Найти тему
Женщина строит дом

Женщина, которая смогла построить дом: шокирующая история Ирин КаХр

Блоки клали вдвоем с мамой, деньги брала в кредиты, но когда дом был почти готов, случился пожар

На днях я вбила свой блог в поисковую строку Яндекса, чтобы быстрее найти его. И обнаружила... блог с почти таким же названием Вк.нтакте - "Женщина, которая строит дом". Оказалось, что он принадлежит писательнице из Белгородской области, которая работает под псевдонимом Ирин КаХр. 

 

Я попросила Ирин рассказать о том, как дом появился в её жизни, и с чем ей пришлось столкнуться во время строительства. 

Её история потрясла меня до глубины души. 

 

Ирин стала мамой в 26. Они встречались с парнем, но становиться отцом и мужем в его планы не входило. Как только девушка забеременела, они расстались. Ирин родила мальчика и вместе с ним вернулась в квартиру родителей. 

На 70 метрах жили её мама с папой, брат с женой и двумя детьми. И вот теперь ещё и молодая семья из двух человек - мамы и сына. 

Через шесть лет  девушка поняла, что дальше так продолжаться не может - нужно правдами и неправдами обзаводиться собственным жильём. Из очереди на квартиру как мать-одиночку ее выкинули, присоединив к очереди на общих основаниях. Ждать жилплощади от государства пришлось бы более 25лет. Ипотеку не давали, так как доход на официальной работе на заводе был слишком низким. "Тогда я узнала о программе поддержки молодых семей, - рассказывает она. - По ней у нас в регионе выдавали земельные участки. Я собрала документы, особенно ни на что не надеясь. Через полгода мне позвонили и сказали "Приезжайте и выбирайте участок". 

 

Часть 1. Земля 

- Это у вас болота, - объясняет Ирин. - А у нас меловая плита и сверху плодородный слой. Качество земли у нас определяется по толщине этого слоя. Участки меня не впечатлили: толщина плодородного слоя от полуметра до метра. И всё выделенное под частное строительство поле - в рытвинах, как после бомбёжки.

Я выбрала относительно ровный участок на солнечной стороне бугра. Уклон по диагонали у него был около трёх метров.

Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

Поле долго использовалось для выращивания кукурузы. Земля была твёрдой и истощённой. Позднее я придумала, как с этим справиться: между участков делали дороги, бульдозеры сдвигали кучи земли в сторону. Так и у меня на границе участка оказалось в доступе почти три-четыре камаза верхней земли с остатками росшей на ней кукурузы. Через несколько лет все это перегнило и получилось отличная плодородная земля.

 

Часть 2. Проект

Проект мы выбирали с мамой в городском отделе архитектуры. Искали дом с достаточным количеством комнат: с родителями решили, что брат поможет мне со стройкой, в дом заедем вместе мамой и папой. А квартира останется брату. 

Рисунок из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Рисунок из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

Папа скоропостижно умер до начала строительства. Мы остались с мамой вдвоём. Но моей решимости это не убавило. 

Городские архитекторы доработали проект с планом стен, лестницей и окнами - кажется, за 5 тысяч рублей. Материалы на дом можно было выбирать самостоятельно. 

По программе за участок я заплатила в 10 раз дешевле его стоимости - 75 тысяч рублей. Из них 40 стоил сам участок, остальное - льготное подведение коммуникаций. Половиной первоначальных вложений были накопления, остальные деньги пришлось взять в кредит. 

Взяла в банке 270 тысяч, купила подержанную "Ниву" за 50 тысяч. На остальное начала стройку. 

Фото из личного архива Ирин (публикуется с разрешения автора)
Фото из личного архива Ирин (публикуется с разрешения автора)

Прав на вождение автомобиля у меня тогда тоже не было, пришлось получать. Вообще не думала, что когда-то сяду за руль. 

Предварительных смет на стройку я не делала. Решила, что все буду разгребать по мере развития событий.

