Лилиа́нна Зино́вьевна Лунгина́ (девичья фамилия Марко́вич; 1920 — 1998) — российский филолог, переводчица художественной литературы. Жена российского драматурга, сценариста Семёна Львовича Лунгина (1920—1996) Мать Павла Семёновича Лунгина, (1949) — советского и российского сценариста и кинорежиссёра, лауреата Каннского кинофестиваля. В 2009 году на основе воспоминаний Лунгиной вышел пятнадцатисерийный документальный фильм-роман режиссёра Олега Дормана о жизни Лилианны Лунгиной «Подстрочник». Книга же является расшифровкой рассказа Лунгиной, т.е. записанные на бумаге монологи. Поэтому вся речь идёт в книге от первого лица Лилианны Зиновьевны, она рассказывает о себе, а автором книги является Олег Дорман. Это информация для тех, кто захочет найти книгу в библиотеке. Искать её надо не на Лунгину, а на Дормана.
Книга эта очень явно отличается от любых мемуаров своим стилем. Мемуары пишутся, перечитываются, выверяется каждое слово (в лучшем случае), каждый автор старается писать красиво, украсить свою речь метафорами, причастными и деепричастными оборотами, разъяснениями в скобках, длинными цветистыми фразами. Вот всего этого в книге «Подстрочник» и нет. Там абсолютно живая речь, разговорная, с короткими фразами, очень понятная, как будто слышишь голос. Это несомненный плюс.
Лилианна Лунгина рассказывает свою жизнь с самого детства и почти до смерти (фильм был снят в 1997 году, а в 1998 году Лунгина умерла). Жизнь ей выпала насыщенная событиями. Проведя своё детство в Германии и Франции, в 1934 году ей пришлось вернуться с родителями в СССР. Ей не пришлось голодать, жить в тесноте и нищете, но всё относительно. И трёхкомнатная квартира в Москве, выделенная её родителям, после парижского жилья показалась ей убогой. Советский быт, советская школа (хотя училась она тоже в элитной школе для детей дипломатов) – всё это было совершенно другим, чем то, что пришлось покинуть. Но она привыкла, прижилась. Пережила войну, окончила МГУ, вышла замуж.
Вторая половина книги значительно отличается по содержанию от первой. Основная тема второй половины – это национальный вопрос, космополитизм, притеснения, унижения, аресты, диссидентство, отъезды. Конечно, Лилианна Зиновьевна не претендует на абсолютную истину, но всё же… Читаю про притеснения, ограничения – сочувствую и понимаю. Поднимаю голову от книги, смотрю на реальную жизнь вокруг себя – и удивляюсь – а откуда тогда всё то, что я вижу?
Читаю про диссидентство и отъезды - сочувствую и понимаю. (Об отъезде Виктора Некрасова и Александра Галича из страны Лунгина говорит так: «Когда эти люди оказались выдворены, исчезли из общественной жизни, страна погрязла в болоте посредственности, культура обеднела». Обеднела – да, но погрязла ли? Нет, явный перебор. Да и вообще не очень я понимаю, стоит ли так рыдать над судьбами изгнанников? Сама Лунгина была бы счастлива, если бы её отпустили (выдворили) в Париж, да вот не отпускали поперву, а потом, когда позволили, по нескольку месяцев они с мужем ездили по белу свету). Поднимаю голову от книги и думаю: диссиденты по большей своей части были как раз из литературных кругов, они во всём этом варились, всё это описывали, и так создалось впечатление, что все люди так или иначе были либо диссидентами, либо противниками их. А на самом-то деле основная масса людей просто работала, просто жила и растила своих детей, и знать не знала про Синявского с Даниэлем, про процесс над Бродским, и вообще про них не думала. Просто эти люди книг не писали, по крайней мере, в таком количестве. Да и некогда им было думать об этом и писать об этом. Основная масса людей же не могла на всё лето уехать на снятую дачу в Прибалтике (такие длинные отпуска были, пожалуй, только у учителей), чтобы там в праздности размышлять о советском строе. И кстати, о материальном положении. Лунгина не раз упоминает в своём рассказе о том, что у неё работа была не всегда (пятый пункт, не брали), да и у мужа её тоже не каждый сценарий сразу уходил в производство, но домработницу-няню они всё же держали. Много ли семей работяг могли себе такое позволить?
Читаю о повальном пьянстве советских людей («Вся страна, сверху донизу, без различия социальных категорий, пила. Пили везде – в учреждениях, в цехах, на лестнице, на улице, на вокзалах, в поездах, в любое время дня и ночи, до, после и во время работы. В цехах рабочие не могли включить станок, не хлебнув водки или самогона…») – и соглашаюсь: да, много пили и пьют русские. А что – у немцев или французов нет алкоголиков? Поднимаю голову от книги и вспоминаю: да не было такого, чтобы в моей среде, где я выросла, кто-то появлялся пьяным на работе! За это увольняли сразу. А в той среде, где я училась в университете? Помню, один мой однокурсник появился на экзамене с запахом вчерашнего пивопития. Так его до экзамена не допустили, разбирательство было на университетском уровне, и парня вообще чуть не отчислили! Может, Лилианна Зиновьевна, видя, что с самого утра пьют её знакомые и друзья (она сама об этом упоминает не раз), переносит свои выводы на всех? Как говорится, каждый судит по себе.
И вот же что интересно. При всём своём не очень позитивном отношении к стране, в которой прожила Лунгина свою жизнь, она рассказывает о своих сыновьях. Старший, Павел, сначала искал себя, диссидентствовал, а потом поступил на Высшие сценарные и режиссёрские курсы, где преподавал его отец (кто бы сомневался, что поступит?), стал известным режиссёром. Младший, Евгений, тоже искал себя, хотел стать артистом – не взяли, закончил театроведческий факультет ГИТИСа, работу в СССР найти не мог (из-за пятого пункта!), решил уехать путём женитьбы на иностранке. Стал знакомиться с девушками, как пишет Лунгина, «выдумывать себе, что влюбился» - на самом деле откровенно искал фиктивного брака, но девушкам этого не говорил, врал о любви. Женился, уехал, развёлся, снова женился, а потом оставил жену с двумя детьми во Франции и вернулся к маменьке в Москву. Выходит, и во Франции работы не нашёл? Так, может, не в стране дело?
Вот таковы мои впечатления о книге Олега Дормана.
Ранее этот материал был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/574806509661C722.html
#литература_о _Кино
#Лунгина
#Дорман