Медицинские дела, помимо обилия документации, множества свидетелей, нескончаемых перечней анализов и исследований, не обходятся без судебно-медицинской экспертизы. Следователи - не врачи, в медицине разбираться не обязаны. Им требуется компетентное мнение, для чего в стране и существует институт судебно-медицинских экспертов. Однако авторитетен ли он? Давайте попробуем разобраться.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина" (ст.58 ФЗ №323).
Одним из вариантов медицинской экспертизы является судебно-медицинская экспертиза, которая проводится "в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу" (ст.62 ФЗ №323). Поэтому следственные органы обязаны осуществить данное процессуальное действие, так как необходимо установить "причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью" (ст.196 УПК РФ).
Признав необходимость судебно-медицинской экспертизы, следователь выносит постановление о назначении таковой, в котором отражает (ст.195 УПК РФ):
- основания для экспертизы
- наименование учреждения, в котором будет осуществляться экспертиза
- вопросы, поставленные перед экспертами
- материалы дела, представленные для обозрения экспертам
Уже на этом этапе появляются неопределенности, так как дело отправляется в бюро судебно-медицинской экспертизы отнюдь не по принципу "кто опытнее", а с учетом того, "кто свободен". И здесь уже как повезет.
После определения бюро судебно-медицинской экспертизы к работе привлекаются сотрудники учреждения, судебно-медицинские эксперты (существует специальность "Судебная медицинская экспертиза"), а также внештатные специалисты для внесения комментариев при рассмотрении сложных профессиональных вопросов.
Еще один потенциально слабый момент в экспертизе: уровень квалификации "приглашенных" специалистов.
В работе региональных бюро судебно-медицинской экспертизы имеется существенный минус: не всегда доступны квалифицированные специалисты узкой специальности. В таком случае, справедливый начальник бюро вправе возвратить постановление о назначении экспертизы по месту требования без исполнения (ст.15 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Но может не возвращать, в обязанность ему это не вменяется.
Для проведения экспертизы, как упоминалось выше, предоставляются материалы дела. На основании медицинской документации, с привлечением необходимой литературы, стандартов и рекомендаций, эксперты дают ответы на поставленные перед ними вопросы.
Выбор источников информации основывается целиком на опыте экспертов. Таким образом, подключается личный опыт и знания, что, несомненно, носит субъективный характер. В результате, многие необходимые источники могут остаться неосвещенными.
После того, как заключение готово, оно поступает обратно в следственные органы. Отныне все, что написано экспертами, воспринимается как истина, следователя практически невозможно убедить в том, что экспертиза составлена некорректно, с неточностями и необоснованными выводами.
Внимания к вашим доводам тем меньше, чем больше времени прошло с момента возбуждения дела. Например, большинство медицинских дел с уголовным уклоном квалифицируются либо по ст.109, либо по ст.118 УК РФ, срок давности по которым - 2 года.
Вот так проводится судебно-медицинская экспертиза в нашей стране. По сути, как лотерея - повезет или нет, ответственно ли эксперты подойдут к своей работе или поверхностно ознакомятся с делом. Поэтому лучше, чтоб ваша работа не подвергалась подобной оценке!
Подписывайтесь на канал, впереди Вас ждет много полезной информации со взглядом от первого лица!
P.S.: написанное выше - мое личное и оценочное суждение.