Найти в Дзене
Old school dude

К 80-летию Пола Маккартни. "Моя жизнь – нескончаемая маленькая песня"

Полу Маккартни, вернее, Его Превосходительству Сэру Джеймсу Полу Маккартни стукнуло восемь десятков лет. Отличный повод для того, чтобы возблагодарить всевышнего за то, что нам довелось жить в эпоху, когда этот удивительный художник создавал свои вроде бы такие несложные, но между тем такие завораживающие и незабываемые музыкальные полотна. Конечно, не всегда в одиночку, порой и "виз э литл хелп фром май френдс", однако, именно его непосредственное соучастие в песнятворчестве – будь это даже несколько тактов, идея аранжировки или просто инструментальная партия – наделяло это произведение законченностью шедевра. Таково, уж, свойство магии гения. Так что, не знаю как у кого, а у меня сегодня праздник. Несомненно, в истории он навсегда останется как бывший участник легендарной группы The Beatles. "Битл №2" (по времени присоединения к группе), 18-кратный обладатель премии "Грэмми", он дважды был введен в "Зал славы рок-н-ролла" (как участник The Beatles в 1988 году и как сольный исполнител

Полу Маккартни, вернее, Его Превосходительству Сэру Джеймсу Полу Маккартни стукнуло восемь десятков лет. Отличный повод для того, чтобы возблагодарить всевышнего за то, что нам довелось жить в эпоху, когда этот удивительный художник создавал свои вроде бы такие несложные, но между тем такие завораживающие и незабываемые музыкальные полотна. Конечно, не всегда в одиночку, порой и "виз э литл хелп фром май френдс", однако, именно его непосредственное соучастие в песнятворчестве – будь это даже несколько тактов, идея аранжировки или просто инструментальная партия – наделяло это произведение законченностью шедевра. Таково, уж, свойство магии гения. Так что, не знаю как у кого, а у меня сегодня праздник.

Несомненно, в истории он навсегда останется как бывший участник легендарной группы The Beatles. "Битл №2" (по времени присоединения к группе), 18-кратный обладатель премии "Грэмми", он дважды был введен в "Зал славы рок-н-ролла" (как участник The Beatles в 1988 году и как сольный исполнитель в 1999 году). Один из лучших бас-гитаристов за историю рока, Пол Маккартни является одним из самых успешных композиторов и исполнителей за все время существования популярной музыки. Уже к своим тридцати годам полвека назад он достиг легендарного статуса и считался одной из икон всей музыки 20-го века.

Сэр Джеймс Пол Маккартни, фото из открытых источников
Сэр Джеймс Пол Маккартни, фото из открытых источников

В 1979 году Маккартни включили в "Книгу рекордов Гиннесса" как самого успешного композитора и исполнителя всех времен и наградили уникальным диском из редкого драгоценного металла – родия. Награда была призвана подчеркнуть феноменальные успехи "битла" на контрасте с обычной сертификацией музыкальных альбомов "золотом" и "платиной". С тех пор он попадал в "Книгу" ещё несколько раз. Большинство его пластинок имеют "золотой" статус и выше, общий тираж синглов превысил 100 миллионов, его песня "Yesterday" удерживает первое место по числу записанных её каверов – более 3700 версий, не считая симфонических оркестров, а по радио она звучала свыше 6 миллионов раз.

За карьеру Маккартни выпустил свыше 30 сольных альбомов. Кстати, Сэр Пол знаменит не только в море музыки, но еще и в мире изобразительного искусства – он талантливый живописец. Свыше 70 его произведений бессменно стоят в арт-галерее Ливерпуля – родного города Маккартни. А обратился он к этому искусству после смерти Линды.

"Живопись для меня сейчас – это попытка бороться с тем, что наступает в жизни, после потери".
Пол Маккартни в галерее у своих картин, фото из открытых источников
Пол Маккартни в галерее у своих картин, фото из открытых источников

A родись он пару-тройку веков назад, вполне мог бы стать ещё одним Моцартом, Шубертом или даже Бахом – столь внешне легко он создавал новые вкрадчиво мелодичные музыкальные формы, да ещё и в таких количествах. Но за этой кажущейся непосредственностью стоял огромный труд – таких трудоголиков, как Сэр Пол, ещё поди сыщи.

