Недавно я, коротая время, просмотрела ворох видеороликов с детьми, решающими задачи. Это ученики начальной школы, выполняющие домашние задания по математике. Сюжет стандартный: у ребенка что-то не получается, родитель приходит на помощь и зачем-то включает камеру.
Дети разные, а причины затруднений одни и те же. Я увидела ряд типичных проблем.
Первая — невнимательность. Дети путают слова, окончания слов, последовательность событий, числа. Поэтому так важно развивать у ребёнка внимательность, способность сконцентрироваться на проблеме.
Вторая — непонимание прочитанного. Многие педагоги и психологи полагают, что обычно это является следствием а). раннего обучения чтению и б). чрезмерной сосредоточенности на высокой его скорости.
Ребёнка учат бегло читать, но почти не уделяют внимания тому, как он понял текст.
В результате школьник смотрит в книгу, а видит… Сами знаете что.
Однажды в беседе со мной учитель математики неодобрительно высказалась по поводу натаскивания детей на высокую скорость чтения. Её педагогический опыт показывает: при решении задач реже всего ошибаются те способные дети, которые относительно медленно читают.
Просматривая видеоролики, я заметила, что текст задачи для многих детей — это просто набор слов и цифр. Они не видят за ним сюжета. А ведь текстовая задача — это маленькая история.
Третья проблема — неумение родителей помочь ребёнку.
Типичны два варианта участия родителей. Первые садятся над ребёнком цербером и талдычат: «Читай задачу ещё раз. Читай ещё раз. Читай ещё раз». Уставший ребёнок снова и снова читает текст, не понимая, чего от него хотят. К чему это приводит? К формированию негативного отношения к задачам как к чему-то утомительному, неинтересному, мучительному.
Вторые приходят и фактически сами решают за ребёнка — вероятно, не осознавая этого. Чадо просто перебирает комбинации чисел и ждёт реакции родителя. Старый добрый метод тыка. Рано или поздно он срабатывает. Ребёнок озвучивает правильный пример, родитель облегченно восклицает: «Бинго!». Школьник счастлив, что мучение закончилось. Однако задачу он не решил. И как решать её — не понял.
А надо просто помочь ребёнку вникнуть в сюжет истории, составляющей канву задачи. Тогда и решение станет для него очевидным.
Как помочь ученику понять текст задачи? Обсудить. Задать наводящие вопросы. Попросить пересказать. Предложить представить. Можно даже придумать завязку и окончание истории, добавить детали, не меняя условие.
Полезно зарисовывать задачи или инсценировать их с помощью игрушек. Можно использовать предметы-заместители в количестве, указанном в задаче. Красные конфеты — это вёдра с помидорами, а зелёные — с огурцами.
Если задача про деньги, размен, сдачу — можно поиграть в магазин с монетами, купюрами или карточками. Хватит и нескольких минут, чтобы школьник уловил суть.
Обязательно нужно вместе с ребёнком определить, в чем заключается главный вопрос задачи, что необходимо найти.
Всё это требуется только поначалу. Сперва обсуждаем, рисуем, играем, придумываем. Позже обходимся схемами, табличками. Затем ребёнок справляется сам — тем способом, который ему подходит.
Что мы, родители дошкольников, можем предпринять уже сейчас, чтобы в будущем ребёнок как можно реже испытывал трудности при решении задач?
1. Развивать внимательность. Например, играя в настольные игры, способствующие этому, и выполняя специальные задания из развивающих пособий.
2. Не торопить с беглостью чтения. Не натаскивать целенаправленно на высокую скорость.
3. Обсуждать прочитанное. Убеждаться, что ребёнок понимает текст. Помогать ему в этом, если нужно.
4. Учить воспринимать математическую задачу как маленькую историю. С 4-5 лет можно инсценировать задачки с помощью игрушек и другого реквизита. К школе у ребёнка сформируется способность чётко представлять себе, о чем говорится в тексте задаче.
Это мои мысли как мамы, успешно прошедшей всё это со старшим ребёнком, и как человека, имеющего педагогическое образование.
Возможно, вам будет интересно:
Наши рабочие тетради по математике
Сюжетные математические игры (с ребёнком 5 лет)
Математическая игра-викторина