Найти тему
Живописные истории

Элизабет Виже-Лебрён. Судьба любимой художницы Марии-Антуанетты. Часть 2

Продолжаем наш рассказ про прекрасную французскую художницу Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842).

Подросшей Мари-Элизабет-Луизе все сложней становилось посещать картинные галереи и выставки, где она любовалась картинами и копировала некоторые из них, так как она уже вошла в тот возраст, когда юной мадемуазель было неприлично появляться в обществе без сопровождения. А мама не всегда была готова бросить все дела ради этого, хоть и сильно любила дочь.

Портрет Мари-Луизы-Аделаиды-Жакетт де Робьен, виконтессы де Мирабо, 1774 г.
Портрет Мари-Луизы-Аделаиды-Жакетт де Робьен, виконтессы де Мирабо, 1774 г.

В то время как художники-мужчины, обучавшиеся в Академии, получали всю предписанную будущему художнику подготовку, включавшую ученичество у признанного мастера, Мари-Элизабет приходилось ограничиваться почти исключительно портретной живописью — специальностью её отца-художника.

Она копировала исторические и современные картины и работала с натурщицами, занимаясь самообразованием. Естественно, первыми моделями Мари-Элизабет были члены ее собственной семьи.

Портрет Жан-Батиста Лемуана Младшего, 1772 г. Художественный музей Кливленда
Портрет Жан-Батиста Лемуана Младшего, 1772 г. Художественный музей Кливленда

Элизабет-Луиза также обладала музыкальным талантом, который открыл перед ней двери, первоначально в дом скульптора Жана Батиста Лемуана, а затем в резиденции аристократов, таких как принцессы де Рохан Рошфор и герцогини де Шартр. И эти связи, наравне с её художественным дарованием, позволили ей стать довольно востребованной художницей.

В 1774 году она вместе с родней переезжает в Отель де Любер, на улице Сент-Оноре, где главным обитателем был художник и торговец произведениями искусства Жан-Батист-Пьер Лебрён.

Лебрен быстро распознал художественный талант юной художницы и стал ей всячески помогать, например, одалживал для копирования картины из своей обширной коллекции и давал советы по технике рисунка.

Мадам Ле Севр, урожденная Жанна Мейссен, вдова Виже, мать художницы
Мадам Ле Севр, урожденная Жанна Мейссен, вдова Виже, мать художницы

Поскольку Элизабет-Луиза не была профессиональным художником, окончившим Академию и не состояла ни в какой гильдии, её довольно успешную мастерскую быстренько прикрыли.

Чтобы вернуться в профессию, ей пришлось просить принять её в Академию Святого Луки, членом которой был её отец. В том же году (1774) ее и приняли и даже пригласили принять участие в организовываемой Академией выставке.

Женский портрет
Женский портрет

Хотя Элизабет и была уже популярной художницей, денег ей это совсем не приносило. Так как её отчим просто забирал у нее все деньги. И чтобы выбраться из под его тирании, она дала согласие на брак с Лебрёном.

Свадьба состоялась в январе 1776 года. Но, к сожалению, брак не принес ей желаемой свободы. Выйдя замуж, как Элизабет сама потом говорила, она променяла одну форму рабства на другую.

Лебрён постоянно нуждался в деньгах, чтобы поддерживать свой бизнес и удовлетворять ненасытный аппетит к картинам, предметам искусства и ценной мебели. Тратил он больше, чем они зарабатывали вдвоём.

И хотя брак не был счастливым, но каждая из сторон смогла извлечь выгоду из него. Лебрён сделал всё, что мог, чтобы завершить образование своей жены и продвинуть ее карьеру.

Портрет Жозефа Верне (1714-1789), французского художника, 1778 г.
Портрет Жозефа Верне (1714-1789), французского художника, 1778 г.

В этом ему помогал Этьен Виже (брат художницы), который к тому времени стал писателем, готовым использовать свое перо для прославления сестры.

В рамках своей рекламной стратегии Лебрён проводил распродажи картин жены, на которых он умело представлял ее работы и, вероятно, также креативно устанавливал цены, которые по итогу были намного выше гонораров большинства других художников.