Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война раскидали российское общество по разные стороны баррикад. Остаться безучастным ни у кого не получилось. Белые, красные, зеленые. А еще бандиты, большинство которых стремилось нажиться в пучине беззакония.
В Зеледеевской волости Красноярского уезда в середине октября 1920 года организовался отряд человек в двадцать, к которому примкнули дезертиры - молодые солдаты и унтер-офицеры. Уже к концу месяца в отряде насчитывалось более двухсот человек пеших и конных, вооруженных шашками, наганами и винтовками.
Имелся у них обоз из пятидесяти отличных лошадей, была канцелярия с пишущей машинкой, швальная (портняжная) мастерская и врач. Все были одеты добротно, но форму никто не носил. Командовали ими офицеры. Отряд находился в селе Шерчула, собирался пробраться тайгой через Никольскую волость в села Шила и Большая Мурта. В Покровской волости отряд взял в плен военкома, но через двое суток выпустили под честное слово по просьбе крестьян больше не служить советской власти. У члена волисполкома Литвиненко отобрали 12 000 казенных денег и казенный пакет.
Разъезд бандитов из шести человек сделал набег на деревню Покровку и взял в плен трех милиционеров и делопроизводителя волвоенкомата. В деревне Тыжновской двум милиционерам удалось бежать, а делопроизводитель и один милиционер были расстреляны. В деревне Шерчуль сожгли все дела волисполкома. Личный состав учреждения бежал в тайгу. Старший милиционер - коммунист, председатель комячейки - присоединился к белым.
Среди белых наблюдались три течения: одни выступали за советы без коммунистов, другие за власть народа, какую он захочет, третьи были сторонниками единоличной власти. Руководителями движения являлись меньшевики и эсеры.
В селе Большая Мурта спешно организовали штаб для противодействия бандитам в составе военкома, представителей ЧК и милиции. Мобилизовали членов местных ячеек, из Красноярска послали внушительные военные силы для уничтожения банд.
Из Шерчульской волости получили телефонограмму, что все дела в волости сожжены, чистая бумага, штемпеля и печати похищены. Бесследно исчезли военный делопроизводитель и председатель совета. Два человека расстреляны.
Переворот в Мининской волости, по сообщению местного волисполкома, был подготовлен посторонними лицами совместно с местными кулаками. В результате не выполнялась разверстка, а среди населения велись разговоры о ненужности советов. В одну из ночей семнадцать молодых солдат и унтер-офицеров, подлежащих мобилизации в Красную армию, ушли в тайгу, а крестьяне категорически отказались выполнять разверстку. Советы потеряли престиж в глазах обывателя, пропитанного антисоветской агитацией.
Власти тут же были приняты к устранению возникших беспорядков. В Погореьской, Шерчуьской и Мининской волостях произведена опись имущества у крестьян-дезертиров. Кроме того началась конфискация имущества у семей дезертиров.
Благодаря арестам и репрессиям, крестьяне успокоились, отношение к власти улучшилось. Продолжилось выявление и арест соучастников банд.
На основе политической сводки информационно-инструкторского подотдела отдела управления Енисейского губисполкома советов. Город Красноярск 1 ноября 1920 года.