Перечитывать любимые детские книги — это не просто удовольствие, это еще возможность увидеть, как ты сам меняешься. Способ увидеть себя, инструмент самопознания.
Читали всей семьей
Восьмилетняя Динка, девочка из хорошей семьи, но сорвиголова и «убоище», знакомится с сиротой Лёнькой. Тот мечтает убежать от жестокого отчима и даже подготовил себе тайное убежище — пещеру на утесе Стенки Разина. Действие происходит в дореволюционной России в начале прошлого века, больше ста лет назад.
Динка надевает рваное платье, изображая сиротку, и ходит по дачам с шарманщиком, распевая песни и собирая копейки, чтобы помочь своему товарищу. Лёнька не боится выступить против озверевшего хозяина, защищая подружку. Их верная, трогательная дружба — смысловое, эмоциональное и сюжетное ядро повести.
Я читала эту книгу и в восемь лет, будучи Динкиной ровесницей, и много раз перечитывала. И каждый раз она не только не теряла обаяния, но открывалась новыми гранями. Например, если в детстве я проглатывала главы о Динке и Лёньке и нетерпеливо ждала, когда же закончатся страницы, посвященные взрослым с их скучными серьезными делами, то впоследствии привлекали именно «взрослые» места.
Содержание книги становилось объемным, по-другому расставлялись акценты, многие хорошо знакомые моменты приобретали иное освещение. Я начинала понимать, почему «Динку» читала вся наша семья, все поколения — не только мы, дети, но и наши родители, и бабушка, да еще горячо обсуждали прочитанное. А тогда я недоумевала: им-то почему интересно?
Думаю, что и теперь «Динка» — это хороший вариант для прочтения всей семьей, что и теперь эта книга может быть интересна людям разных возрастов.
У повести есть две экранизации
Неудачный, как мне кажется, односерийный фильм «Найди меня, Лёня», где Динка прилизанная и совершенно непохожая на себя, и мини-сериал «Раннее, раннее утро», который приятно удивил своей атмосферностью. Там точно показаны природа и романтика волжских берегов. Я сама выросла на Волге, как раз в тех местах, поэтому читала книгу с особым трепетом — казалось, что всё касается лично меня.
Замечательно воссозданы уютная дача Арсеньевых и их семейный мир в целом, удачно выбран мальчик-артист, играющий Лёньку. Есть такие хорошие «киношные» находки, как Степан (взрослый Лёнькин друг) — если в книге это достаточно бесцветная фигура, то в фильме его сумели разынтересить.
Может быть (размечтаюсь!), когда-нибудь снимут фильм и по продолжению «Динки» — книге «Динка прощается с детством»? Хоть это «киевское» продолжение в свое время меня и не впечатлило, показавшись бледным подражанием настоящей, «волжской» «Динке»: опять она бежит к «униженным и обиженным», опять ей попадается несчастный мальчик, которого надо спасать, а собственно про Лёньку рассказано с гулькин нос; он заслуживает большего, а его сделали домашним и скучным.
Тем не менее, если бы Осеева написала еще одну книгу, еще и про взрослую Динку, я бы непременно ее прочитала!
Перечитываю
Очарование истории о дружбе Динки и Лёньки не померкло, но высветился ряд вопросов для размышления. Вот они по порядку.
1. Море слез
Раньше книга воспринималась как солнечная, летняя, оптимистичная. Сейчас бросается в глаза, до чего же она диккенсовская, печальная. Слезы льются рекой почти в каждой главе. Рыдают все, и взрослые, и дети. И немудрено.
2. Cквозная тема — расставание
Недаром шарманщик играет «Разлуку». Эта песня — лейтмотив повести. В разлуке с отцом-революционером проходит детство девочек Арсеньевых. Динка знает его только по фотографии. Мать бережет старые письма.
Расстаться с любимым и выйти замуж по расчету, чтобы ей помочь, готова ее сестра Катя. Она же уезжает вслед за женихом Костей, сосланным в Сибирь, и покидает семью. Увозят соседскую Марьяшку, к которой так привязались девочки. Кухарка Лина, выкормившая Динку, выходит замуж и тоже оставляет их.
Уплывает Лёнька, нанявшийся матросом на пароход. Не дождавшись его возвращения, увозят саму Динку. Динка расстается с родными местами, с любимой Волгой. Плач и стон!
3. Идеальная мать
Еще больше поразили герои, такие знакомые. Я привыкла воспринимать Марину как чуткую, гуманную, мудрую мать. Однако Динка ее боится как огня! Потому и врет на каждом шагу.
В качестве воспитательных мер не только постоянный суд, осуждение, разборки, нотации, выговоры. Ключевая манипуляция — отвержение: «Ты не моя дочка», «Мне не нужна такая дочка». Просто страшно!
Общение с матерью — редкая ценность. Та постоянно занята, но не столько работой, сколько своим хобби — политикой. На этот алтарь приносится благополучие и здоровье детей.
Зачем положительные «новые люди» Марина и Саша произвели на свет трех девчонок, которыми им некогда заниматься? Я сегодняшняя вижу безответственных родителей. На любой алтарь можно приносить только себя.
