В дикой природе японских островов произрастает множество орхидей, но одна из них – фуукиран, окутана мистической аурой. Иметь её могли у себя только богатые и влиятельные люди, в том числе, самураи. Простому же человеку даже смотреть на неё было опасно, так как это могло вызвать гнев японских рыцарей.
Именно фуукиран держит в руке молодая женщина на картине «Орхидея». Она слегка напоминает произведения итальянских художников эпохи раннего Возрождения. Но это стилизация под Ренессанс, полотно создано в эпоху Тайсе в 1926 году Фудзисимой Такэдзи, одним из ведущих мастеров западного стиля японской живописи йоги-ка. По замыслу художника изображённая здесь красавица должна была олицетворять собой богиню плодородия. Однако, в отличие от европейских флор с роскошными формами, это именно японская богиня: с тонким профилем, изящная и изысканная. Её красный национальный наряд с цветочным узором уравновешивает синий фон с белыми облаками и горами, на вершинах которых, как известно, живут боги и растут дикие орхидеи. Умиротворённое настроение картины в сочетании с декоративной техникой свидетельствует о влиянии европейского стиля модерн. Моделью же для этого произведения послужила двадцатидвухлетняя Канейо Нагаи по прозвищу «Лист», которая по очереди была музой трёх художников: Синсуя Ито, Юмэдзи Такэхиса и Фудзисимы Такэдзи.
Фудзисима Такэдзи родился в семье самурая из города Кагосима. Его детство и молодость пришлись на эпоху Мэйдзи – когда самурайские кланы вынуждены были отказаться от власти в пользу императора Муцухито, правление которого характеризовалось ломкой традиционного образа жизни и ускоренным внедрением достижений западной цивилизации, превратившими Японию в одно из ведущих государств мира. Поэтому Такэдзи стал не воином, а художником, отправившись учиться в Токио. После традиционного японского искусства он увлёкся европейским, и когда в 1896 году в столице была создана Школа изящных искусств, стал там доцентом западной живописи. Его «Автопортрет» 1903 года ещё напоминает живопись тушью по шёлку своей лаконичностью и монохромностью. С другой стороны, он сделан в европейской технике, реалистически передающей азиатские черты лица мужчины с хищным взглядом самурая.
Созданная этим же художником через год «Бабочка» говорит о его знакомстве и с техникой импрессионизма. В японской мифологии символ бабочки означает прибытие в дом счастья и удачи. То, что Такэдзи сравнил девушку с этим насекомым, понятно по её жестам (она прислонила цветок не к носу, а к губам). Цветовой ключ здесь довольно мягкий и не броский. Яркий оранжевый и жёлтый отлично приглушает спокойный зелёный и вместе картина играет на нюансах. Сама по себе красавица как будто излучает свет и чистоту. Неизвестно, кто позировал художнику для этой картины, так как Канейо Нагаи как раз родилась в 1904 году. Профессиональных моделей-женщин тогда практически не было и японские художники обычно использовали в этом качестве жён или любовниц. Исключением являлась только Кику Миядзаки, которая в возрасте 25 лет с 1871 года начала позировать обнажённой иностранным живописцам. Однако для «Бабочки» она уже была явно старовата. Поэтому девушка с картины – возможно, одна из возлюбленных Такэдзи. По крайней мере, я не нашла никаких сведений о его жене и детях.
Рискну предположить, что та же самая молодая японка, только в анфас, изображена и на его картине «Девушка с вьюнком». Правда, благодаря пастельным тонам, настроение здесь скорее задумчивое. Окружающие красавицу фиолетовые цветы мягко гармонируют с её бледно-розовым одеянием, открывающим высокую стройную шею. Чуть приподняв подбородок, она устремила на зрителя пристальный взгляд своих тёмных глаз, который не кажется вызывающим благодаря плавным контурам её нежного лица и плеч. «Утренний лик» и «Вьюнок» - одно и то же название цветка, прославленного в старинной японской поэзии и прозе. Например, это прозвище носила одна из дам, любивших принца Гэндзи, героя любовно-приключенческой истории, похожей на поздние античные романы. А ещё вьюнок – это японский символ мимолётности, так как живёт всего лишь одно утро…
В 1905 году Фудзисима Такэдзи уехал в Европу на пять лет; перенимал в Париже и Риме опыт современных ему европейских художников и копировал старых итальянских мастеров. К сожалению, сохранилось очень мало его оригинальных работ того периода. Одной из них является «Чёрный веер». Эта картина, созданная в Риме в 1908 году, построена на чётких светлых и тёмных контрастах, и её мощные мазки явно свидетельствуют о расцвете таланта художника. Прямой открытый взгляд молодой женщины европейского типа, розовые блики на её переносице и щеках, а также улыбка подчёркивают её красоту. Белая же мантилья с кружевом и чёрный веер в её руке, оттенённые эффектным синим цветом, напоминают о распространении в Италии испанской моды. С этой картиной была связана одна история, поведанная Широ Кобори, учеником Такэдзи. По словам японца, однажды тот убирался в мастерской учителя, который в последние годы часто болел. И вот у задней лестницы, ведущей на кафедру, под грудой других вещей, Кобори обнаружил «Чёрный веер», про который Такэдзи давно забыл. Тем не менее, он был очень рад находке своего ученика, и, обновив портрет, вставил его в раму и поставил на прикроватную тумбочку. С тех пор Фудзисима не расставался с портретом и постоянно любовался им, однако никому не сказал, какие отношения связывали его с изображённой женщиной. Возможно, эта работа была дорога ему просто потому, что будила воспоминания о его европейском путешествии. После же смерти Такэдзи «Чёрный веер» попал в музей и получил статус национального достояния Японии.