 

Часть 3. Фундамент

О том, что "стройка - это не женское дело" я услышала в первый же день, в 2010 году. От таксиста, который вёз нас с мамой на участок. 

Он узнал про наши планы, поржал, сказал: "без мужчин строить можно только имея большой запас денег". Но я ответила, что здесь без вариантов, и мне придётся делать всё самой. 

В первый год было сложно. Во-первых, дохода около 40 тысяч - зарплата, алименты и мамина пенсия. 

Во-вторых, строители были в шоке, что ими пытается руководить женщина. И вообще не слушали, что я им говорю. Но я много читала, вникала во все процессы. И постепенно заставила их уважать себя. 

Я выбрала ленточно-свайный фундамент из-за уклона участка.  Решила использовать технологию постройки домов в горной местности.

Фундамент. Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Фундамент. Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

Траншею копал один человек, вручную, за 15 тысяч рублей. Он немного нах.евертил мне с размерами фундамента, молодецким размахом плеча увеличив дом почти на 10 метров. Перепутал одну веревку разметки с другой и дом вместо 10х12 стал 11х13. Потом привезли бетон тысяч за 60. 

Так, в ноябре 2010 года с первой задачей по госпрограмме (сделать фундамент на участке в течение года) я справилась. 

 

Часть 4. Стены 

Блоки я смогла купить только в следующем году, и тоже в кредит. Мне одобрили сумму только на один этаж. Мы с мамой выложили верх фундамента, полосу под гидроизоляцию из шлакоблоков. Я мешала клей, мама делала кладку. На тот момент маме было 65 лет. Кстати, способностью схватывать все на лету я обязана ей.

Газобетонные блоки по 40 кг каждый оказались нам не по силам, пришлось нанимать каменщика. 

Кладка первого этажа заняла два года. Потом решала, как их перекрывать, выбирала плиты, нанимала кран. Потом встал вопрос, где брать блоки на второй этаж. Пришлось брать ещё один кредит. 

Первый этаж. Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Первый этаж. Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

- Не возникало мысли остановиться на одном этаже и закончить строительство? - спрашиваю. 

- Нет, - отвечает Ирин. - Как я могла остановиться? Я же запланировала два этажа. 

 

Часть 5. Череда потрясений

 В 2013 году на работе я сломала руку. Полгода в гипсе, работать не могу. Предприятие так все организовало, что за травму на рабочем месте я не получила ни копейки. Нужно было платить банкам. Денег не хватало. И строительство остановилось более чем на год. 

Потом брат дал мне свою кредитку с условием, что платить проценты буду сама. Так на участке появились блоки на второй этаж и дерево на крышу. 

Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

И вот к чему я пришла в декабре 2014 года: два построенных этажа дома, полиэтиленовая плёнкавместо крыши и мысли о самоубийстве. 

Помимо коллекторов меня прессовали на заводе, заставляя уволиться. Но этот страшный период тоже прошёл. 

Мама продала дачу, и этих денег хватило на железо для кровли. 

Помню, что когда увидела свой дом, покрытый крышей, у меня случилась эйфория от осознания, что у меня всё-таки получилось его построить! И одновременно с этим была жуткая усталость и опустошенность. 

 

Часть 6. Пожар

Настоящая радость пришла летом 2017, когда мы провели первое лето в доме с мамой и сыном.

Отделки толком не было. Я покупала трубы, кабели, сама все разводила. И строила внутренние стены из б/у кирпичей. Так мы прожили тёплые месяцы 2018. Но в начале 2019 года мама умерла - не выдержало сердце. Думаю, она сильно переживала из-за ссор с соседом,  который нас невзлюбил с самого начала. Он жаловался на неправильные посадки наших деревьев, грозил судом, позором, комиссиями.

Именно он сказал мне самое обидное, что я слышала за все время строительства: "Я с бабами не разговариваю". Был послан на три буквы, конечно. 

