Найти тему
Родина на Неве

Станет ли научный квартал на Васильевском более «научным»?

Недавно Смольный и Российская академия наук заключили соглашение о сотрудничестве, которое, помимо прочего, совместные усилия по организации Научного квартала на Васильевском острове. Таковой, правда, давно существует. Что бы это значило?

Фундаментальная российская наука начиналась здесь
Фундаментальная российская наука начиналась здесь

В официальном сообщении пресс-службы Смольного говорится, что «на полях» Петербургского международного экономического форума этот документ подписали губернатор города на Неве Александр Беглов и президент РАН Александр Сергеев.

Последний отметил, что «соглашение символизирует новый этап отношений РАН и Петербурга», поскольку по поручению президента России Академия «создаёт в городе самостоятельное подразделение на историческом месте — Университетской набережной», где когда-то и зародилась российская фундаментальная наука.

«Мы хотели бы вернуть присутствие Академии в Петербург, как это было со времён Петра. Ваш город — колыбель академии», — заявил Сергеев.
Президент РАН Александр Сергеев и губернатор Петербурга Александр Беглов после подписания "исторического" соглашения
Президент РАН Александр Сергеев и губернатор Петербурга Александр Беглов после подписания "исторического" соглашения

Напомним, что «Родина на Неве» уже рассказывала о перипетиях вокруг здания Академии наук, специально для неё построенного в XVIII веке на Университетской набережной, 5, а ныне РАН не принадлежащего.

Соглашение, согласно официальному пресс-релизу, предусматривает сотрудничество властей города и РАН в развитии экспертизы, популяризации науки, инновационной деятельности, взаимодействие «для определения наиболее перспективных направлений научных исследований по вопросам социально-экономического развития Петербурга», поддержку талантливых учёных etc.

Центральным событием празднования 300-летия Российской академии наук, которое предстоит в 2024 году, должен стать мировой научно-образовательный форум. Его планируется провести именно в петербургском Экспофоруме.

Историческое здание Российской академии наук сейчас ей не принадлежит
Историческое здание Российской академии наук сейчас ей не принадлежит

Говорится в документе и о предстоящем сотрудничестве Смольного и Академии в организации Научного квартала на Васильевском острове.

«Это крупный проект РАН по популяризации достижений науки и техники на базе существующей научной инфраструктуры. Центром квартала станет комплекс зданий Академии на Университетской набережной. Там, в Музейном флигеле, планируется открыть современный музейный центр науки и технологий. Все институты, научные и образовательные учреждения будут связаны единой системой публичного пространства. Научный квартал станет новой достопримечательностью северной столицы», — сообщает смольнинский пресс-релиз.

Речь идёт о квартале, расположенном на территории от Стрелки Васильевского острова до Менделеевской линии, на которой находится здание Двенадцати коллегий — главная «резиденция» Санкт-Петербургского государственного Университета.

Научный квартал на Васильевском острове, который хотят "ревитализировать"
Научный квартал на Васильевском острове, который хотят "ревитализировать"

Здесь находятся академические институты высокомолекулярных соединений, геологии и геохронологии докембрия, химии силикатов, Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии РАН), Зоологический институт, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта, Институт физиологии имени И.П. Павлова и Библиотека Российской академии наук.

Одно это перечисление расположенных здесь учреждений однозначно свидетельствует: более научный квартал вряд ли найдётся на просторах России и в её обеих столицах. Но оказывается, что этому месту, находящемуся в эпицентре Петербурга не хватает… публичности. То есть речь идёт о создании очередного «общественного пространства», даже о сети таковых.

«Разработка концепции современного пространства, предназначенного популяризировать результаты науки и техники, чрезвычайно важна не только для Петербурга, где начала свою официальную историю отечественная наука, но и для всей страны. В России более 800 естественно-научных и научно-технических музеев, однако остаётся практически нереализованным современный формат популяризации, который предполагает возможность посещения действующих научных лабораторий. Именно прямой контакт горожан с современной наукой сегодня наиболее востребован в стране, что показал опыт участия академических институтов в «Ночи музеев», — говорит заместитель президента РАН, член-корреспондент академии Сергей Люлин, который, похоже, и является главным вдохновителем и организатором этой пока не состоявшейся «победы».
Член-корреспондент РАН Сергей Люлин
Член-корреспондент РАН Сергей Люлин

Во всяком случае, в ноябре 2020 года, когда Президиум Российской академии наук согласовал кандидатуру бывшего заместителя министра науки и высшего образования Сергея Владимировича Люлина на должность заместителя президента РАН, было официально заявлено:

«Президент РАН Александр Сергеев хотел, чтобы Сергей Люлин работал по ряду направлений, в частности, по созданию Санкт-Петербургского научного центра, по вопросам, связанным с грядущим юбилеем РАН».

В Минобрнауки Люлин проработал полгода, курировал там «вопросы научно-технической и инновационной политики, а также международное сотрудничество в научно-технической сфере», до назначения в министерство (2016-2020) работал директором Института высокомолекулярных соединений РАН (расположен в Научном квартале Васильевского острова), специализируясь на компьютерном моделировании и теории полимерных систем.

