1,6K подписчиков

Расслабиться хочется, что ли…

Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них.

А я, грешен, эссе люблю. Из-за безнадёжности мне достучаться до внимания сто`ящих учёных. И строю со сластью якобы логические цепи… Красиво иногда получается… Вдруг кто-то когда-то докажет, что и объективно так оно и есть…

Прочитав (тут), что у Тимура Новикова последний период творчества «с конца 1980-х… связан с направлением «неоакадемизма», меня осенило…

Ведь что такое конец 1980-х? – Это, очень грубо говоря, возврат от из неэксплуататорского строя в эксплуататорский. Зеркальный когдатошнему переходу от первобытно-общинного строя, неэкспуататорского, к эксплуататорскому, рабовладельческому. Одинаковый ужас должны были испытывать и древние греки и совки. Так если древние греки от этого ужаса побежали в красоту, какой в реальности нет и можно к ней только приблизиться – в искусстве, то естественно появление «неоакадемизма» в конце 1980-х!..

Вдруг к мутноватым сентенциям Щетининой о Новикове надо прислушаться и уловить там и у Новикова красоту?.. До сих пор при чтении настолько для меня невнятную красоту, что я было подумал, что это обычное словоблудие искусствоведческое…

Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.
Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.

Что там не обман, что в маленькой фигурке действительно красавец Аполлон, можно убедиться на большом увеличении.

Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них. А я, грешен, эссе люблю.-2

Ну… Аполлон, золотая ткань… можно и красный квадрат к красоте причислить… Это естественно, но как-то слабо творчески. Если ткань фабричная. И образ Аполлона и красного квадрата не новы, собственно. Какая ж красота в повторении?..

Зато, Щербинина пишет: «гармоничное сочетание фигуры скульптуры, масштаба фона и квадрата»…

Загадочно.

Можно это как-то проверить?

«Будь квадрат больше, он бы задавил изображение Аполлона, перетянул все внимание на себя».

Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них. А я, грешен, эссе люблю.-3

Надо, наверно, соглашаться. Хотя чувствую, что тут велика роль внушения авторитета художника.

«Будь больше Аполлон, он бы вывалился из полотна».

Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них. А я, грешен, эссе люблю.-4

Опять дело внушения, по-моему.

«Если сократить объем золотой плоскости, было бы потеряно единство двух центральных деталей. Концентрация сосредоточенного на них внимания была бы снижена».

Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения оснований для них. А я, грешен, эссе люблю.-5

Может, и так.

С чем можно согласиться – с явным желанием Новикова добавить к заимствованной гармонии, прошлой, свою, нынешнюю. Она, мол, есть! Если не в жизни, то в условности: в произведении его собственном. Как вера ницшеанца, что хоть метафизическое иномирие принципиально и не достижимо, зато сотворим его образ.

.

На сокровенное мироотношение художника, вы видели, я вышел от единственного слова в статье – «неоакадемизм». А ну-ка перечитаю её. Что о его мироотношении написала Щетинина?

«квинтэссенция традиций русского искусства».

«отразившее дух времени постсоветской России».

«Сила эта скрытая, неявленная».

«переживания, которые скептический зритель никак не ожидает встретить в искусстве после 1900 г.»

«строго регламентированное явление».

«чтобы зритель испытывал душевный подъем».

«идеи государственности и централизации».

«был заказ общества на изображение внутреннего мира человека».

«соединился с поиском простых лаконичных форм».

«не поддался искушению вернуться к академическому искусству буквально».

«надежда на демократические идеалы»

«работы Тимура просто кричат о своей несерьезности…Эти полотна никогда не натянуты на раму. Как нарочно, они развешаны так, что провисают, создавая ощущение неряшливости. Хочется подойти и разгладить, поправить складки, убивающие весь пафос музейного экспонирования… Полотна Тимура нарушают правила хорошего музейного тона. В них нет и следа озабоченности качеством, аккуратностью и выглаженностью».

«изображают космическую глубину».

«Полотна Новикова — идеальный объект для созерцания… гармонической красоты».

«Никто в классическом искусстве на вас не набросится с кулаками и не начнет барабанить по лицу, вмазывая эмоции через глаза. Академическое искусство может остановиться задолго до предельного состояния».

И ещё много-много про классику.

Но угадать, что есть тот идейный центр, к которому сходится вся описанная каша – нельзя. Если не вспомнить про ницшеанство. Которое в сознании Щетининой отсутствует. Или его стыдятся называть…

22 июня 2022 г.