Зоя Космодемьянская стала одной из героинь Великой Отечественной войны, но не все ее товарищи повели себя так же мужественно, как она. Ее группа состояла из десяти человек и один их них оказался предателем, который попал в плен к немцам и выдал остальных. Звали этого человека Василий Клубков и был он одногодком Зои (1923 г.р.), но в отличие от нее, струсившим и решившим купить себе жизнь за счет других. Однако, предательство ему в итоге не очень помогло - судьба труса оказалась не слишком радужной. Что же случилось в деревне Петрищево в конце ноября 1941 года и каким оказалось продолжение истории с Василием Клубковым?
Жизнь Василия Клубкова до немецкого плена
До войны он успел окончить семилетнюю школу и работал сортировщиком в одном из московских почтовых отделений. Осенью 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в разведывательно-диверсионную школу, где прошел краткий курс подготовки. После этого был определён в ту же группу разведчиков, что и З.Космодемьянская, а затем вместе с еще одной группой их отправили на задание в тыл врага. Бойцам было необходимо уничтожать места постоя немцев и выводить из строя их материальную часть посредством поджогов. Для этого каждому участнику группы были выданы три бутылки со специальной зажигательной смесью «КС» и пистолет в качестве оружия самообороны.
Одним из населенных пунктов, в которых предполагалось совершение диверсий, была деревня Петрищево. Отряд Клубкова получил приказ выдвинуться туда 21 ноября и в ночь на 22-е перешел линию фронта, а затем еще 4 суток двигался к этому населенному пункту. Приближаясь к нему, группа все чаще стала натыкаться на немецкие патрули, а затем два человека ушли в разведку и не вернулись. После этого было короткое столкновение с немцами и поняв, что их обнаружили, командир группы Б. Крайнов дал приказ отходить назад. Лишь три человека, в том числе Космодемьянская и Клубков (третьим был сам Крайнов) продолжили путь к Петрищево, в окрестности которого они добрались ночью 27 ноября.
Далее оставшиеся члены группы распределили участки деревни и отправились поджигать намеченные дома с немцами. Крайнов и Космодемьянская быстро подожгли 4 объекта, а вот у Клубкова случилась осечка — бутылка с зажигательной смесью не сработала. К тому же он наткнулся на патруль и попробовал сбежать в лес, но по пути попал в засаду и был взят в плен. Здесь он сломался и рассказан все, что знал о своей группе и целях задания. Это дало немцам возможность подготовиться к возможным повторным попыткам диверсий и в следующую ночь Зоя Космодемьянская была схвачена ими (первым ее обнаружил староста Свиридов).
Предательство и закономерная расплата за него
По поводу того, что произошло дальше, существуют разные версии и одна из них говорит, что Клубков присутствовал на допросе Зои и подтвердил, что она она вместе с им поджигала дома в селе. Точно это не установлено, но вот то, что он согласился работать на немцев и дал соответствующую подписку — это неоспоримый факт. После чего его отправили в лагерь диверсантов неподалеку от Смоленска и там он вместе с группой таких же предателей в течение двух недель проходил подготовку по сбору информации о частях РККА. После этого в начале января 1942 года его доставили к линии фронта и он перешел ее на территории Калужской области. По разработанной немцами легенде Клубков должен был явиться в разведотдел Западного фронта и сообщить, что якобы попал в плен, но затем бежал.
Именно так он и сделал, но в ходе допросов следователи выявили ряд противоречий в его показаниях, а затем обнаружились несоответствия с показаниями вернувшегося из Петрищево Крайнова. В конечном итоге Клубкова перевели в особый отдел НКВД, где вскоре тот сознался в работе на немцев. Хотя по его словам, он давал подписку сотрудничестве только затем, что бы вернуться назад и сдаться. Но здесь возникает вопрос — а почему же он тогда длительное время не сознавался в этом и рассказывал оказавшуюся ложной версию о принудительных работах на разгрузке угля, побеге и повторном попадании в плен?
В конечном итоге Василий Клубков 3 апреля 1942 года предстал перед военным трибуналом Западного фронта. По его итогам он бы приговорен к смертной казни (расстрелу) и 16 апреля это суровый, но справедливый приговор был приведен в исполнение.