В 2011 году Пол Маккартни написал первый за свою карьеру балет под названием "Ocean’s Kingdom". При этом он делал его оркестровку, так и не освоив нотного письма, которым, к слову, он не владеет и по сей день. К академическому жанру относятся и четыре других его альбома: "Standing Stone" (1997), "Working Classical" (1999), "A Garland for Linda" (2000) и "Ecce Cor Meum" (2006). Между прочим, со слов самого Маккартни, Иоганн Себастьян Бах был любимым композитором "Битлз":

"Положи его музыку на другой ритм – будет рок-н-ролл".

Будущая легенда мировой музыки с диапазоном голоса около четырёх октав в детстве дважды прослушивался в хор, и оба раза получал отказ. Уже став одним из самых успешных музыкантов в истории, Маккартни написал свое первое симфоническое произведение, "Liverpool Oratorio", а исполнять его взялся Королевский ливерпульский филармонический оркестр и тот самый хор мальчиков, в который Пола не приняли много лет назад. Любопытно, что ораторию впервые представили слушателям в соборе, куда Маккартни в детстве сбегал с уроков, чтобы позагорать на его могильных плитах.

Пол Маккартни родился в семье этнических ирландцев Мэри и Джеймса Маккартни 18 июня 1942 года в ливерпульской больнице Уолтон. Его отец работал в компании "A. Hannay and Co.", торгующей хлопком, и играл на трубе и фортепиано в рэгтайм-группе Jim Mac’s Jazz Band. Как он сам об этом вспоминал:

"Я руководил этой группой четыре или пять лет, но не постоянно. Я считался боссом, но на самом деле мы все были более или менее равны".

В 1954 году, сдав в начальной школе Джозефа Уильямса экзамены на 11+ (высший бал), Пол получил возможность продолжить образование в средней школе для мальчиков под названием "Ливерпульский институт". Он прилежно учился, а своим литературным образованием был обязан школьному учителю Алану Дёрбанду, который заинтересовал своего ученика Чосером и Шекспиром.

Мать Пола работала патронажной акушеркой, и это приносило гораздо больше денег в семейный бюджет. В 1955 году, благодаря этому, Маккартни переехали на Фортлин-роуд, 20, в муниципальный дом в районе Аллертон в Ливерпуле. В гостиной стояло пианино, которое Джеймс купил в магазине "NEMS" Гарри Эпстайна – том самом, которым позже возьмется управлять его сын, Брайан, ставший в последствии менеджером The Beatles.

Семейство Маккартни. Фото из открытых источников
Семейство Маккартни. Фото из открытых источников

Как вспоминал Пол, по выходным и праздникам вся семья Маккартни, включая и тётушек с дядюшками, собиралась вокруг Джеймса за пианино для семейных песнопений. Маккартни-старший играл что-нибудь из популярных мюзиклов, а остальные пели. При этом Пол и его младший брат Майкл сидели у инструмента и внимательно наблюдали за его руками – как он брал аккорды – так проходило музыкальное воспитание, а практика следовала после. Частенько они музицировали втроем вместе с отцом. Юный Маккартни предпочитал учиться музыке на слух. Когда из-за артрита отец-Джеймс не мог больше играть, Пол сменил его у пианино в праздники на этом семейном посту.

"В детстве я брал уроки, но в основном это была просто репетиция гамм, и это больше походило на домашнюю работу. Я любил музыку, но ненавидел домашние задания, которые приходили вместе с ее изучением. Я думаю, что в общей сложности я брал уроки игры на фортепиано в три попытки – в первый раз, когда я был ребенком, и мои родители отправили меня к кому-то, кого они знали в округе. Потом, когда мне было шестнадцать, я подумал, может быть, пришло время попробовать и научиться играть правильно".

Гитару Пол освоит куда как позже, после того, как услышит рок-н-ролл. Он сначала играл на акустике "Zenith Model 17", которая была изготовлена в Германии фирмой "Framus". История была такая. В июне 1956 года, на четырнадцатилетие, отец Пола подарил ему трубу.

"Какое-то время я был верен трубе. Я разучил песню "The Saints", которую до сих пор могу сыграть в до-мажоре. Я выучил всю до-мажорную гамму и пару мелодий".

