Найти в Дзене
ARTдилетант

Сколько мы готовы заплатить за искусство?

Оглавление
Искусство бесценно. Однако тысячи аукционов по всему миру каждый год предлагают купить произведения известных и не очень известных авторов. Разберемся, из чего складывается ценность работы и что влияет на окончательную цифру.

Покупатель

Леонардо да Винчи. Спаситель мира (фрагмент). 450,3 млн долларов. Christie’s New York, 16 ноября 2017
Леонардо да Винчи. Спаситель мира (фрагмент). 450,3 млн долларов. Christie’s New York, 16 ноября 2017

Сначала арт-дилер задает вопрос: «Мы продаем или покупаем?», а затем выясняет эмоциональную вовлеченность клиента. Это и будет первоначально определять цену. Также влияет роль покупателя: с инвестора можно запросить больше, коллекционеры обычно небогаты, а дизайнеры ограничены бюджетом.

Размер и площадь

Пабло Пикассо. Алжирские женщины. Версия О. 179,4 млн долларов. Christie’s New York, 11 мая 2015
Пабло Пикассо. Алжирские женщины. Версия О. 179,4 млн долларов. Christie’s New York, 11 мая 2015

В девяностые годы двадцатого столетия, когда зарождался арт-рынок в России, цена великих произведений складывалась так: измеряли длинную сторону в сантиметрах, добавляли три нуля и считали в долларах. Например, картина со стороной 90 см стоила $90 тыс. Сейчас так уже не считают (можно продешевить!), а пользуются специально созданными таблицами и коэффициентами.

Кстати, Казимир Малевич написал картину с самой дорогой площадью в русской живописи – $9,5 тыс. за квадратный сантиметр. Его «Супрематическая композиция» размером 88,5х71 см была продана на Sotheby’s за $60 миллионов.

Анализ финансов

Ци Байши. Двенадцать пейзажей (фрагмент). 140,8 млн долларов. Poly Auction, 17 декабря 2017
Ци Байши. Двенадцать пейзажей (фрагмент). 140,8 млн долларов. Poly Auction, 17 декабря 2017

Итоги аукционов показывают, как меняется стоимость работ. Результаты анализируют и обозначают тенденции. Прославленный Sotheby’s опирается на индекс Мея-Мозеса, с помощью которого можно рассчитать прибыль на арт-рынке по сравнению с инвестициями в акции, облигации и другие активы.

Исследование Д. Мея и М. Мозеса из Нью-Йорка доказывает, что рост стоимости произведений искусства приблизительно соответствует росту фондового рынка, но не зависит от внешних обстоятельств и финансовых стрессов. Вывод аналитиков и арт-дилеров: выгоднее покупать картины, чем акции!

Сравнение

Клод Моне. Стога. 110,7 млн долларов. Sotheby’s New York, 14 мая 2019
Клод Моне. Стога. 110,7 млн долларов. Sotheby’s New York, 14 мая 2019

Крупные мировые компании собирают данные аукционных продаж и составляют справочники предложения и спроса. Российский ARTinvestment, например, разработал свой метод оценивания.

Индекс ARTinvestment отталкивается от площади условного фрагмента, который стоил $100 в год начала исчисления, и показывает ежегодное изменение цены на аукционах. Например, индекс Ивана Айвазовского в 2000 году – 100, а в 2014 году – 1112. Значит, что $100, вложенные в его картины в 2000 году превратились в $1112 в 2014, но уменьшились до $782 в 2021.

Еще немного о цене вопроса

Жан-Мишель Баския. Без названия (фрагмент). 110,5 млн долларов. Sotheby’s New York, 18 мая 2017
Жан-Мишель Баския. Без названия (фрагмент). 110,5 млн долларов. Sotheby’s New York, 18 мая 2017

Пятерка самых дорогих произведений, проданных на аукционах:

  1. «Спаситель мира», Леонардо да Винчи – $450,3 млн. (Christie's New York, 2017).
  2. «Алжирские женщины. Версия О», Пабло Пикассо – $179,4 млн. (Christie's New York, 2015).
  3. «Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни – $170,4 млн. (Christie's New York, 2015).
  4. «Лежащая обнажённая» (на левой стороне), Амедео Модильяни – $157,2 млн. (Sotheby’s New York,2018).
  5. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон – $142,4 млн. (Christie's New York, 2013).

Понравилась статья? Подпишитесь и не забудьте поставить лайк!