Найти тему

Абсурдная трансформация образа мифологического персонажа

Наткнулась на довольно странный концепт водяного от русской студии Mihanikus Games, которая сейчас разрабатывает игру Svarog в сеттинге славянского фольклора. Когда я только увидела скетч, у меня даже в мыслях не было, что это водяной. Персонаж трансформирован до неузнаваемости. И возникает вопрос - для чего так коверкать устоявшийся и хорошо известный по легендам мифологический образ, если игра заявляется как произведение, опирающееся на фольклор?

Скетч водяного к видеоигре Svarog. Разработчики: Mihanikus Games.
Скетч водяного к видеоигре Svarog. Разработчики: Mihanikus Games.

Что нам известно из легенд о водяном. Существует несколько трактовок его облика, но все они близки. В одних легендах водяной описывается в образе старого плешивого деда с длинной седой бородой и большим брюхом, часто нагой, горбатый, облепленный грязью и тиной, или одетый в красную рубаху. Также в некоторых поверьях облик водяного напоминает утопленника - он выглядит как худой посиневший старик, облепленный речными водорослями. Где-то говорят, что водяной точно как человек, только зеленый весь, и вместо бороды тина растет. Также в облике водяного не редко встречаются и рыбьи или звериные черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, рог на голове. Кстати, копыта и рог скорее всего водяному достались из-за христианской трактовки его в качестве демона. Но главное то, что во всех описаниях облик водяного остается очеловечен и, как правило, в виде старика. Также водяной может превращаться в животных или рыб, например, в сома. Мы недавно говорили о Resident Evil Village, там как раз был водяной, полностью соответствующий фольклорным описаниям, и, кстати, превращался он именно в большую рыбу с вылезающим из пасти стариком, будто сом заглотил человека, что тоже является сложившимся образом, даже меня в детстве пугали тем, что сом проглотит.

Водяной в видеоигре Resident Evil Village
Водяной в видеоигре Resident Evil Village
Трансформация Водяного в Resident Evil Village
Трансформация Водяного в Resident Evil Village

Присмотревшись к скетчу, можно заметить рыбий хвост, и это, пожалуй, единственная деталь, отсылающая к водной стихии. Сам же персонаж на рисунке больше похож на дракона или даже динозавра с человеческими руками, что ну очень далеко от мифологического описания водяного. В итоге работа по трансформации облика выглядит следующим образом:
берем русалку как один из образов водяного, отрезаем тело и к хвосту просто подставляем персонажа из фэнтези, даже не пытаясь слить эти две части воедино. Почему дракон? Почему не еж или гриб?

По итогу у художника получилась абсолютно вольная стилизация мифологического образа без какой-либо опоры на известные описания. Для чего так сделано, не ясно. Образ совершенно не считывается и пока что никаких славянских черт не имеет. Художнику не обязательно было опираться на известные иллюстрации водяного и повторять их, можно создать свою индивидуальную трактовку, но следуя фольклору, который и так довольно разнообразен в описании облика, так что есть, с чем работать.
Всегда нужно соблюдать грань между стилизацией, дающей новую художественную трактовку мифологического персонажа, но с опорой на известные письменные и изобразительные источники, и вольной стилизацией, которая работает по принципу создания образа из головы, не обладает никакой культурной ценностью плюс формирует ложное представление о мифологии.

Этой теме, кстати, посвящен мой цикл видео “Ночной парад ста демонов Nioh”, в котором я анализирую то, как дизайнеры игры работают с японской мифологией и создают одни из лучших в игровой индустрии трактовки мифологических существ.

Автор: Ирина Шедько – искусствовед, автор канала Паттерн Игрока.

#видеоигры #мифология #культура #искусство #новостивидеоигр