Найти в Дзене
СофтБаланс

Бюджетирование в 1С:ERP: система может больше, чем вы думаете

Оглавление

Как вы думаете, система 1С:ERP помогает решать задачи по планированию и бюджетированию?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, мы рассмотрим бюджетный процесс и основные возможности системы 1С:ERP, такие как:

  • Бюджетирование в разных валютах;
  • Возможность настраивать этапы плана подготовки бюджетов;
  • Ограничение ввода данных по сценарию бюджета;
  • Настройка аналитик в виде бюджета;
  • Проверка правил получения фактических данных;
  • Оптимизация отчетов на больших объемах данных.
Схема процесса бюджетирования
Схема процесса бюджетирования

Предпринимателя интересует:

  • финансовый результат бизнеса,
  • финансовые потоки;
  • задействованные активы: насколько они эффективно используются и финансируются.

Все это расскажут основные отчеты в системе 1С:ERP. Например, бюджет доходов и расходов (БДР) — какую прибыль приносит бизнес. Финансовые потоки покажет бюджет движения денежных средств (БДДС), а на вопрос: "Какими активами управляет кампания?" ответит отчет по балансовому листу. На схеме видно, как отчеты зависят друг от друга — все это можно настроить в подсистеме бюджетирования. В этом поможет конструктор под названием «Вид бюджета».

Бюджетирование в разных валютах

Некоторые заказчики хотят внедрить систему 1C:ERP без подсистемы бюджетирования. Но после первого этапа моделирования, где демонстрируются основные возможности подсистемы, мнение часто меняется.

Схема работы с планом продаж по номенклатуре
Схема работы с планом продаж по номенклатуре

Например, в подсистеме «Планирование запасов» удобно планировать по номенклатуре. Можно настроить так, что в расчетах будут участвовать не только продажи по номенклатуре, но и план производства, план закупок, план остатков продукции.

В системе 1С:ERP есть возможность гибко настроить схемы обеспечения потребностей, а данные транслировать в подсистему бюджетирования. Как итог, весь цикл планирования товарных запасов будет рассчитываться с минимальным присутствием пользователя.

Если есть необходимость планировать продажи в разных валютах, то система делает такие расчеты и, при определенных настройках, транслирует эти данные в подсистему бюджетирования. Давайте рассмотрим на примере.

-4

В документе "План продаж" выбирается сценарий, настроенный в необходимой валюте.

-5
-6

Настроить валюту сценария нужно на вкладке "Основное". На вкладке "Дополнительно" настраиваем связь сценария бюджета в аналогичной валюте учета с сценарием плана продаж.

-7

В "Вид плана" определяется статья бюджета, где будут аккумулироваться данные в подсистеме бюджетирования. Данные попадают в систему бюджетирования в нашем случае в евро. Но в случае изменения экономической ситуации, как проверить бюджет на прочность?

-8
-9

В сценарии бюджета есть возможность установить прогнозный курс. Достаточно создать сценарий с необходимой валютой, ввести прогнозные курсы валют и настроить вид бюджета с необходимыми статьями бюджета. Расчёты будут получены автоматически, останется только создать экземпляр бюджета и заполнить данные.

Схема расчета себестоимости продукции
Схема расчета себестоимости продукции

Также часто у заказчиков есть потребность в расчете себестоимости продаж. После получения данных в подсистеме бюджетирования можно настроить расчет себестоимости продаж по справочнику «Себестоимости за единицу продукции», используя нефинансовые показатели.

-11

В настройках нефинансового показателя:

1. Устанавливаете период действия показателя.

2. Задаете сценарий бюджета в необходимой валюте.

3. Определяете аналитику показателя, в нашем случае «Номенклатура».

4. Устанавливаете значения показателя.

-12

После настройки нефинансового показателя можно настроить вид бюджета и задать необходимую формулу расчёта через производный показатель.

-13

С помощью формулы в производном показателе задается расчет, который в дальнейшем можно использовать в экземпляре бюджета автоматически.

Возможность настраивать этапы плана подготовки бюджетов

Схема работы с планом подготовки бюджетов
Схема работы с планом подготовки бюджетов

В подсистеме бюджетирования можно настроить этапы подготовки бюджета в соответствии с графиком.

-15

Рассмотрим на примере согласования плана продаж. Сначала администратор бюджетных процессов задает следующие данные:

  • Настраивает этапы процесса бюджетирования.
  • Определяет ответственного за этап планирования продаж.
  • Устанавливает длительность этапов, например, на ввод плановых данных в настроенную форму плана продаж. Или настраивает этап утверждения планов продаж — есть возможность определить, какие именно виды бюджета будут рассматриваться на согласовании.
-16
-17

После запуска бюджетного процесса, ответственный пользователь получит задание, которое можно вывеси на главную страницу. По гиперссылке пользователь откроет задачу в системе 1С:ERP и запланирует данные по продажам в настроенном экземпляре бюджета. В системе также предусмотрена возможность загружать данные из Excel в экземпляр бюджета.