С соседками у меня отношения, кстати, тоже не особенно хорошо складывались - они все были уверены, что мне нужны их мужья. Что женщина не может строить в одиночку и обязательно уведёт кого-то из их мужчин. 

В этом же страшном 2019 году и случился пожар. Отопление я сделать сама не смогла, дом отапливался открытыми газовыми горелками. На одну из них кошки уронили одежду. 

Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора
Фото из личного архива Ирин, публикуется с разрешения автора

Полтора часа хватило чтобы выгорела кухня и ванная. Огонь поднялся по канализационной трубе на чердак , спалил крышу и опустился на второй этаж, начисто уничтожив всё, что у меня в этой жизни было.

 

Часть 7. Люди и дом. 

- Конечно нет, не сглазили, - объясняет Ирин. - Скорее наоборот - это была помощь. Перед пожаром я осознала, что мне не хватит ресурса достроить дом, не хватит сил и главное - денег. Я плакала и молилась, чтобы Бог как-нибудь все устроил. И он устроил. 

Люди на моей работе узнали о постигшей нас беде. Они очень сильно за меня переживали, начали постить в соцсети новости обо мне, собирать деньги и вещи буквально с первых часов. Потом одна из коллег меня отправила к очень деятельному священнику, который известен на всю страну. И произошло чудо: он опубликовал в своей соцсети призыв о помощи, и на мою пластиковую карту посыпались деньги. 

Когда это случилось, радости я не испытала - просто сидела и ревела. Мне казалось, что все эти люди слишком добры ко мне. Что я этого не заслужила. 

На деньги, которые мне прислали, удалось расплатиться с долгами и восстановить дом до приемлемого для жизни состояния. 

Вот так выглядит готовый дом Ирин (фото из ее личного архива, публикуется с разрешения автора)
Вот так выглядит готовый дом Ирин (фото из ее личного архива, публикуется с разрешения автора)

Дом сейчас не идеален: ещё нет потолка, откосов на окнах, а на веранде нет пола, только песочная насыпь. Но в этом доме уже можно жить. 

После этого случая моё отношение к людям изменилось. Теперь я знаю, что помогу каждому, кому нужна будет даже самая незначительная помощь. Потому что должна отблагодарить этот мир за его доброту ко мне. 

 

Часть 8. Обращение к женщинам, которые решили строить дом

Снимите розовые очки.

"Просто" не будет.

Строительство - это реально сложно во многих аспектах, от бумажно-экономических до строительно-инженерно-технических. 

Нельзя слепо доверять строителям. Даже самые профессиональные из них могут косячить и врать. Не ленитесь все перемерять и по многу раз обсуждать одни и те же вопросы. 

И ещё как совет - держитесь. За блондинку будут принимать всегда, и каждый умник будет испытывать на прочность ваши нервы.

 

Часть 9. Выводы. 

Общая стоимость постройки дома площадью 107 м2  - порядка 4 миллионов рублей. И это учитывая, что начало работ пришлось на 2010 год. 

- Но эти деньги я не накопила, - уточняет Ирин. - Они были вырваны с мясом из несуществующего дохода, украдены у банков, и получены чудом от государства - и всё частями, а не целой суммой. Накопить бы их не получилось. Квартиру в ипотеку тоже бы не получилось купить, мне, незамужней, никто таких кредитов давать не собирался. 

Так что тогда у меня не было выхода. Сейчас я бы ни за что не ввязалась в строительство.

Надеюсь, моя история поможет кому-то сохранить нервы и деньги.

ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ - НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ 👍🏻 ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЕЕ НАПИСАЛ (МНЕ))!

Очень большая просьба ко всем, кто хочет обсудить этот пост в комментариях: пожалуйста, будьте корректны. Кто не будет корректным, того буду наказывать ☺️

#стройка #строительство #женщина строит дом #жсд истории #жсд интервью