года вместе с другими отступающими казаками на греческий остров Лемнос. 17 апреля 1921 года из острова Лемнос выехал на пароходе в Бразилию, затем перебрался в Италию, после попал во Францию. Однако путешествие молодого казака не завершилось, ещё некоторое время он путешествовал в поисках работы, пока окончательно не остановился во Франции. Связь с семьей Федосей периодически поддерживал, писал письма, то на имя отца, то на имя зятя, высылал свои фотографии. Работал Федосей на разных предприятиях. Занимался сапожным делом, работал на электрохимическом заводе, на табачной фабрике. После 1930 года связь с семьёй оборвалась, на Родину Федосей так и не вернулся [3, с.7].

Упоминание о побеге Федосея Троцкого удалось найти и в архивно-следственном деле, в показаниях свидетелей [1, л.423].

Прошла Великая Отечественная война, закончились хрущевские гонения в стране и в конце 1980-х гг. дети Федосея, проживающие в СССР – Лидия и Василий, узнают о судьбе своего отца. Оказалось, что у него во Франции в местечке Сент-Эгрев появилась семья. Однако Федосей не забывал и о своей первой жене, детях и разлуке с ними. Всегда плакал, когда о них вспоминал, а также любил готовить во Франции борщ. Но, всё же, своей второй жене, Марии Анжель, не говорил о своём первом браке. После её кончины, Федосей решил узнать о жизни своей семьи из СССР и познакомить своих детей во Франции с детьми от первого брака. Жанин, Даниэль и Виктор, родившиеся от итальянки Марии Анжель во Франции, написали письмо в Россию в станицу Кардоникскую на указанный ранее отцом адрес, в котором содержалась информация о поиске родственников. Родственники нашлись. Отправили ответное письмо. Между детьми Федосея во Франции и в России началась переписка. Сводные братья и сёстры стали почаще общаться друг с другом и даже видеться, приезжая друг к другу в гости. Сам Федосей не успел дожить до этого радостного дня, а скончался в 1982 году и был похоронен в Сент-Эгрев во Франции.

Ещё одна история разделения коснулась семью Бута Никиты Анисимовича. Уроженец станицы Кардоникской, представитель знаменитого рода одних из основателей станицы Кардоникской, старший урядник. Являлся внуком одного из основателей и первых атаманов ст. Кардоникской Егора (Григория) Бута. До 1917 года служил в СЕИВК при Николае II, лично был знаком с царем и его семьей т.к. охранял их. В 1917 году казачий полк при царе был расформирован и Никита Анисимович вернулся в родную станицу, где имел очень крупное кулацкое хозяйство [4, с.54].
В 1930 году подвергся расказачиванию, представители советской власти сожгли его дом, а сам Никита был раскулачен и репрессирован вместе с супругой в Амурскую область, умер на чужбине в 1933 году [1, л.64]. В родной станице остались его дети.

Разделение коснулось и церковных общин.

Населённые пункты, расположенные на территории современной Карачаево-Черкесии, административно подчинялись Кубанскому и Екатеринодарскому правящему архиерею. Многие приходы вынуждены были перейти в обновленчество. Одним из них стала община Петропавловского храма станицы Зеленчукской.

С 1923 года храм подчинялся обновленческому архиерею. В 1933 году некоторые священнослужители храма решили перерегистрировать приход, за что были репрессированы. Некоторые были отправлены в ссылку, а некоторые и вовсе расстреляны. Среди пострадавших были священники Архип Безродный и Иоанн Семенов. Отец Архип был приговорён к высшей мере наказания, а отец Иоанн отправлен в ссылку в Караганду сроком на 10 лет [2, л.157].

Однако противостояние происходило и среди простых верующих. Жаркими были их споры, народ устраивал забастовки, переставал выходить на работу [2, л.13]. А всё потому, что до самых глубин были задеты чувства верующих, которые несмотря ни на что, продолжали посещать храм, молиться.

В результате приход так и не удалось перерегистрировать. К высшей мере наказания приговорены: член церковного совета Дмитрий Арсентьевич Кощуба, монахиня Матрона (Ленева) и прихожанин Косьма Васильевич Захарченко [2, л.157].

На приходе произошло разделение, закончившееся кровопролитием.

Ещё одним приходом, который также пережил нелёгкое время разделений, стал храм Покрова Пресвятой Богородицы станицы Преградной. Священники храма Георгий Горыч и Алексей Солдатенко служили вместе, дружили, а также крестили друг у друга детей, становясь для них восприемниками.

Однако в 1937 году отец Георгий отправлен в ссылку в Беломоро-Балтийский ИТЛ, который считался одним из самых страшных лагерей ГУЛАГа. Об этом сохранила сведения его крёстная дочь, Любовь Солдатенко, и записала всё в свой личный дневник, сохранив фотографию крёстного отца и псалтирь, по которой тот молился при жизни [6, с.3].

Священника Алексея Солдатенко власти не тронули. Он был многодетным отцом, воспитывал шестерых детей. До войны он входил в административное подчинение обновленческому архиерею и был благочинным церквей. Служил он и во время оккупации станицы Преградной. 15 октября 1945 года был арестован. 16 января 1946 года по ст. 58-10 ч. II УК РСФСР Черкесским областным судом был приговорён к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества [8]. Скончался от тяжёлой болезни в лагере 10 января 1949 года [9]. Реабилитирован 18 октября 1991 года [10].

Так были разделены священнослужители со своим приходом, с членами своих семей, а также друг с другом.

Таким образом, трагические страницы разделений в казачьих семьях и церковных общинах на территории современной Карачаево-Черкесии в 1920-1930-е гг. XX в. – явление не редкое. Страдания многих священнослужителей и членов их семей, казаков, не остались бесплодны, так как благодаря им была сохранена вера в Бога и не было полностью уничтожено казачество, а его традиции и обычаи были переданы будущим поколениям.

Источники и литература:

1. Архив УФСБ России по КЧР. Архивно-следственное дело № 974.

2. Архив УФСБ России по КЧР. Архивно-следственное дело № 563.

3. Архив Литвиновой Марии. Дневник Федосея Троцкого.

4. Валентин Надточий. Высыхающие истоки. Алматы, 2018.

5. Государственный архив КЧР. Ф. Р-6. Оп. 2. Д. 427.

6. Дневник Любови Алексеевны Солдатенко.

7. Купцов Василий Петрович, доктор исторических наук. Гражданская война в России (1918-1922): социально-политические последствия. url:-https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-v-rossii-1918-1922-sotsialno-politicheskie-posledstviya

8. Приговор Черкесского областного суда от 16 января 1946 года.

9. Свидетельство о смерти Солдатенко Алексея Корнеевича.

10. Справка о реабилитации Солдатенко Алексея Корнеевича.

11. Послание Святейшаго Патриарха Тихона. / Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание с прибавлениями. № 9-10. - 16(29) марта 1918 года. - Пг.: Типография М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинс), 1918.