Найти в Дзене
Живописные истории

Элизабет Виже-Лебрён. Судьба любимой художницы Марии-Антуанетты. Часть 4

Как и обещали, продолжаем историю жизни французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён. В 1785 году Королевский дворец поручил Виже-Лебрён самое важное задание в её карьере — династический портрет Марии-Антуанетты с детьми. Для художницы, как и для королевского истеблишмента, это была огромная авантюра: Виже-Лебрён надеялась оправдать свою репутацию, а монархия стремилась реабилитировать имидж все более непопулярной королевы. Вдохновленная композициями Мадонны с Младенцем итальянского Возрождения, художница создала образ добродетельной супруги и внимательной мамы. Однако в таком неблагоприятном политическом климате долгожданное восстановление репутации что у художницы, что у натурщицы оказалось недостижимым. Слава и финансовый успех Виже-Лебрён, её триумфы в Салоне и, в частности, ее связи в Версале, среди которых была Мария-Антуанетта и министр финансов Шарль Александр де Калонн, сделали ее уязвимой мишенью для подпольной прессы. Её преследовали, подвергая клевете и оскорбле

Как и обещали, продолжаем историю жизни французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён.

"Автопортрет в соломенной шляпе", 1782 г.
"Автопортрет в соломенной шляпе", 1782 г.

В 1785 году Королевский дворец поручил Виже-Лебрён самое важное задание в её карьере — династический портрет Марии-Антуанетты с детьми.

Для художницы, как и для королевского истеблишмента, это была огромная авантюра: Виже-Лебрён надеялась оправдать свою репутацию, а монархия стремилась реабилитировать имидж все более непопулярной королевы.

Вдохновленная композициями Мадонны с Младенцем итальянского Возрождения, художница создала образ добродетельной супруги и внимательной мамы. Однако в таком неблагоприятном политическом климате долгожданное восстановление репутации что у художницы, что у натурщицы оказалось недостижимым.

"Портрет Марии-Антуанетты с детьми", 1787 г.
"Портрет Марии-Антуанетты с детьми", 1787 г.

Слава и финансовый успех Виже-Лебрён, её триумфы в Салоне и, в частности, ее связи в Версале, среди которых была Мария-Антуанетта и министр финансов Шарль Александр де Калонн, сделали ее уязвимой мишенью для подпольной прессы.

Её преследовали, подвергая клевете и оскорблениями. Причем, высказывания, по мере приближения революции, становилась все более ядовитыми.

По мнению ее недоброжелателей, художница не смогла бы добиться такого оглушительного успеха, не продавая свои прелести богатым и влиятельным мужчинам.

"Вакханка", 1785 г.
"Вакханка", 1785 г.

Мари-Элизабет-Луиза не выдержал этого. Когда в июле 1789 года разразилась революция, она ушла в острую депрессию и начала искать убежища в домах своих друзей и родственников.

Вечером 6 октября, когда толпа ворвалась в Версаль, чтобы увезти королевскую семью в Париж, Виже-Лебрён приняла решение уехать из страны, взяв с собой дочь и гувернантку.

Из Лиона они отправились в Рим, начав двенадцатилетний период изгнания.

Мадам Гранд (Ноэль Катрин Ворле, 1761–1835), 1783 г.
Мадам Гранд (Ноэль Катрин Ворле, 1761–1835), 1783 г.

Это будут очень продуктивные годы, которые принесут шедевры и восстановят состояние, которое ее муж безрассудно растратил.

Список выдающихся людей, которых она изобразит на своих картинах во время путешествий по Италии, Австрии, Российской Империя, Германии, Англии и Швейцарии действительно впечатляет.

"Графиня Екатерина Васильевна Скавронская", 1790 г.
"Графиня Екатерина Васильевна Скавронская", 1790 г.

После Рима, Мари-Элизабет-Луиза отправилась в Неаполитанское королевство, где нашла много клиентов, которые смогли позволить себе её дорогие услуги.

Одной из них была Екатерина Скавронская, бывшая любовница своего дяди князя Григория Потемкина, и жена российского посла.

Виже-Лебрён изобразила Скавронскую изысканно одетой, но, возможно, по понятным причинам, не дала никакого представления о её характере, поскольку у натурщицы, как говорили, его не было.

Леди Гамильтон в роли Ариадны (или вакханки), 1790 г.
Леди Гамильтон в роли Ариадны (или вакханки), 1790 г.

Другую клиентку, Эмму Харт, любовницу, а позже жену британского министра сэра Уильяма Гамильтона, она изобразила в неоклассических позах и костюмах, которые были очень модны тогда в Неаполе.

Два портрета будущей леди Гамильтон, которые художница считала историческими картинами, сопровождали её во время путешествия по Европе и России, чтобы показать потенциальным клиентам диапазон ее таланта.

Хотя знаменитая художница и была прославляем и почитаема в Италии, она очень хотела обратно, в Париж и начала всерьез об этом задумываться весной 1792 года.

Но запуганные французские изгнанники, которых она видела в Турине, ликвидация монархии и кровавые бойни на улицах Парижа заставили ее пересмотреть свои планы.

"Мария Кристина Неаполитанская и Сицилийская". 1790 г.
"Мария Кристина Неаполитанская и Сицилийская". 1790 г.

Именно тогда шурин художницы, Огюст Ривьер, присоединился к ней и вплоть до 1801 года сопровождал в путешествиях. И поскольку Ривьер был не только дипломатом, но и учился живописи, то копировал многие её работы.

Увеличенной компанией они отправились в Милан, где граф Иоганн Йозеф фон Вильчек, посол Австрии в Ломбардии, снабдил Виже-Лебрён паспортами, чтобы они могли продолжить путь в Вену.

В течение двух с половиной лет французскую портретистку чествовали как примадонну австрийская, чешская, венгерская, польская и русская аристократ.

Портрет барона Григория Строганова
Портрет барона Григория Строганова

Как и в случае с итальянским полуостровом, в Вене за Виже-Лебрён постоянно следили французские агенты, которые считали ее контрреволюционеркой, а случай гражданки Виже-Лебрён использовался в качестве примера того, почему женщинам следует запретить членство в патриотических организациях:

Один член [революционного комитета] ссылается на Общество якобинцев, в которое была принята гражданка. Но другой член, не обращая внимания на это считает, что среди республиканцев женщины должны полностью отказаться от работы, предназначенной для мужчин. Однако он согласен с тем, что для его собственного удовлетворения он получил бы большое удовольствие, живя с женой, у которой были таланты в искусстве, но это было бы против законов природы. Среди диких народов, говорит он, которые наиболее близки к природе, можно ли увидеть женщин, выполняющих мужскую работу? Он считает, что именно потому, что знаменитая женщина, гражданка Лебрён, проявила большой талант в живописи, множество других людей захотели заняться живописью, тогда как им следовало бы только заниматься вышивкой ремней и фуражек полицейских. . . .

Продолжение: