Японская стратегия войны на южном направлении, предусматривавшая завоевание Индокитая и Южных морей с целью обеспечения империи необходимыми ресурсами и рынками сбыта, определяла и оперативную концепцию оборонительного периметра. Этот периметр, начинавшийся, по замыслу, с Алеутских островов и шедший на юг через Мидуэй к Маршалловым и Каролинским островам, затем захватывал архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Новую Гвинею, Андаманские и Никобарские острова и, наконец, Бирму.
Сеть баз вдоль периметра и внутри него должна была обеспечить контроль над морским и воздушным пространством, дать возможность своевременного обнаружения приближающихся сил противника и реакции на его действия. Однако после нескольких месяцев непрерывных побед, в первой половине 1942 года, начиная с Мидуэя и Гуадалканала, план стал давать сбои. Роковым для Японии стало обстоятельство, что с наиболее сильным противником ей пришлось столкнуться с наиболее слабой стороны своего недостроенного оборонительного периметра.
Последующие два года боев на островах Тихого океана измотали силы японской империи, и весной 1944-го американцы окончательно прорвали оборонительный периметр в центре и на юго-востоке, и в результате Япония оказалась под угрозой атаки на обширном фронте. Главная цель США на вторую половину 1944 года, впрочем, была очевидна: американцам требовалось вернуть себе контроль над Филиппинами – это позволило бы резко ухудшить положение Японии, фактически разорвав связи между метрополией и ресурсной базой в южных морях.
Для этого ВМС США собрали огромные силы, в том числе по 8 тяжелых и легких авианосцев, 18 эскортных авианосцев с более чем 1 700 самолетами. Отметим, что основная часть этих авианосцев была построена уже после нападения на Перл-Харбор – промышленное достижение, которого Япония не могла повторить. В дополнение к этому у ВМС США наготове было 12 линейных кораблей, 24 крейсера и 141 эскадренный миноносец.
Для японцев не была неожиданной попытка США вернуть Филиппины, и они уже имели на этот счет свой «рамочный» план генерального боя у Филиппин – «Се-1», который учитывал сложившееся соотношение сил.
Японское командование знало, что американские силы на море и в воздухе намного превосходят японские. Императорский флот к тому времени располагал 9 линкорами, в том числе двумя новыми гигантами «Ямато» и «Мусаси» (считавшимися крупнейшими и сильнейшими в мире военными кораблями), а также 20 крейсерами в сопровождении 34 эсминцев. Что касается авианосцев, то их было всего четыре, и в общей сложности они имели 116 (по другим источникам – от 108 до 120) самолетов.
Тем не менее, японский командующий – адмирал Тойода решил дать бой, так как понимал, что с потерей Филиппин Япония лишилась бы жизненно важной для нее коммуникации с Ост-Индией, а силы Объединенного флота оказались бы навсегда разъединенными. Командование императорского флота решило задействовать в операции все боеспособные надводные силы. Беречь их уже не имело смысла: альтернативой почетной гибели флота в бою могла стать лишь петля блокады.
Первый десант американцы высадили уже утром 17 октября на острова в заливе Лейте, а через три дня, 20 октября, в залив вошел огромный флот вторжения и приступил к высадке войск на остров Лейте. Действия японского и американского флота уже достаточно полно описаны в многочисленных исследованиях и публикациях, поэтому мы постараемся не повторяться, а только представим общую картину происходящего.
Для противодействия американцам японцами было сформировано несколько соединений, каждое из которых имело свою задачу.
Основные линейные и крейсерские силы сводились в Первое Ударное (или диверсионное) Соединение, часто называемое Соединением «А» (Центральное соединение), под командованием вице-адмирал Такео Курита. Именно в его состав вошла 4-я эскадра крейсеров, состоявшая из крейсеров типа «Такао»: «Такао», «Текай», «Майя» и «Атаго». Причем именно на тяжелом крейсере «Атаго» разместился сам Курита и его штаб, так что в этом случае крейсер сыграл роль флагманского корабля флота, что и предполагалось проектом. Этому соединению предстояло проследовать проливом Сан-Бернардино и ударить с севера по войскам вторжения.
Южные силы: Второе Ударное Соединение вице-адмирала К. Симы (2 тяжелых крейсера, 1 легкий крейсер, 7 эсминцев) и Третье Ударное Соединение (2 линкора, 1 тяжелый крейсер, 4 ЭМ) должны были выйти с юга через пролив Суригао.
Северное Соединение (Главные силы), которым командовал вице-адмирал Дзисабуро Одзава, остававшийся командующим Мобильным Флотом, состояли из 3-й дивизии АВ («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Титосэ» и «Тиеда»), а также 4-й дивизии контр-адмирала Тиаки Мацуды (линкоры-авианосцы «Хьюга» и «Исэ»), крейсеров, эсминцев и группы снабжения. Соединение Одзавы, составленное из оставшихся у Японии авианосцев, в бою должно было сыграть роль приманки. Авианосцы еще были, а вот подготовленных летчиков – нет, закончились. На все четыре корабля оставалось чуть больше сотни самолетов, но это укладывалось в план: даже будучи «пустыми», авианосцы оставались авианосцами, а значит, целью номер один.
По замыслу Одзава маневрировал на севере, пытаясь привлечь к себе внимание противника. Артиллерийские корабли, выйдя разными маршрутами к заливу Лейте, должны были внезапно появиться там 25 октября и уничтожить транспорты снабжения, эскортные авианосцы и другие корабли, прикрывавшие десант. Относительно судьбы своих кораблей, участвующих в сражении, японское командование не питало особых иллюзий: в плане практически не уделялось внимания фазе их вывода из операции. Главком Тойода после войны со всей откровенностью заявил: «Не было никакого смысла спасать флот за счет потери Филиппин».