4. Семейка
Если Марина — «ангел», то остальные члены семьи — монстры. Восьмилетняя (!) девочка целыми днями бегает одна, враги-мальчишки ее бьют, кидаются камнями. Сколько раз Динка могла утонуть, упасть с обрыва, получить серьезную травму. Ее мог изувечить Лёнькин хозяин-каторжник. Но семья словно не замечает разбитого лица Динки и синяков, которые должны остаться от побоев.
«Не могу же я всё бросить и бежать за ней», — заявляет Катя. И чем она занята? Присматривает за старшими девочками, которые в этом не нуждаются? Читает им вслух «Тома Сойера»? Пока единственного ребенка, которому нужен присмотр, бьют на берегу?
Мать на работе, Лина стряпает, Никич пьет. Мышка читает. Алина учит читать девочку из бедной семьи. И все уделяют внимание любимице Марьяшке. А Динка у всех вызывает только раздражение. Ее без конца ругают, стыдят, внушают (и успешно), что она плохая. Я просто душевную травму получила, слушая, как ее постоянно пилят, обзывают, одергивают! Да, озорная, надоедливая, но она же самая младшая! Самая маленькая! И она ведь им родная!
Почему она ни в ком не вызывает умиления? Кроме постороннего Лёньки? Хочет гулять? Ну взяли бы за ручку и пошли гулять. Что еще делать-то? Они же на даче, отдыхать приехали. Никто ни разу с ней не поиграл. Чужой мальчик становится нянькой, утешителем и защитником. Своим не до нее. Никич — единственный, кому Динка рассказала, что ее бьют большие мальчишки, не побежал ни разбираться с ними, ни хотя бы сообщить матери. Железные, ледяные люди.
В конце к ним присоединяется и Лёнька, который делается «Лёней» — правильным, шаблонным, и вступает в ряды взрослых, читающих Динке мораль.
5. Идеальный Лёнька
Не буду о том, что Лёнька — идеальный, выдуманный, что такого Лёньки не бывает — мы его и любим, потому что идеальный и хочется, чтобы он был. Но вот он убивает человека — и ничего. Ни разу не вспоминает об этом ни он, ни автор, действие продолжается. А воровство арбузов? И как только срабатывает читательское восприятие? Персонаж может убивать и воровать, в буквальном смысле, а ты в упор этого не замечаешь.
6. Конспирация
Костя, организовавший удачный побег из тюрьмы и благополучно переправивший беглеца за границу, идет туда, куда ни в коем случае идти не следует — на квартиру Арсеньевых. Хотя повесть начинается с того, что именно там и именно его выслеживает сыщик. Зачем он там — непонятно, но он ставит под удар себя, Арсеньевых, успех своего дела.
Автор приводит туда Костю как будто только для того, чтобы дать возможность Динке и Лёньке совершить подвиг с револьвером.
7. Формализм
В интеллигентной семье, где много читают и плачут по умершему Толстому, никогда не говорят о цели учебы, о радости и ценности познания, об интересах и склонностях детей. Только об отметках. Смысл учебы — погоня за статусом. И Динка включается в погоню за пятерками ради пятерок.
О Мышке мы знаем, что она из-за слабого здоровья учится на четверки, об Алине — что она отличница. А какие предметы любят или не любят, к чему стремятся, кем собираются стать? Жизненные цели связаны только с революционной деятельностью, профессиональная не обсуждается.
Мотивация на учебу словами Алины: «Ради папы мы должны быть первыми ученицами». Чем это по сути отличается от требований купца Фуража к своей дочери Мухе, Динкиной однокласснице — чтобы были одни пятерки (за четверку шкуру спущу)? Все учатся «ради папы».
8. Не сходится
Как у Кати, которая уехала к Косте осенью, уже зимой мог родиться мальчик? И почему Динка, которой летом восемь лет, зимой говорит, что в апреле ей будет десять? Если это опечатка, она кочует по всем изданиям.
9. Кто о ком забыл
Арсеньевы уезжают из Самары — далеко, навсегда, и Лина не приходит на вокзал их проводить. Конечно, автор не обязан прописывать все детали, но только что разлука Динки и Лины подавалась как трагедия. Та Лина, которую мы знаем, бросила бы всё и прибежала попрощаться с Динкой!
Похоже, что это автор забыл о Лине — она больше не была нужна для сюжета. Обидно за Лину.
10. Конец
И, конечно, книгу стоило завершить после второй части. «Динка», которую все любят — это волжская история, а киевская могла бы быть отдельной книгой, так же как «Динка прощается с детством».
Сарынь на кичку, красные сапожки, шапка шарманщика, Марьяшкина ложка, лошадиный гребень. Динка торгует рыбой, Динка висит на бороде хозяина, Динка сидит на утесе. Волга-Волженька. Главная книга детства. Одно из лучших книжных впечатлений и дорогих воспоминаний.
Я не жалею, что прошла этот путь еще раз. Интересно наблюдать за собственными реакциями и понимать, как изменились мир и ты сам. Книжка-то всё та же.
Перечитываете любимые книги детства или боитесь разрушить прежние впечатления?
Книги детства:
Книги о девочках:
Сказки:
Фэнтези:
О школе:
О взрослении:
О воспитании:
Сказки на открытках:
Оригинал статьи находится здесь https://blog.vitlive.com/posts/lyubimye-knigi-hochetsya-perechityvat