Прослышав о сомнениях князя в силе его богов, со всех сторон света потянулись в Киев проповедники разных вер. Владимир принимал и выслушивал всех. Они старались как могли, хвалили своих богов, больно не терпелось им обратить могучего князя в свою веру и заполучить таким образом сильного союзника.
О том, как выбор веры делал князь Владимир, известно нам из древнерусского источника летописного, "Повести временных лет", писанную Нестором. И вот что поведал старательный летописец.
Одними из первых прибыли в Киев послы в белых чалмах. Это были представители магометанской веры.
– Уверуй в закон наш, – уговаривали они киевского князя, – Наш Магомет учит нас совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато можно творить блуд с женами.
Не по нраву пришлись Владимиру эти речи.
– На Руси всегда любили веселье, вино, без этого мы не сможем обойтись. Ваш Магомет не для нас.
Вскоре в Киев пришли иноземцы из Рима, направленные папой.
– Наша вера – свет, – горячо убеждали они князя, – кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и всё, что дышит.
Владимир внимательно слушал.
– А есть ли у вашего Бога какие-то заповеди? – спросил он.
Послы замялись.
– Пост по силе; “если кто пьет или ест, то всё во славу Божью”, так учил нас апостол Павел.
И посланники папы не произвели на Владимира должного впечатления:
– Идите, откуда пришли, ибо еще отцы наши не приняли вашей веры.
Слух о метаниях князя распространялся и по другим городам. Поспешили в Киев хазарские евреи.
– Христиане веруют в того, кого мы распяли, – говорили они, – а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова. Законы наши просты и необременительны: обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу.
– Где же находится ваша земля? – заинтересовался Владимир.
Евреи приумолкли. Князь еще раз повторил свой вопрос.
– Разгневался Бог на наших отцов и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам, – ответили послы.
Владимир пришел в недоумение.
– Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или вы хотите, чтобы и мы потеряли свои земли?
Из Греции в Киев прибыл ученый-философ по имени Кир, и его принял князь. Их беседа затянулась. Грек говорил просто и доступно, лицо его светилось покоем и радостью.
– В начале, в первый день, сотворил бог небо и землю... – рассказывал философ.
Владимир слушал с замиранием сердца, эта вера была ему наиболее близка, с ней ему уже приходилось неоднократно сталкиваться, и он хотел понять, почему люди так преданно верят в Христа и так яростно защищают свои убеждения.
Кир был человеком образованным, искусно владел словом. Он поведал князю всю историю христианства.
– Установил же Господь и день единый, в который, сойдя с небес, будут судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его...
В подтверждение своих слов грек достал холст, на котором была запечатлена картина Страшного Суда.
– Справа, – пояснил философ, – праведники, весело идущие в рай, слева – грешники, идущие на мучение.
– Хорошо тем, кто справа, горе тем, кто слева, – вздохнув, сказал Владимир.
– Ты еще можешь оказаться в числе праведников, – заметил философ, – для этого ты должен креститься и соблюдать законы христианские.
– Я должен подумать.
Философ ушел, а Владимир долго размышлял об услышанном, уж очень складно говорил философ. Его речь звучала настолько поучительно и убедительно, что князь был готов принять крещение в ту же минуту. Однако ему подобало думать не только о себе, но и о государстве. И Владимир решил призвать на совет бояр и градских старцев.
– Вам известно, что в город наш приезжали послы разных государств. Приходили болгары, немцы, греки, евреи. Все они хвалили свои законы, утверждали, что их вера лучшая.
– Своего никто бранить не станет, – заметил седой старец, сидевший напротив князя.
– По душе мне пришлись слова грека, говорил он мудро, чудно слушать. Рассказывал о начале мира, о бытии, о другом свете: если принять их веру, то можно после смерти восстать и жить вечно, те же, кто веру эту не примет, тоже восстанут после смерти, только гореть им вечно в огне. Вот и решил я спросить вашего совета, как быть? Не принять ли нам веру христианскую?
– На мой взгляд, спешить тут не надо, – снова заговорил седой старец. – Хвалить всякий может, неплохо бы самим убедиться в правдивости их слов. Нужно послать во все концы своих людей, чтобы посмотреть, кому можно доверять.
– Дело говоришь, – поддержали старца бояре, – надо самим во всем разобраться.
Владимир нашел, что старцы и бояре правы, не стоит в таком тонком деле принимать быстрых решений. Славных и умных мужей выбрал князь и отправил в разные страны, чтобы сравнить их веры.
С нетерпением ждал Владимир их возвращения. И как только посланники вернулись, князь немедля собрал старцев и бояр и велел посланникам поведать о своих впечатлениях.
– Были мы в Болгарии, – начал свой рассказ один из посланников, – смотрели, как они молятся. Сядут в храме и глядят туда-сюда как безумные. Нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
Присутствующие одобрительно зашумели:
– Не нужно нам такой веры.
–Ничего интересного не увидели мы и в Германии. Зато в Греции...
– Такой красоты мы никогда раньше не видели, – перебил другой посланник, не в силах сдержать своих эмоций, – ввели нас греки в свой храм, и не знали, где мы: на земле или на небе.
И посланники принялись красочно описывать, насколько хороша греческая вера.
– Не зря княгиня Ольга приняла закон греческий, – заметил седой старец, поглаживая бороду, – ведь она была мудрейшей из всех людей.
Владимир был рад, что старцы и бояре поддерживали и понимали его. Сам он внутренне готов был принять крещение и мечтал об этом. Однако он помнил, что к власти его привели язычники. Открытый переход Владимира на сторону христианства был бы воспринят ими как предательство. К тому же принятие другой веры, сколь бы хороша она ни была, могло обернуться вмешательством не только в религию, но и в политику. Проницательный Владимир хорошо осознавал это. И потому Владимир медлил с крещением, выжидая подходящего момента. И вскоре такой момент представился.
Читайте в нашем историческом проекте «Хроники Владимира»:
1. Начало времен | 2. Святослав. "Иду на вы!" | 3. Послы новгородские. Смерть Святослава | 4. Брат Ярополк убивает брата Олега | 5. Жертва Перуну | 6. Завоевание Рогнеды | 7. Взятие Киева | 8. Смерть Ярополка, второго брата | 9. Первые христианские мученики | 10. Выбор веры | 11. Как русичи кесаря византийского выручали | 12. Обретение князем веры | 13. Крещение Руси | 14. "Огнем и мечом" | 15. Благочестивый христианин | 16. Никита Кожемяка | 17. Битва с печенегами за Белгород | 18. Последние годы. Предательство сыновей
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.