Тем временем, по "Radio Luxembourg", которое слушала вся молодежь, стали крутить новую американскую музыку, и Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой инструмент в магазин "Rushworth and Dreaper's Music", где он и был в свое время куплен, с целью обменять его на гитару. Так Пол Маккартни стал обладателем своей первой гитары, "Zenith", стоимостью в 15 фунтов стерлингов.

"А потом я понял, что не смогу петь и одновременно играть на трубе, поэтому спросил отца, можно ли мне обменять трубу на гитару, которую мне всегда хотелось иметь. Он не стал возражать, и я выменял на трубу акустическую гитару "Zenith", которую храню до сих пор. Для первой гитары она была в самый раз. Но я абсолютно не мог представить, как на ней играть.
Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута. У всех вокруг были гитары для правшей, но я научился брать аккорды по-своему: ля, ре, ми – большего мне не требовалось. Я начал писать песни, потому что теперь мог играть и петь одновременно".

На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая "When I'm 64", которую он написал, вдохновившись Фрэнком Синатром. Спустя 57 лет он задействует эту гитару для одного из джем-сейшна, что здесь на видео:

Американский ритм-энд-блюз существенно повлиял на него, а Литтл Ричард был его школьным кумиром:

"Впервые я спел на сцене песню "Long Tall Sally". Кажется, тогда мне было 14 лет, не помню. Мы с родителями отдыхали в кемпинге "Butlin's Filey" в Уэльсе, а в нем устраивались, "конкурсы талантов". Один из наших дальних родственников был организатором конкурса, он и позвал нас на сцену. Я прихватил с собой гитару, хотя не знаю, играл ли я тогда на ней. Я вышел с братом Майклом, который очень бледно выглядел – он недавно оправился после перелома руки, поэтому вышел с белой повязкой".

На той же "Zenith" в возрасте 14 или 15 лет, вскоре после смерти матери, Маккартни написал свою первую песню "I Lost My Little Girl", причем сделал он это в манере Бадди Холли. Песня стала первой, которую Маккартни показал Леннону, с чего и началось их творческое сотрудничество.

"Это была самая первая песня, которую я написал. Она была очень наивной, и в действительности я написал ее только потому, что слово "curl" (локон) рифмовалось со словом "girl" (девушка)".

После своего восемнадцатилетия перед отъездом в Гамбург Пол решил, что пришло время для покупки новой гитары. Он отложил в сторону свою старую гитару "Zenith" и 30 июня 1960 года приобрел в рассрочку в магазине "Hesse" гитару "Rosetti Solid 7". Это была шестиструнная нецельнокорпусная электрогитара, с полуакустическим корпусом без эфов, с двумя звукоснимателями и красно-черной отделкой. Потом, позже, он освоит ещё игру на ударных, саксофоне, ксилофоне и даже виолончеле.

Rosetti Solid 7 Пола Маккартни. Фото из открытых источников
Rosetti Solid 7 Пола Маккартни. Фото из открытых источников

31 октября 1956 года, когда Маккартни было 14 лет, его мать умерла от эмболии в результате операции по поводу рака молочной железы. Утрата Пола была очень болезненной, и когда он сойдется с Джоном Ленноном, который тоже потеряет мать в возрасте 17 лет, эта душевная боль крепко эмоционально привяжет их друг к другу. Когда Маккартни женился на своей первой жене Линде Истман, и у пары родился первенец, её назвали Мэри в честь его покойной матери. К самой же маме Пол часто мысленно обращался, её образ вдохновлял его на множественные творческие свершения, в том числе на создание знаменитой песни "Let It Be".

Благостное чувство любви близких как кокон нависало над Маккартни с детства, оберегая его от внешних невзгод, и это привело к формированию доброжелательной, уравновешенной личности с покладистым характером. Он в счастливом неведении полагал, что вокруг все семьи живут так же счастливо, пока ему не представилась возможность сравнить детство Леннона со своим собственным воспитанием:

"В детстве я думал, что у всех семьи похожие, пока не встретил таких людей, как Джон, и не понял, что это неправда, и, возможно, именно контраст наших разных взглядов произвел своего рода волшебство. Но я родился с таким мышлением; что в конце концов все будет хорошо".

