Любители фильмов о разведчиках заметили любопытный факт: каждый агент умудряется быстро и надолго запоминать самые сложные, длинные, запутанные, хитроумные пароли.
Коды сейфов, адреса, замысловатые фамилии-имена-отчества они тоже запоминают без проблем.
Часто в кино показывают, что разведчик видит несколько рядов цифр, мысленно с помощью шифра переводит их в текст (или не переводит, а запоминает прямо так, цепочками чисел), а потом сжигает бумажку с этой записью. И ничто в нем не дрогнет: мало ли – вдруг забудет хотя бы 1 циферку и провалит все сложное дело?
Вот в книге Хмелевской «Что сказал пoкoйник» героиня сразу и надолго запомнила шифр, который ей передали случайно – вместо настоящего агента. А реальный агент Интерпола ей сказал, что их в школе разведчиков учили запоминать чуть ли не десятки паролей одновременно.
Так ли это на самом деле? И если так – то как агенты/шпионы умудряются запоминать быстро, много и надолго? И как в принципе возможно составить такой шифр, чтобы его запомнили лишь те, для кого он предназначен, и не разгадали те, от кого сведения надо утаить?
Как надо шифровать, чтобы потом правильно вспомнить?
Масскульт показывает, что разведчики придумывают шифры наподобие «У коровы – 2 головы, 3 хвоста и 4 вым…» э… в общем, чем нелепее фраза – тем (якобы?) сложнее раскодировать ее.
Между тем, в советское время криптология – наука о шифрах – вышла далеко за пределы обычной мнемотехники (методики быстрого запоминания больших объемов текстов). Наши разведчики использовали шифры, которые называли ручными.
Не без гордости отметим, что именно у советских разведчиков шифры достигли особых вершин.
На их фоне, к примеру, самый знаменитый агент «Кембриджской пятерки» Ким Филби, завербованный в СССР, шифровки составлял не самые сложные: писал обычные письма, но каждое 9-е слово в его послании было кодовым.
Также они известны под названием шифр Рамзая (одна из агентурных кличек легендарного Рихарда Зорге).
1-я часть таких кодов – шахматная (квадратная).
Берется табличка, где в каждой клеточке пишутся буквы, а по всей верхней строке и всему левому столбцу – цифры.
В верхнюю строку из букв записывается какое-то ключевое слово (так, сам Зорге отталкивался от слова «метро» на английском языке – subway). А уже в остальные клетки помещаются все остальные буквы алфавита, которых нет в ключевом слове.
2-я часть таких шифров – анаграммная.
Из самых частых букв алфавита (на языке, применяемом конкретным разведчиком) составляются какая-то анаграмма. Допустим, у Зорге это было слово asintoer.
Буквы, входящие в анаграмму, нумеруются и вписываются в новую таблицу.
3-я часть таких шифров – квадратная. А там:
- в верхней строчке – самые частые буквы алфавита с присвоенными числовыми значениями от 0 до 7;
- в 2 других строках – сверху вниз по порядку прочие буквы из 1-й таблицы, обозначенные числами от 80 до 99;
- оставшиеся незаполненными клетки с номерами 8 и 9 делаются номерами строк в главной табличке.
Ну, а уже в дальнейшем для скорости работы с шифровками на таблицы накладывают специальные шифровальные блокноты. Либо буквы из куска какой-нибудь конкретной книги преобразуют в цифры. В частности, у нашего «Рамзая»-Зорге для этого под рукой всегда был Германский статистический ежегодник за 1935 г.
Сложно? Пожалуй. До тех пор, пока не нaбьeшь на шифровании руку.
Помните фразу из «17 мгновений весны»: «Штирлиц знал, что разгадать этот шифр было невозможно, потому что он сам его составил»? Так вот, похоже, Всеволод Владимиров имел право так думать.
Впрочем...
...впрочем, шифры шифрами, а человеческий фактор из всей этой агентурной истории исключать нельзя. Из-за данного фактора могут «пpoдyть» «игру в разведчиков» даже самые смелые герои – вот как Рудольф Абель, которого, несмотря на его талантливые шифровки, в итоге подставил под арест ФБР его же собственный радист.
Как надо запоминать, чтобы запоминалось точно и надолго?
Прототип советского резидента в известном отечественном фильме «Майор Вихрь» Евгений Березняк поделился с «Экспресс-газетой» секретом о том, как он запоминал множество деталей, не имея от природы хорошей памяти:
- память надо развивать так же, как мышцы, – тренировками;
- тренируясь, следует не перегружать память сразу, а делать это постепенно, последовательно, по мере достижения успехов увеличивая нагрузки;
Приведу пример от себя.
Надо не учить сразу огромные стих, а каждый день понемножку запоминать рифмованные строчки из него… потом почаще повторять их… а затем и переходить к запоминанию нерифмованных текстов.
- воспринимать информацию нужно не абстрактно, но систематизируя ее, укладывая каждую новость на свою «полочку»;
- разные факты надо связывать между собой логически.
Не зря того же Штирлица все называли логиком.
Подобное доступно и любому из нас. Главное – подойти к делу правильно. А том, глядишь, можно запоминать на всю жизнь и шифры, и иностранные языки, и длинные тексты (от рабочих документов до молитв).
П. с. + читайте Дзен-статьи «10 методов, как запоминать быстро, точно и надолго», а также «10 пикантных специфических навыков советских девушек-разведчиц» и еще «5 примеров, как актеры учат наизусть длинные роли».
#ссср #история ссср #наука #история #россия #интересные факты #история россии