Судьба рубля решается наверху. Решения относительно рубля будет зависеть от ЦБ и Минфина
Вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) произошла серьезная дискуссия между ЦБ и Минфином.
Набиуллина отметила, что искусственно влиять на курс рубля сейчас ЦБ не хочет. Аргументы, которые были высказаны против управляемого курса:
▪️Это снижает эффективность денежно-кредитной политики. И смысл тогда был в этом инфляционном таргетировании?
▪️Бизнесу нужно скорее перестроить логистику. Для этого нужна валютная либерализация, а не регулирование курса.
▪️Если сейчас начать интервенции для ослабления рубля, это чревато нежелательной девальвацией в будущем.
Конечно, нынешний курс рубля для экспортеров уже в прямом смысле невыносим. Понятно, почему Минфин видит картину совершенно по-другому.
Приведу основные тезисы Силуанова, которые он озвучил на съезде:
1️⃣ Снятие валютных ограничений не помогает рублю снизиться.
2️⃣ Тем не менее, валютные ограничения продолжат ослаблять. Минфин предложил отменить обязательную репатриацию валютной выручки.
3️⃣ Импорт все еще на 40% ниже, чем был до санкций. Для стабилизации рубля нужно повышать импорт. Но это дело небыстрое.
4️⃣ Минфин предлагает осуществлять валютные интервенции через валюты дружественных стран. Покупаем юани – ослабляем рубль к доллару и евро.
5️⃣ Самое интересное: по его словам, в этом году возможны валютные интервенции из бюджета.
Мандат ЦБ не подразумевает борьбу за доходы бюджета и даже за экономический рост. И страдания экспортеров регулятор заботят явно не в первую очередь. Цель ЦБ – держать стабильно низкую инфляцию. И, например, при курсе 40 эта цель будет прекрасно выполняться.
Но вопрос приоритетов тут стоит очень остро. Вчера доллар на открытии торговался за 50,2 рублей. Это минимум с мая 2015 года. Что-то с этой ситуацией придется делать.
Позиция ЦБ понятна, но нужно больше конкретики. Возможно, в ближайшее время мы услышим более четкий план по ослаблению рубля.