Обычно сейчас так называют какие-нибудь секреты, которые создатели компьютерный игры в неё заложили. Как правило, добраться до такого секретика не очень просто.
Откуда взялись пасхалки? В некоторых странах перед Пасхой взрослые прятали раскрашенные яйца, а дети по подсказкам должны были их найти. Каждый ребенок старался разыскать как можно больше пасхальных яиц. Игра была очень интересной и популярной.
Первую игровую пасхалку в книге придумал художник Кристофер Уильямс. Это была поистине драматическая история. Началась она в середине семидесятых годов прошлого века. Кристоферу предложили сделать иллюстрации к детской книжке. Но он не видел себя иллюстратором, поэтому отказался. Впрочем, скоро он придумал великолепную штуку и с интересом принялся воплощать свою идею в жизнь. Иллюстрировал он книжку, которая называлась "Маскарад". Сюжет был совсем простым. Заяц Джек должен был передать от Солнца подарок его возлюбленной - Луне. Подарком был кулон в виде золотого зайца, украшенный драгоценными камнями. Но заяц кулон потерял.
Уильямс решил создать клад (нетрудно догадаться, что им должен был стать золотой кулон) и спрятать его. А читателям предложили этот клад найти. Подсказки были в иллюстрациях. Внимательно читая книгу, а главное, рассматривая иллюстрации, они могли определить местоположение клада. Книга вышла в свет в 1979 году. И началась "золотая лихорадка". В надежде найти клад люди буквально сметали растущие тиражи книги. Со всех концов мира в Англию устремились туристы, желающие стать обладателями золотого кулона.
Искатели клада буквально обезумели, они донимали создателя книги своими версиями - он даже стал затворником.
Несмотря на то, что Кристофер уверял, будто решение загадки очень простое, никто не мог найти клад. Создателям пасхалки пришлось даже дать подсказку. В результате клад достался не совсем честным людям и надолго исчез из поля зрения авторов книги.
В 1982 году вышла книга Уильямса "Маскарад: полная книга с объяснением ответа", в которой он раскрыл все секреты иллюстраций.
Сейчас слово "пасхалка" употребляется в основном по отношению к компьютерным играм, но пасхалки есть и в фильмах, и в книгах.
Чаще всего - это какая-то отсылка к другому произведению, но особенная: её не всегда можно сразу обнаружить. В пасхалках интересно именно расследование, желание найти скрытые мотивы автора, намеки, мысль, которая прямо, может быть, и не выражена, но подразумевается создателем произведения.
Иногда авторы создают не просто секретики, а целые произведения-загадки. В 1901 году Блок написал мистическое стихотворение:
Пять изгибов сокровенных
Добрых линий на земле.
К ним причастные во мгле
Пять стенаний вдохновенных.
Вы, рожденные вдали,
Мне, смятенному, причастны
Краем дальним и прекрасным
Переполненной земли.
Пять изгибов вдохновенных,
Семь и десять по краям,
Восемь, девять, средний храм -
Пять стенаний сокровенных,
Но ужасней - средний храм -
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам.
Абсолютно ничего не понятно. В дневнике 1918 года Блок написал комментарий к этим стихам: «...Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту — до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади... Отсюда появились «пять изгибов»... Мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила...»
Но и это объяснение мало что проясняет. На восьмой линии Васильевского острова стоит Храм Благовещения, а вот средний храм меж девяткой и десяткой с его черной тайной и воскурениями богам (языческий храм?) - таинственный и непонятный. Возможно, две ипостаси человеческой души. Или тайные, языческие глубины любви... Наверное, есть и связь с нумерологией Пифагора и Платона. Но пасхалки тем и отличаются, что требуют расследования.
Одна из самых крутых пасхалок содержится в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Первое представление пьесы состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре в Москве. Пьеса еще не была напечатана. 2 декабря она была представлена в Петербурге. И только в январском номере "Библиотеки для чтения" за 1860 г. появляется печатный текст "Грозы".
Таким образом, до этого времени критики писали о "Грозе", еще не познакомившись с текстом, поэтому в их отзывах были забавные ошибки.
Так, некоторые, не расслышав, какой город назвал Тихон ( он искажает произношение, называя город Тяхтой), отправляют Бориса в Сибирь или на Камчатку.
Скорее всего, они плохо знали, что это за город и почему Дикой отправляет Бориса именно в Кяхту. Сибирь всегда ассоциировалась с наказанием, каторгой и тому подобными неприятными вещами. Как-то всем подумалось, да и сейчас многие так считают, что Дикой наказал Бориса за то, что тот ославил уважаемого купца на весь город. Но даже когда появился полный текст пьесы, думаю, мало кто интересовался Кяхтой.
А ведь дядя недаром послал Бориса именно в Кяхту. Добираться туда, действительно, было трудно. Но в середине XIX века это был один из самых богатых городов России, центр торговли с Китаем. Через Кяхту шел в Россию и Европу чай.
За короткое время можно было составить приличное состояние. В слободе жили исключительно миллионеры. Два десятка усадеб богачей на одной улице. Местные модницы выписывали наряды «из Парижу». Лучшие мастера-иконописцы приезжали сюда из Италии. Самый престижный портной - из Петербурга. Да и культурная жизнь здесь кипела: в городе была прекрасная гимназия, библиотека, часто давались балы, спектакли.
Дикой, естественно, не хотел отдавать Борису часть наследства, но зато он дал ему возможность обогатиться - основать свою чайную торговлю. К тому же молодой, образованный и привлекательный внешне Борис вполне мог в Кяхте выгодно жениться. Сумеет - и не надо делиться деньгами. А не сумеет - сам виноват. Так Дикой убил сразу двух зайцев - и деньги сохранил, и о сиротках позаботился.
Пасхалки можно встретить везде - в фильмах, мультфильмах, книгах, театральных постановках.