Противоречивые годы НЭПа до сих пор вызывают много толков, был ли в эти годы социализм или капитализм, и как могли существовать нэпмэны и артели, коллективные хозяйства, обучение в духе социалистических ценностей - все это одновременно?
Арсений Григорьевич Зверев, ставший впоследствии министром финансов СССР, в начале карьеры работал в финансовых отделах Клина, разных районов Москвы и других городов. Он рассказывал о бесчисленных махинациях, которые были в ходу в 20-е годы.
Многие частники пытались утаить подлинные размеры своих доходов и обмануть государственные органы.
Прежде всего это касалось перекупщиков, спекулянтов, маклеров и иных «посредников» торгового мира.
Зверев описал случай, когда он зашел в торговую точку Солесиндиката, проверил документацию и обнаружил, что государство получало при продаже соли 2 копейки прибыли на пуд, а в частном магазине Масленникова с пуда соли прибыль составляла 18 копеек.
Новая буржуазия, порожденная нэпом, всячески приспосабливалась к налоговому и трудовому законодательству, прячась от советского контроля. Большинство частников вовсе не стремилось к созданию крупных, хорошо оборудованных предприятий. Очень широко практиковалось ими «квартирничество» (использование надомников). Организовывались фиктивные товарищества, мнимые кооперативы и псевдоартели. Таким образом нэпмэны, хитря, добивались льгот от государства, маскируясь под коллективные предприятия.
Частым явлением были хищения государственного имущества в скрытой форме.
Некоторые не очень честные лица из госаппарата нередко продавали частникам неликвидные фонды предприятий по явно убыточным ценам. В других случаях аренда оформлялась на невыгодных казне условиях.
В 1925 году Зверев вернулся в Клин после работы в другом районе. За время его отсутствия в Клину произошел скандал: в начале 1925 года состоялось расследование, обнаружившее, что бывший заведующий начал пьянствовать и гулять — сначала на деньги нэпманов, а потом на государственные. Он втянул в эту схему председателя исполкома и заведующего земельным отделом, растратив 40 тысяч рублей. История с растратой казенных средств выплыла наружу. Крестьяне стали говорить, что не будут платить налогов, так как не желают работать на растратчиков. В результате гласного судебного процесса первый виновник был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян, а остальных осудили на длительные сроки тюремного заключения.
Людям показали, что Советская власть не потерпит попрания государственных и народных интересов.
После скандала выяснилось, что значительная часть финансового аппарата оказалась связанной с частным капиталом и поощряла его, а потребкооперация и другие не нэпманские организации держались в черном теле и к осени 1925 года «дышали на ладан». Когда же речь заходила о государственном обложении налогами, уфо давал установку производить его по фиктивным торговым книгам частников, а налоговым инспекторам рекомендовал вести себя «по-божески» и не доискиваться реальной суммы нэпманских доходов.
Как Зверев расследовал махинации
Зверев рассказывал о таком примере. В Клину существовало нэпманское «Торгово-промышленное товарищество». В его правление входило 11 членов. Согласно уставу заведения основной капитал составили 11 тысяч рублей из равных паевых взносов учредителей. Объединение включало ряд торговых точек, а также мелкие промышленные предприятия — колбасные, кондитерские и т.д. Зверева заинтересовало, каким образом такой небольшой суммы хватало для организации столь обширной деятельности?
Как явствовало из проверенных лично мною бухгалтерских книг, кредитом со стороны товарищество не пользовалось. Зато при проверке попутно обнаружилось, что из 11 членов правления трое — в прошлом жандарм, монах и биржевой маклер. Пахло крупным жульничеством. Доходов должно было быть много, налоги же товарищество платило грошовые. Мало того, члены правления нагло требовали предоставления им льгот как кооперативу, хотя речь шла фактически о частной корпорации.
Чтобы выявить подпольный капитал, Зверев распорядился проконтролировать наличие товаров на всех предприятиях и складах этого товарищества.
Получилась кругленькая сумма — до 200 тысяч рублей. А ведь уставной капитал — в 18 раз меньше. Чудес в нашем деле не бывает. Значит, бухгалтерские книги ведутся нечестно, а имеющиеся в них сведения фальшивы.
На собеседовании бухгалтер разрыдался и признался, что подпольный капитал составлял 70 тыс.рублей, а его подкупил один из членов товарищества Моисеев. Моисеев на приеме у Зверева просил о снисхождении, ссылаясь на «честно нажитые деньги». Он не знал, что Звереву к тому времени уже было известно происхождение его капитала: Моисеев присвоил деньги двух высокопоставленных лиц из рядов черного духовенства. Когда началась революция, монахи, испугавшись, передали ему свои драгоценности на хранение, а назад потом не получили.
— Работал день-деньской, как лошадь, все жилы из себя тянул, постепенно накопил.
— Перед вами сидит не девица из пансиона, а финансист. Давайте посчитаем вместе. Рассказывайте, где и на чем заработали?
— Да разве все упомнишь? А записей я не вел. Кабы знал, что придется отчитываться...
— А почему не вернули монахам переданные вам на хранение сокровища?
Этого вопроса Моисеев не ожидал. Он затрясся и несколько минут не мог вымолвить ни слова, а потом стал молить меня пощадить его и христа ради не разорять.
А.Г.Зверев также рассказывал, что люди настолько не понимали, что капитализм доживает последние дни, что даже выкупали имения у сбежавших или разорившихся помещиков и начинали жить в них, имея слуг в доме и нанимая работников в поле. Кустарники всячески уходили от налогов, заставляя всех своих работников трудиться у них на дому и всем говорить, что они "родственники". На вопрос, почему "родственники" днем у кустарника, а вечером идут к себе домой, никто ответить не мог.
Схемы, быть может, не слишком мудреные, но сто лет назад расследовать их было значительно сложнее, чем сейчас, когда все упорядочено, есть жесткие регламенты, и денежные переводы контролируются.
Когда современники заступаются за преступников прошлого века, всегда хочется спросить, а если бы нынешних растратчиков наказали бы также, как растратчиков и махинаторов прошлого века, разве бы вы сами не ликовали, не считали бы, что справедливость наконец-то восторжествовала? Так почему же судите прокуроров и следователей прошлого века?