Понравилось мне в последнее время делать заголовки статей со знаком вопроса. Вроде как я предлагаю читателю отгадать загадку. Правда, для меня вопрос получается чаще риторический. С момента выхода фильма «Золото Маккенны» прошло уже почти 55 лет. На наши экраны он вышел летом 1974 города и по официальной статистике его посмотрело более 60 миллионов человек.
И восьмью людьми из этих миллионов был я. Вы спросите, каким образом? Очень просто, я восемь раз в кинотеатре смотрел этот фильм в течение года после его выхода. Сколько раз я после этого посмотрел этот фильм, по телевизору и в интернете я уже не знаю, наверное, десятка два.
Так что же пленило мое детское воображение в этом фильме по одноименному роману «Mackenna’s Gold» Уилли Генри? Режиссер этого фильма - Джей Ли Томпсон. Он был известным мастером приключенческого кино. До «Золота Маккенны» он снял замечательный триллер «Мыс страха» с Робертом Митчумом и Грегори Пеком, где Пек играл преступника. А лет через двадцать он снимет «Копи царя Соломона» с Ричардом Чемберленом и Шерон Стоун.
Фильм завораживал с первых кадров. Виды Большого каньона в Аризоне, да еще под сильный голос Валерия Ободзинского, поющего песню Куинси Джонса на русский текст Леонида Дербенева «Старый гриф-стервятник» производили впечатление. Мощь голоса Ободзинского хорошо сочеталась с грандиозностью каньона.
Потом на арену выходил шериф Маккенна в исполнении Грегори Пека. Но в отличие от «Мыса страха» здесь Пек играл сугубо положительного и мужественного героя. Его герою идет его возраст, как говаривал когда-то Олег Табаков про Вячеслава Тихонова в роли Штирлица.
Но ему противостоит обаятельный злодей, замечательно воплощенный Омаром Шарифом (даже не хочется говорить, что Шариф сыграл, скорее, прожил этот образ).
Их соперничество происходит на фоне замечательных пейзажей, где пустыня сменяется горами, попадается озеро, река.
Затем к шайке бандитов добавляются новые охотники за золотом. И в совсем небольших ролях появляются выдающиеся американские актеры. Например, Илай Уоллак, достаточно вспомнить его роли бандита Кальвера в «Великолепной семерке» Джона Стёрджесса и «злого» Туко в вестерне Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой».
Или Ли Джей Кобб, известный по роли одного из присяжных в фильме Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Бёрджесса Мередита, тоже появляющегося здесь в небольшой роли владельца магазина, я упоминал, когда рассказывал о его фильме «Человек с Эйфелевой башни», где он сыграл и драматическую роль («Эйфелева башня и кино. Часть 2. Во власти тёмных сил»). Но блистательно играл и в комедиях, можно вспомнить его дуэт с Фредом Астером в комедии «Второй хор».
А в роли слепого старика Адамса снялся великий актер Эдвард Робинсон.
Ну, и как всегда был хорош замечательный характерный актер Кинан Уинн, игравший и в музыкальных фильмах с Фредом Астером и Марио Ланца, и в комедиях, например, в «Больших гонках» в роли Хезекая.
Не хватало мне правды жизни в сцене землетрясения в Золотом каньоне, слишком явно была заметен киноэкран за спинами героев, спасающихся от обваливавшихся гор.
Зато схватка на высоте, когда герои карабкались туда по ступеням, высеченным в скале, мне понравилась. Много лет спустя, спускаясь пешком с горы Монтсеррат в Испании и глядя себе под ноги, я вспоминал эти ступени из фильма.
И, конечно, всё в итоге заканчивается относительно хорошо, Маккенна при золоте и при девушке, а Колорадо, хоть и злодей, но обаятельный, не достигает своих целей, но остается жив.
Отдельно надо отметить наших актеров, работавших в дубляже. Признанный мастер этого дела Феликс Яворский говорил от имени рассказчика. Владимир Дружников озвучивал Маккенну, а «товарищ Сухов» или Анатолий Кузнецов – Колорадо. И невозможно не узнать высокий голос Григория Шпигеля, озвучивавшего героя Бёрджесса Мередита.
Спустя годы я задаю себе тот же вопрос, что пленило мое воображение в этом фильме? По художественному мастерству он явно уступает, например, спагетти-вестернам Серджо Леоне. В нем заняты замечательные актеры, но, наверное, это не лучшие их роли. Но что-то меня заставляло столько раз пересматривать этот фильм?
Этот фильм был, наверное, первым вестерном, который я видел в кино. До этого были немецкие фильмы про индейцев с неувядаемым югославским актером Гойко Митичем (неувядаемым до сих пор, поскольку он еще снимается). Но с американским вестерном, да еще снятым на такой натуре, с таким составом актеров и с такой музыкой я столкнулся впервые. Но думаю, главное в том, что в определенном возрасте нужны такие фильмы, как и романы Майн Рида, где реализуется мальчишеская мечта о приключениях, о подвигах, где добро побеждает зло, где правильно формируется характер будущего взрослого человека. И наше детское воображение поражает и вдохновляет то, чему нет логического объяснения. Как у Геннадия Шпаликова:
«Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья. А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак».
И если это "чудо" попадает на благодатную почву, оно дает свои плоды.
Чтобы потом мог сказать, как герой песни Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе»:
«Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал».
И нужные фильмы ты в детстве смотрел, добавлю от себя. Так что для меня ответ однозначен. Фильм «Золото Маккенны» - это вестерн на все времена!
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#вестерн #золото маккенны #грегори пек #омар шариф