Педагоги и психологи рекомендуют знакомить малыша со счётом до того момента, как он пошёл учиться. Ранняя работа с цифрами и математическими понятиями поможет будущему первокласснику увереннее чувствовать себя в школе.
Научить ребёнка считать: с чего и когда начинать
1,5–3 года. В раннем возрасте дети редко могут осознать точное количество предметов, поэтому просить ребёнка сразу что-то посчитать не всегда имеет смысл. Для него цифры — абстрактные слова, он их не привязывает к количеству предметов. Но легко распознаёт понятия «один» или «много» и понимает, чем «много» отличается от «мало».
4–5 лет. Уже можно научить ребёнка считать до 10. Используйте для этого предметы: яблоки, конфеты, игрушки. Можно просить малыша, когда он помогает накрывать на стол, дать две тарелки или три ложки, при совместной уборке — считать игрушки на полке. Родителям необходимо учитывать, что малыш в этом возрасте хочет быть полезным. Поэтому любая просьба должна иметь под собой конкретную цель.
5–6 лет. Учим ребёнка считать до 20 — всё ещё с помощью предметов. В этот же период пора научить его цифрам. Мелкая моторика уже позволяет ему писать. Малыш понимает, что такое «больше», «меньше», «равно». Он может сравнивать две группы предметов, перераспределять их до равного числа. Например, можно попросить ребёнка уравнять количество книг или игрушек на полках.
6–7 лет. Можно научить счёту до 100. Начинается обучение сложению и вычитанию в пределах первого десятка.
На любом этапе обучения необходимо помнить, что ведущая деятельность ребёнка до 7 лет — игра, и все новые знания лучше давать в игровой форме. Внимание малыша обычно не может сосредоточиться на чём-то одном дольше чем на 10 минут, поэтому делайте перерывы.
Как научить ребёнка считать: советы родителям
Чтобы научить ребёнка устному счёту, давайте конкретные задачи, начиная с небольших чисел. На первом этапе обучения мало кто из детей способен сразу воспринять и запомнить, как выглядит группа, в которой больше трёх предметов.
На первом занятии покажите ребёнку, как выглядит один предмет. При этом назовите цифру «один». Попросите ребёнка принести вам одну книгу, одну куклу, одну машинку. Если он справится с задачей, значит, понятие «один» он усвоил. На следующем занятии можно научить его понятию «два».
Вводя каждый раз новое число, следите, чтобы ребёнок не пересчитывал предметы пальчиком, а запоминал, как выглядит группа из двух, из трёх (и так далее) предметов. Главная задача проверки — он должен, глядя на группу предметов, назвать их количество не пересчитывая. Постоянный пересчёт не даёт ничего для развития памяти.
Не спешите и не заставляйте ребёнка делать что-то, когда он этого не хочет. У каждого малыша свой темп развития, и особенно ярко это проявляется в раннем возрасте.
Как научить ребёнка считать до 10
Научить ребёнка счёту до 10 лучше всего в период 4–5 лет. Некоторые дети готовы к этому раньше, кто-то — позже. Всё зависит от развития малыша. Ребёнку должно быть интересно учить цифры, разбираться, чем «два» отличается от «трёх» или «четырёх». Успех обучения также зависит и от словарного запаса ребёнка.
Используйте цифры в речи. «Уже восемь часов вечера, пора ужинать», «Семь утра. Пора вставать», «Тебе пять лет». Чаще повторяйте цифры в общении с малышом, поощряйте его повторять их с помощью вопросов, просьб: «Сколько тебе лет?», «Сколько тарелок ты поставил на стол?».
Используйте при обучении счёты. Дети воспринимают их как интересную игрушку, которой можно найти разные применения. Но именно обычные деревянные счёты помогают малышу быстро научиться считать в пределах десятка. Ребёнок легко запоминает счёт от одного до 10 и назад, учится складывать и вычитать.
Игра в магазин. В системе Монтессори есть элемент обучения счёту, который автор методики использовала при работе с детьми 3–6 лет. В качестве наглядного пособия выступают деньги. Детям даётся задание — разменять одну монету на несколько, чтобы у них осталась прежняя сумма.
Игра в пальчики. Сначала на одной руке, потом на двух. Перебор пальчиков поможет малышу быстро запомнить название цифр от одного до десяти. Можно включить в занятия игры: «Прячем пальчик», «Сколько пальчиков?», «Пальчики встречаются». Главное — по-прежнему следить, чтобы малыш сразу старался определить количество пальцев визуально, а не пересчитывая их каждый раз.
Как научить ребёнка быстро считать до 20
Приступать к изучению второго десятка можно только тогда, когда ребёнок уверенно ориентируется в цифрах до 10. Объяснять счёт до 20 необходимо поэтапно.
Наглядно продемонстрируйте, что такое «ноль». Например, возьмите две игрушки, покажите их ребёнку, попросите сказать, сколько игрушек у вас в руках. Потом уберите игрушки и скажите, что теперь у вас в руках ноль игрушек. Закрепите: попросите малыша взять определённое количество книг, кубиков, а потом попросите положить на стол ноль предметов.
Объясните принцип появления новых чисел. Первый шаг — образование круглых десятков (20, 30, 40, 50…). Расскажите, что часть слова «дцать» раньше означала «десять». А первая часть числительного показывает, сколько раз нужно сосчитать до десяти. Поэтому «двадцать» — это два раза по десять. Если будут вопросы к слову «сорок» — объясните, что это исключение, ведь русский язык очень богат и разнообразен.
Научите образовывать числа от 11 до 20. Помогут кубики и счётные палочки разных цветов. Выложите в ряд десять кубиков одного цвета, а сверху положите кубик другого. Поясните, что получилось число 11. Добавляя сверху кубики, покажите, как образуются числа 12, 13 и так далее до 19.
Поиграйте с ребёнком в игру «Собери игрушки». Называйте любое число второго десятка и собирайте нужное количество игрушек. Можно устроить соревнование: кто быстрее найдёт нужное количество игрушек. Каждый раз вслух считайте, сколько предметов собрали.
Обучение счёту — постепенный процесс, во время которого важно не давить на ребёнка и преподносить всё в форме игры. Регулярно занимайтесь с ребёнком, и вы увидите: уже скоро он научится считать, и это послужит крепкой базой для дальнейшей учёбы.