Постепенно ситуация с моделями в Японии немного улучшилась благодаря Кику Миядзаки. Постарев, та уже не могла больше позировать художникам и зарабатывала тем, что подыскивала им моделей, в основном, среди нуждающихся вдов и проституток. Её клиентами была не только Токийская школа изящных искусств, но и Художественная ассоциация Тайхейо, Институт живописи Хонго, Институт Кавабата, Женская художественная школа и другие. В 1916 году Кику посчастливилось найти дочь вдовы, двенадцатилетнюю Канейо Нагаи, работавшую на фабрике игрушек. Девушка сразу стала любимицей студентов, и в студии, где она позировала, всегда было полно народу. Однако пятидесятилетний Фудзисима Такэдзи тогда увлёкся написанием натюрмортов и пейзажей, поэтому не слишком заинтересовался Кайано. Между юной моделью и одним из студентов, будущим художником Синсуем Ито, завязался роман. Но в пятнадцать лет она познакомилась с тридцатипятилетним художником и поэтом Юмэдзи Такэхисой, который отбил её у Ито. Их связь длилась семь лет и принесла немало горя девушке: она родила сына, которого любовник не признал. Ребёнок умер, Кайано наглоталась снотворного, тем не менее, выжила и долго болела. Поняв, что Юмэдзи больше ценит её как модель, чем как женщину, она, наконец, ушла от него к шестидесятилетнему Фудзисиме Такэдзи. Тот часто сетовал, что «у японцев мало красивых профилей» и Кайано была одной из немногих моделей, которая полностью устроила его. Тогда он и создал свою «Орхидею». Показав Кайано готовую картину, Такэдзи сказал, что, по сути, он изобразил там самого себя. И добавил: «Посмотрите, эта измождённая женщина, похожая на тень — то, к чему вы пришли. Избавьтесь от жизни, полной лжи, и живите настоящей жизнью, как богиня плодородия, преисполненная благодати». Композиция «Женщины в профиль» почти идентична «Орхидее». Правда, здесь наряд Кайано уже не столь роскошен и она похожа не на гордую богиню, а на простую слабую женщину, сердце которой стало подобно пустынной скалистой местности, окружающей её. Тем не менее, на головной повязке модели виден цветок сакуры – символ начала новой жизни и возрождения.
Считается, что «Полуобнажённая женщина» - это тоже Кайано, И что написана она была всё в том же 1926 году. Здесь модель очень похожа на свои фото, когда-то сделанные Юмэдзи. Однако форма её лица, за которую бывший любовник, вероятно, прозвал её «Лист», слегка расплылась. Да и фигура стала гораздо роскошнее – здесь она действительно похожа на богиню плодородия. Лицо женщины спокойно, только в глазах, устремлённых на зрителя, ещё видна печаль. Насыщенность колориту придаёт бордовый цвет кимоно, которое как бы случайно упало с её правого плеча и обнажило упругую грудь. На шёлковой ткани мы видим уже не орхидеи, а пионы, образ которых самураи наносили на доспехи, чтобы повысить свой боевой дух. Для японок же эти цветы символизируют свадьбу, плодовитость и достаток. На этом основании рискну предположить, что эта картина могла быть написана гораздо позже. Когда Кайано исполнилось 29 лет, она вышла замуж за врача и, оставив карьеру модели, стала жить обычной жизнью японской женщины. Фудзисима Такэдзи, кажется, так и не женился, зато стал классиком японской живописи. Что же касается Юмэдзи Такэхисы, то ему осталось только повторять:
Я жду, хотя знаю, что она не вернётся.
Мое сердце замирает в меланхолии, как весенний закат.
Кажется, что луна сегодня не появится.
Вот ещё несколько картин Фудзисимы Такэдзи
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Фудзисима Такэдзи (15 октября 1867, Кагосима, княжество Сацума, Япония — 19 марта 1943, Токио) — японский живописец, представитель западноевропейской живописи в Японии. Был третьим сыном в семье бывшего самурая, который служил клану Симадзу. Его отец умер в 1874 году, а братья погибли три года спустя во время Сацумского восстания. Фудзисима был принят местным даймё, который опекал его семью, и посвятил себя рисованию. В 1884 году был отправлен в Токио, где изучал нихонга под руководством мастера школы Сидзё Кавабаты Гёкусё. После 1890 года отказался от этого направления, обратившись к западному стилю живописи (ёга) под руководством Хоси Ямамото и Сояма Юкихиро. В 1890 году поступил на отделение «западной живописи» в Токийскую академию художеств. Некоторое время из-за финансовых причин преподавал живопись в провинциальной средней школе в префектуре Миэ. В 1896 году благодаря содействию Сэйки Куроды получил работу доцента западной живописи в Токийской художественной школе (ныне Токийский университет искусств). Был членом художественного объединения Хакубакай (Общество Белой Лошади), созданного С. Курода. В 1905—1910 годах путешествовал по Европе, посетил Францию, где учился у Рафаэля Коллина, потом в Национальной высшей школе изящных искусств у Фернана Кормона и во Французской академии в Риме у Каролюс-Дюрана. Вернувшись в Японию, он более 30 лет преподавал в Токийской академии художеств. Член Японской академии искусств. Известен своими работами в стилях романтизма и импрессионизма в художественном движении ёга в японской живописи конца XIX — начала XX веков. В последующие годы находился под влиянием движения в стиле модерн. В 1937 году в числе первых был награждён японским орденом культуры. #ОльгаКраева