Родился 5 октября 1971 года в городе Полярный Мурманской области, позднее семья переехала в Ленинградскую область, где Люлин окончил среднюю школу с серебряной медалью, дистанционно обучался в заочных школах при Московском физико-техническом институте и тогда ещё Ленинградском государственном университете. В 1988-м поступил на физический факультет СПбГУ, который окончил в 1994-м с красным магистерским дипломом. Доктор физико-математических наук, автор около 300 научных трудов.

Но есть у проекта, помимо вдохновителя, и другие интересанты. Осенью прошлого года в Петербурге состоялся форсайт для молодых архитекторов (от английского Foresight — «предвидение», технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте) «Среда стрелки: Научный квартал».

-6

Обсуждались проекты ревитализации (возвращения к жизни) академической инфраструктуры Васильевского острова. Проектные сессии проводились при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и при участии Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения и ПАО «Газпром нефть», оператором действа выступил Фонд культурных инициатив «Спарта» (созданный тоже при поддержке структур «Газпрома»). На сайте этой организации можно более-менее подробно ознакомиться с проектными предложениями по Научному кварталу на Васильевском.

КстатиЗаявлено, что проект «Научный квартал», инициированный Российской академией наук, станет сетевым, а его опыт будет использован в других научных центрах страны. А результатом проектной сессии «станет формирование технического задания к проекту научного квартала на стрелке Васильевского острова — как современного открытого научного центра, территории популяризации науки, площадки междисциплинарных научных и культурных коммуникаций и событий международного уровня, а также реновация городского общественного пространства».
Так проектанты видят двор между бывшим главным зданием Академии наук и Музейным флигелем
Так проектанты видят двор между бывшим главным зданием Академии наук и Музейным флигелем

Победителем сессии названа команда архитекторов, разработавшая интерьеры коридоров для Института высокомолекулярных соединений (тот самый, который до перехода на работу в Минобрнауки возглавлял Сергей Люлин), реконструкцию двора, образованного историческим зданием Академии наук и его Музейным флигелем, а также обустройство площади-амфитеатра «с тыла» Биржи.

В общем, гора родила мышь. Особенно «актуален» в окружении памятников истории и культуры федерального значения амфитеатр со стороны лечебных корпусов НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта. Чем тут будут развлекать рожениц? Концертами «звёзд» шоу-бизнеса? Правда, это возможно только в летнее время.

Ещё одно проектное предложение для одного из дворов Научного квартала
Ещё одно проектное предложение для одного из дворов Научного квартала

Вообще, как правило, проектанты всяческих модных ныне «общественных пространств» не учитывают в своих работах капризный петербургский климат и упорно предлагают варианты, непригодные для круглогодичного использования, не предполагающие возможность для публики где-то спрятаться от внезапно случившегося дождя или снегопада. В Научном квартале, конечно, много музеев, куда можно укрыться от непогоды, но этому могут помешать стоящие на улице очереди желающих посмотреть их экспозиции. Замечание к вопросу о «возвращении к жизни» этой территории, якобы непривлекательной и закрытой для публики.

«По сути, участок не работает как общественное пространство, хотя — со многих точек зрения — именно тут могла бы происходить активная и насыщенная городская жизнь», — утверждают апологеты проекта «Научный квартал».
Вид на здание Академии наук и Кунсткамеры на фото начала ХХ века
Вид на здание Академии наук и Кунсткамеры на фото начала ХХ века

Что мы имеем «в сухом остатке»?

Во-первых, толпы праздношатающейся публики совершенно не нужны расположенным в квартале двум крупным библиотекам (РАН и СПбГУ), а также НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта.

Во-вторых, расположенные в квартале музеи — Кунсткамера, Зоологический, Литературный Пушкинского дома — явно не страдают от отсутствия посетителей (петербуржцев и гостей города) круглый год. Создаваемый Эрмитажем в здании Биржи Музей геральдики, скорее всего, тоже будет востребован зрителями. Несколько «забыт», наверное, Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, но проблема решаема путём его грамотной PR-раскрутки, которая явно обойдётся дешевле, чем игры в «общественное пространство».

В-третьих, доступ «со стороны» в кабинеты и лаборатории научных учреждений актуален, прежде всего, не для туристов и зевак, а для школьников. Но такие экскурсии в институты, не работающие в режиме секретности и не использующие потенциально опасные для здоровья химические реактивы, и в советское время были доступны — вопрос организации. Сотрудникам этих учреждений «уличные» посетители точно не нужны, поскольку знаменитое «служенье муз не терпит суеты» относится и к научной работе.

В-четвёртых, нелепо говорить о какой-то «безжизненности» квартала, к которому примыкает главное здание крупнейшего в городе и одного из самых больших в стране высшего учебного заведения — Санкт-Петербургского государственного Университета.

В-пятых, никто не будет возражать против доступности для прохожих (по возможности) дворов расположенных здесь зданий, организации цивилизованных точек общепита (а они тут тоже есть), автомобильных и велосипедных парковок, пешеходных зон и т.п., но нужен ли для этого претендующий на федеральное значение спецпроект со всякими словесными прибамбасами или достаточно грамотной работы городской администрации?

В-шестых, с одной стороны, всякие форсайты по разработке инициированного РАН проекта «Научный квартал» финансирует Министерство науки и образования РФ, а с другой стороны, академия «воюет» с этим ведомством за право на своё историческое здание на Университетской набережной, 5. Как-то всё витиевато. Непонятно, кто виноват, что делать и кто на ком стоял.

Игорь Теплов