-18

Администратор бюджетных процессов может контролировать процесс по этапам планирования через "Монитор бюджетных процессов".

Ограничения ввода данных по сценарию бюджета

В нашей практике, у клиентов были запросы вести долгосрочное планирование с актуализацией краткосрочного. Как это можно реализовать в 1C:ERP?

Бюджет инвестиций
Бюджет инвестиций

В одной модели бюджета можно разделить долгосрочный сценарий планирования с горизонтом, например, 5 лет и краткосрочный сценарий планирования на 1 год. В рамках краткосрочного сценария планирования можно актуализировать краткосрочные планы, используя скользящее планирование.

-20
-21

При необходимости можно ограничивать ввод данных по сценариям бюджета, используя функция «Дата запрета изменений».

-22

Если будет произведена попытка запланировать данные в закрытом периоде, система выдаст сообщение об ошибке и не позволит провести бюджет.

Настройка аналитик в виде бюджета

С помощью вида бюджета можно:

  • Настроить структуру бюджета;
  • Определить разрезы бюджета;
  • Настроить автоматическое получение данных по статьям бюджета;
  • Настроить показатели бюджета для балансового листа;
  • Настроить план-фактый отчет и вывести отклонения по статьям бюджета для проведения анализа исполнения бюджета;
  • Добавить дополнительные аналитики (например, маркетинговые исследования).
-23
-24
-25

Добавить аналитики можно либо в самом виде бюджета, либо в справочнике «Аналитики статей бюджета».

-26
-27

Кроме того, на проектах мы сталкивались с пожеланием заказчика ограничить "Прочие расходы" с учетом иерархии справочника по статье расхода. Вариантов решения задачи несколько:

1. Настроить аналитики по статье бюджета фиксировано и не давать возможности планировать данные в неопределенные аналитики. Но тогда возникают трудности —пользователь не сможет добавить сам в экземпляр бюджета нужные ему аналитики. Придется вносить изменения в вид бюджета (как правило за изменения вида бюджета вносит администратор бюджетного процесса). Изменение вида бюджета приведет к изменению структуры бюджета, и от этого могут пострадать экземпляры бюджета.

2. Сделать доработку по таким аналитикам и устанавливать ограничение на ввод данных по неопределенным аналитикам бюджета.

-28

Особенности настроек правил получения фактических данных и их проверка

В подсистеме бюджетирования можно настраивать правила получения фактических данных. Это может быть:

  • Регламентированный учет с настройкой через определенный бухгалтерский счет с отборами.
  • Оперативный учет с настройкой через хозяйственные операции определенных регистров накопления.
-29
-30
-31
-32
-33

Заполнение аналитик статей производится как автоматически через сопоставление источника данных, так и установкой фиксированного значения по аналитике (например, аналитика подразделения).

-34

С помощью настроек источника произвольных данных можно решать задачи настройки вывода данных из других регистров. Но на проектах мы сталкивались с проблемой, когда настройки не выводились в отчете по результату работы правил фактических данных. В этом случае отчет «Результат работы правил по статье бюджетов» позволяет просматривать работу всех правил в рамках одной бюджетной статьи, но здесь нет возможности сформировать результат работы правил по всем статьям бюджета.

-35
-36

Оптимизация отчетов

-37
-38

Бывают ситуации, когда в бюджетный отчет выведено большое количество статей бюджетов и в каждой статье настроены разные правила получения фактических данных. Формирование данных происходят «на лету», и отчеты формируются долго, что не нравится пользователям.

Решений этой проблемы несколько:

1. Провести актуализацию правил в статьях бюджета, и убрать правила, которые не влияют на отчет.

2. Настроить статьи бюджета более укрупненно и снизить их количество в отчете. Такое решение не всегда устраивает заказчиков, так как они привыкли к определенной структуре отчета.

-39

3. Использовать типовое решение в 1С:ERP: включить опцию "Оптимизация отчетов через хранение полученных данных" в отдельном регистре. В результате появится опция «Хранить результат выполнения правила». Но бывают ситуации, когда отчеты в этом случае формируются еще дольше — зависит от объема информации.

Также одной из особенностей в настройках правила получения фактических данных являются реквизиты «Правила действуют с..». Здесь срок действия относится не к ограничению работы правила за определенный период, а к кешированию данных при оптимизации.

-40

Плюс хранения фактических данных бюджетирования — выводить данные по всем статьям бюджета через универсальный отчет в одной таблице с отображением правил формирования фактических данных. При работе правил «на лету» такой возможности нет. Приходится строить отдельные отчеты по ключевым регистрам бюджетирования, что достаточно неудобно.

Выводы

В начале этой статьи мы задали вопрос: может ли система 1С:ERP помогать решать задачи по планированию и бюджетированию? Ответ очевиден — не только помогать настраивать бюджетные процессы, но и отслеживать, контролировать бюджетные процессы и расходы компании, а также реагировать на экономические изменения.