И этот флот двинулся к Филиппинам, однако и для американцев действия японцев не оказались неожиданностью.
22 октября западнее о. Палаван соединение Куриты было обнаружено подводными лодками США «Дартер» (коммандер Д.Х. МакКлинток) и «Дэйс» (коммандер Б.Д. Клаггетт). Эти лодки заметили, как им показалось в темноте, три крейсера, но уже 23 октября в 01.16 радарами обнаружили крупное соединение на дистанции 30 000 ярдов (27 500 м). Доложив об обнаружении противника, они решили его атаковать. Обе лодки развили полный 19-узловый ход и поспешили на перехват. Выйдя прямо по генеральному курсу японского соединения, они погрузились и спокойно стали поджидать, пока добыча сама не подойдет на дистанцию залпа.
На рассвете 23 октября Первое Ударное Соединение шло зигзагообразным курсом на 16 узлах к западу от острова Палаван в двух колоннах, отстоящих друг от друга на 4 000 м.
В левой колонне находились крейсера «Атаго» (флагман соединения под флагом вице-адмирала Курита), «Такао», «Текай» и линкор «Нагато», в 16 кабельтовых за которыми шли тяжелые крейсера «Кумано», «Судзуя» (тип «Могами») и линкор «Харуна», в правой – тяжелые крейсера «Миоко», «Хагуро», «Майя», линкоры «Ямато», «Мусаси» и в 32 кабельтовых позади – крейсера «Тоне», «Тикума» и линкор «Конго». Слева в охранении шел крейсер «Носиро» и 4 эсминца, справа – 3 эсминца, крейсер «Яхаги» и еще 2 эсминца. Три эсминца шли между колоннами главных сил.
Как отметил С. Сулига в своей книге «Японские тяжелые крейсера. Том 2»: «… В который уже раз противолодочная служба сработала у японцев из рук вон плохо, позволив двум лодкам на перископной глубине сблизиться на дистанцию верного выстрела. Японские сонары удовлетворительно работали только при движении малым ходом, а сейчас надо было спешить. Поэтому единственным способом уменьшить риск получить торпеду из-под воды была частая смена курса – элементарный зигзаг. Но отсутствие эсминцев впереди ордера было большой ошибкой».
Действительно, если ознакомиться с боевыми донесениями американских подводников, то, судя по всему, у них не возникло никаких сложностей в подготовке атак. Более того, они достаточно свободно маневрировали, причем на высокой скорости и в надводном положении (по данным Т. Роско), согласовывая свои действия переговорами при всплытии.
Тяжелый крейсер «Атаго»
23 октября в 06.09 подводная лодка «Дартер» (типа «Гато») медленно направилась к левой колонне, а ПЛ «Дэйс» к правой. В 06.35, как только левая колонна закончила очередной поворот влево, у борта крейсера «Атаго» прогремели взрывы – американская подводная лодка произвела атаку, выпустив двумя залпами шесть торпед. В правый борт крейсера попали 4 торпеды калибром 533 мм Mk14 (по 300 кг торпекса) из шести выпущенных в 06.32 из носовых труб подлодки «Дартер» с дистанции 900 метров
Первая торпеда попала в район кладовой (шп. 30), затопив носовые отсеки и повредив брашпильный отсек. Вторая торпеда попала в район шпангоута 125, из-за чего затопило КО № 1 и № 2 (поперечные по всему корпусу), центральный вычислительный пост и помещения под ним.
Третья, попав в район КО № 6 (шп. 180), привела к его затоплению и вызвала пожар в КО № 7 (соседнее с левого борта). Четвертая – попала в район шпангоута № 260, вызвав затопление МО № 4, кормового генераторного отсека и помещений под ним, а также зарядных и снарядных погребов башни главного калибра № 4.
Интересно, что есть версия, согласно которой в крейсер из шести торпед попало только две, но неудачно для корабля – вне броневого пояса и вне системы ПТЗ. Но даже если это не так, то вряд ли ПТЗ, рассчитанная на взрыв 200 кг ВВ типа «шимоза», могла противостоять взрыву 300 кг торпекса.
Получив 4 торпеды, удары которых практически равномерно «распределились» по всему борту, крейсер остановился, получив крен на правый борт в 8°.
Но начальный крен быстро увеличился до 18°, а затем до 23°, несмотря на контрзатопление МО № 3, КО № 7 и носовых отсеков левого борта. Затопление быстро распространялось, крен увеличивался. Когда он достиг 54°, экипаж оставил корабль.
Эсминцы «Кисинами» и «Асасимо» приняли с крейсера свыше 700 человек, включая вице-адмирала Куриту и его штаб. В 06.53 тяжелый крейсер «Атаго» опрокинулся на правый борт и затонул носом в точке 09°30' с.ш. и 117°13' в.д. вместе с 360 членами экипажа, включая командира Цуто Араки. Флаг Куриты был перенесен на линкор «Ямато».
Но тяжелый крейсер «Атаго» стал не единственной жертвой этой торпедной атаки. Можно сказать, что операция у Лейте стала своеобразным «кладбищем» для японских крейсеров типа «Такао».
Оставшимся крейсерам данного типа тоже досталось. Окончание следует....
Источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с. ;Friedman, N. U.S. Naval Weapons of World War one: Guns, Torpedoes, Mines, and ASW Weapons of All Nations. An Illustrated Directory. Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - p.479; Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; 4.Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy / E.Lacroix. // Warship International – № 3, 1983. – Р.232-282; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1 / Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с. ; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война На море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте // Мир оружия, № 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.