Пожалуй, Верещагин самый мой любимый живописец. Может потому, что это был своего рода трэвел-блогер, просто с кистью мольбертом вместо фотоаппарата. Уж больно мне не нравятся его зарисовки о жизни и быте других народов.
Хотя, конечно, для большинства людей он известен как баталист, необыкновенно реалистично изображающий душераздирающие сцены войны. И что самое интересное – в этих войнах он был самым непосредсвенным участником, на острие атаки, как говорится. Он и погиб во время боевых действий, когда броненосец "Петропавловск", на котором он находился, подорвался на японской мине.
Картины Верещагина часто собраны в серии, которые названы по местам, изображённым на полотнах: индийская, туркестанская, кавказская, балканская. Но есть серия картин, которая стоит обособлено и называется "Трилогия казней".
Наиболее известная из них – "Дьявольский ветер". Так англичане называли казнь, которую они использовали при подавлении восстаний на территории Индии. Кто видел советский фильм о капитане Немо, знают этот сюжет. Что примечательно: картина встретила холодный приём у британской аудитории, а многие англичане отказывались, вообще, признавать то, что они эту казнь использовали. Картина была куплена на аукционе в Нью-Йорке в 1891 году и более нигде не выставлялась. Предположительно находится в частной коллекции, или выкупленна через третьи руки британцами, и убрана с глаз долой.
Второй картине "Казнь заговорщиков в России" повезло больше. Как и в случае с британцами, российским властям не понравилась картина, а её ввоз в Россию (её или её копий) был запрещён. Так же была продана на аукционе в Нью-Йорке, и в итоге была ввезена втайне в Россию, но позже найдена и изъята полицией. Пролежала во тьме до революции, после чего новая власть извлекла её и выставила как символ жестокости царизма.
Картина и сейчас в России, и её можно увидеть в Третьяковской галерее.
Последняя картина называется "Распятие на кресте у римлян". Она была написана позже. Автор нигде никогда не упоминал, что это казнь Иисуса. Да и сама композиция со смещёнными вправа жертвами, идёт вразрез с церковной живописью, где Христа принято изображать центральной фигурой.
И тем не менее, чёрное небо над Иерусалимом говорит о затмении. И всё же это либо казнь Христа, либо просто совпадение (не думаю, как говорит Киселёв).
Вообще, Верещагин тщательно готовился к написанию картин и специально поехал в Индию, Санкт-Петербург и Палестину, чтобы сделать зарисовки с натуры.
Что примечательно: на последних двух картинах акцент скорее не на казни сделал, а на толпе зевак. Мне всегда было удивительно, почему люди с такой охотой приходят смотреть на смерть других людей? Я бы не пошёл...