Мать мечтала, чтобы сын стал доктором, отец, ушедший из школы в 14 лет, – чтобы тот стал великим ученым. Маккартни говорил, что на всю жизнь сохранил благодарность родителям за то, что те изначально ориентировали его на высокие цели, с детства внушали ему, что он обязательно должен в жизни чего-то добиться.

Наибольшее влияние на жизнь Пола оказал его отец Джеймс. Именно от отца он унаследовал любовь к музыке, он воспитал в сыне стоицизм, поэтому ему он был благодарен всю жизнь, в его представлении это был самый лучший человек на свете. После смерти жены Маккартни-старший сразу же привлёк сыновей к активной деятельности. Такое воспитание сыграло впоследствии важную роль: Пол всегда чувствовал себя легко в общении с людьми.

"Он быстро вывел нас из детского состояния. К 12-летнему возрасту я был уже фактически мелким коммивояжёром: "Тук-тук, не хотите ли стать клиентами нашего садового клуба?" и все такое...".

Трое разновозрастных мужчин разделили между собой работы по дому. Пол и Майкл разводили огонь и накрывали на стол, Джеймс занимался готовкой. Одновременно с этим всем троим пришлось привыкать к режиму строжайшей экономии. С детства отмеченный бедностью, Пол, даже став миллионером, навсегда остался очень экономным – таковы были плоды воспитания, заложенные в юные годы.

Джеймс Маккартни с сыновьями. Фото из открытых источников
Джеймс Маккартни с сыновьями. Фото из открытых источников

Джеймсу Пол посвятил песню "Put It There", которую написал в марте 1984 года, когда отдыхал с семьей в Швейцарии на горнолыжном курорте Церматт. Ему вспомнилось выражение покойного отца "Put it there, if it weighs a ton". Для Пола это стало как бы передачей эстафеты между поколениями:

""Положи это сюда" – вот выражение, которое мой папа говорил, когда мы были детьми. Он обычно протягивал руку и говорил: "Положи это сюда, если это весит тонну"… Мой папа умер более сорока лет назад, но я вспоминаю эти вещи с любовью. Я написал об этом песню, которая стала одной из моих любимых.
У моего отца было множество сумасшедших выражений лица. Он был отличным парнем, как и многие из этих мужчин из Ливерпуля ... Тип людей, из которых я вышел, я никогда не видел лучше... Я имею в виду людей, которые могут просто разрезать проблемы, как горячий нож масло. Такие люди вам нужны в жизни. Соль земли!"

В детстве Пол и его брат часто просыпались от выстрелов, потому что их дом находился рядом с полицейской тренировочной базой, где кинологи дрессировали собак. Такое отношение к животным впечатлило подростка. С тех пор Маккартни всегда выступает в их защиту. Пол многократно призывал бойкотировать производителей одежды из меха, он даже отказался давать концерты в Китае из-за жестокого убийства животных ради производства изделий из меха в этой стране. Пол стал вегетарианцем, а своей любимой собаке Марте он посвятил в "битловский" период песню.

В 80-е годы Маккартни присоединился к зоозащитной организации PETA (People for the Ethical Treatment of Animals), ещё когда это движение только начинало свою деятельность. В 2009-м вегетарианец Сэр Пол стал лицом кампании PETA против мясной промышленности как одного из виновников глобального потепления. В 2019 году Пол подарил PETA права на использование одной из своих композиций – "Looking for Changes". Те выпустили клип на эту песню, а одним из его героев стал сам Маккартни.

Именно Пол привел в группу Джона Леннона – тогда ещё The QuarryMen – юного Джорджа Харрисона, с которым познакомился в сентябре 1956 года в автобусе на Пенни-Лейн. Оказалось, что они оба интересуются гитарами и рок-н-роллом.

"Я знал Джорджа по совместным поездкам в автобусе. Прежде, чем мы поселились в Оллертоне, я жил в Спике, в районе, который называли промышленной зоной. Джордж жил на расстоянии одной автобусной остановки от меня. Отправляясь в школу, я садился в автобус, а на следующей остановке заходил Джордж.
Мы были почти ровесниками, поэтому однажды мы разговорились – впрочем, я посматривал на него свысока, потому что он был на год младше. Мы ехали вместе в автобусе, болтали, и обнаружилось, что он интересуется гитарами, как и я, а также музыкой... Мы частенько "зависали" вместе и стали хорошими друзьями".

