Найти тему
Закрытая книга

Исаю Давыдову запретили издаваться за то, что он был евреем: о национализме позднего СССР

Оглавление

Какая ирония судьбы, что страна, победившая н███зм сама под конец пала жертвой его. Это история о том, как советского писателя «задушили»... Просто из-за национальности. И не только его.

А это, прямо скажем, скотство, и затронуло не только Исая Давыдова, моего любимого советского фантаста, но и многих других.
Поэтому я расскажу честно и без прикрас о «бытовом» и «верховом» советском национализме. Коротко и на абсолютно конкретном примере.

И. Давыдов собственной персоной, 1998 год
И. Давыдов собственной персоной, 1998 год
К счастью, у этой истории есть хороший конец. Что, увы, не отменяет её поганости

О советском национализме в целом, «бытовом» и «верховом»

Казалось бы, где СССР, и где национализм? Союз с первых дней своего существования декларировался как интернациональная страна, её лидеры, начиная с Ленина, агитировали за борьбу с любым национализмом и шовинизмом...

Источник: rudalle.ru/check_image/10796631-fc72-41ac-bf91-5f836a6b0f45; редактирование: «Закрытая книга»
Источник: rudalle.ru/check_image/10796631-fc72-41ac-bf91-5f836a6b0f45; редактирование: «Закрытая книга»

В конце концов, именно СССР сломал хребет тому самому «радикальному национализму» в 1945. И, тем не менее, чем дальше в историю — тем больше того национализма было. Выраженного, преимущественно, в форме тихой ненависти к «нерусским» и громкой — к самым малым нацменьшинствам (включая еврейское, да).
Кто начал это культивировать, и зачем всё это было нужно — оставим за скобками: не эксперт, не хочу кого-то обвинять безосновательно.

Давление сверху, давление снизу

Именно это важно для нас «здесь и сейчас» — в «низах» ещё была запрятана «межнациональная рознь», тянущаяся с имперских времён (таки да, черта осёдлости), но и «верха», с определённого момента, вместо борьбы с ней начали только нагнетать обстановку.

Источник: rudalle.ru/check_image/c51af3fc-7599-4968-801f-5c10479409a7; редактура: «Закрытая книга»
Источник: rudalle.ru/check_image/c51af3fc-7599-4968-801f-5c10479409a7; редактура: «Закрытая книга»

Да, не все. Да, я не знаю, «зачем», но факт остаётся фактом: уже в семидесятые это «счастье» цвело и пахло.

В результате — евреев дискриминировали «ни за что», просто потому что «везде чужие», народности Союза стали героями (крайне неполиткорректных) анекдотов, вновь появились неприличные характеристики вроде «москалей» и «чурок». А про жителей стран СЭВ и африканских «союзников» — вообще прилично не выражались.

И о том, как это отразилось на самом Давыдове

Вместо «пересказа своими словами» — просто процитирую страницу из интервью, которое он давал газете «Книжный» на фестивале «Аэлита» в 1998 году.

- Странно слышать это от Вас после всего, что Вы лично и Ваш роман претерпели в годы застоя. Сейчас, конечно, считается чуть ли не хорошим тоном припоминать обиды, нанесенные коммунистами, но ведь у Вас все это было более чем реально? Или слухи преувеличены?
- Действительно, и этот мой роман, и другие мои вещи "рецензировались", а попросту затаптывались. Семнадцать лет подряд, начиная с семьдесят четвертого года, Облкниготорг просил переиздать "Я вернусь через тысячу лет", но такая возможность была перекрыта. Писатель Игорь Тарабукин сказал тогда хорошую фразу: "Этому бы роману да другого автора".
- Проблема заключалась в государственном антисемитизме?
- Да, все это было вполне официально. Такова была установка Госкомиздата, которую вполне разделял отдел пропаганды и агитаций обкома партии. Когда я узнал об одном совещании, где меня было рекомендовано "поменьше издавать", я пришел и рассказал об этом маме.
И она спросила: "Думаешь, при другом строе было бы лучше? Ты не знаешь капиталистов". И матушка моя покойная оказалась совершенно права. Что дал мне дикий российский капитализм? Пока "Книжный клуб", заказавший новый вариант романа, не предоставил мне возможности нормально работать, я жил тем, что распродавал свою библиотеку.
Относил книги в букинистический магазин, вообще всем, кто брал. Часть книг просто снимал с полок, часть предварительно переплетал для продажи. Я, между прочим, переплетчик, сделать из старой книги новую для меня не проблема.

© О. Славникова, И. Давыдов, 1998

Ни убавить, ни добавить. Интервью, кстати, советую прочитать целиком — там много, на мой взгляд, интересных мыслей написано.

Моё мнение на счет всего этого одно: не мешайте человеку работать. Не мешайте писателю творить. Писатель остаётся писателем вне зависимости от происхождения и убеждений, даже если последние могут кому-то не нравиться.
Моё мнение на счет всего этого одно: не мешайте человеку работать. Не мешайте писателю творить. Писатель остаётся писателем вне зависимости от происхождения и убеждений, даже если последние могут кому-то не нравиться.

Подводя итог

Да, «государственный антисемитизм» (и не только евреев там не любили, будем честны) в СССР был, что бы ни говорили радикальные его сторонники. Это доказывается даже бы и тем примером, что я привел. И да, я считаю, что это была одна из самых отвратительных черт позднего Союза, особенно с учетом того, что ещё Ленин призывал к необходимости борьбы с любыми проявлениями этнического национализма и шовинизма.

Возможно, именно это и стало «началом конца»? Судить не возьмусь, не эксперт. Грустно это всё...
Если статья вам понравилась — прошу взамен немногое: лайк, подписку, комментарий «по теме» (на который я обязательно отвечу). Необязательно, но буду крайне благодарен: это поможет каналу. Ну а на этом — конец, да.
#литература #культура #история #писатели #ссср