Первая встреча Маккартни с Ленноном произошла 6 июля 1957 года. Пол так рассказывал о спонтанном прослушивании, устроенном ему участниками ансамбля:

"Джон был уже "навеселе", он стоял у меня за спиной, наваливаясь на плечо, и дышал перегаром. Все мы успели выпить. Я думал: "Чёрт, а это ещё кто такой?" Но ему нравилось то, что я играл, – "Whole Lotta Shakin' Goin' On" в до-мажоре, а ещё я знал "Tutti Frutti" и "Long Tall Sally". Потом я заиграл на гитаре, держа её по-своему. Я сыграл песню "Twenty Flight Rock", все слова которой я знал. "Куорримены" были потрясены тем, что я действительно знаю и умею петь эту песню. Вот так я и попал в группу".
Будущие The Beatles в 1957 году. Фото из открытых источников
Будущие The Beatles в 1957 году. Фото из открытых источников

На первых порах в группе, менявшей название с The QuarryMen на Johnny and the Moondogs, Silver Beetles и, наконец, в августе 1960 года – The Beatles, Пол был одним из гитаристов. Конечно, он мог сесть и за пианино, чтобы подыграть в ряде песен, но он хотел быть на сцене с гитарой, как Элвис, а еще тщился исполнять сольные гитарные партии. Но первая же попытка блеснуть этим перед аудиторией в местечке под названием "Бродвей" потерпела фиаско. То, что легко игралось на репетиции, на публике никак не давалось: оказалось, что Пол жутко мандражировал и впадал из-за этого в ступор.

Возможно, это была его композиция "Catswalk", написанная им еще во времена The QuarryMen, в которой он стремился подражать стилистике британского гитариста Берта Уидона. На записи он как раз и солирует.

Соло-гитаристом в "Битлз" он ещё будет, блеснув в ряде композиций в студии на "Эбби-Роуд".

Со слов Маккартни, поскольку все Ливерпульские группы играли один и тот же репертуар, The Beatles, чтобы выделяться на общем фоне, станут писать собственные песни. Так себе "отмазка" для вполне естественного стремления к творческому самовыражению. Пол вспоминал, что к сочинительству они приступили всерьёз и первым делом завели тетрадку, на каждой странице которой выводили: "Оригинальная композиция Леннона-Маккартни":

"Мы сразу стали рассматривать себя как новый великий авторский дуэт!
Если "Битлз" стремились к какому-то звуку, то это был звук "Ритм-энд-блюз". Именно это мы слушали, именно это нам нравилось, именно так мы хотели звучать. Музыка черных. "Motown". "Хэви Ритм-энд-блюз". Знаете, типа Бо Дидли. И "Love Me Do", кончено же, первая наша блюзовая попытка".
"Мы знали, что мы – другие, а потом это нашло отражение в музыке".

По началу ребята выступали в пабах и актовых залах, что не приносило денег, и когда Брайан Эпстайн стал менеджером группы, с высоты своего опыта он им заявил, что пора взрослеть, и если они хотят выступать в кабаре-клубах, то стоит больше писать балладные песни, которые там больше, чем рок-н-роллы, в ходу. Как раз мелодичные, проникновенные, сентиментальные баллады Маккартни лучше всего соответствовали этому призыву. Пожалуй, Сэр Пол – величайший балладист современности!

Хотя Маккартни обычно ассоциируется с балладами и песнями о любви, он также был автором многих роковых песен "Битлз", таких как "Can’t Buy Me Love","Lady Madonna", "Back in the USSR" и "Helter Skelter". Многие резонно полагают, что последняя из-за быстрого гитарного ритма, звучания барабанов, басов и кричащего вокала стала первооткрывателем жанра "хеви-метал".

Но, прежде всего, Пол обладает необычайным чувством мелодий, он даже иногда добавляет в конец песни совершенно новую мелодическую линию, как он сделал с "Hey Jude" в 1968-м году.

Бас-гитаристом он стал, сам того не желая. Когда в Гамбурге группу покинул Стюарт Сатклифф, Джон с Джорджем категорически отказались переквалифицироваться в басисты, и тогда Пол как самый неконфликтный и уравновешенный член команды взял эту функцию на себя. Так мир обрёл одного из самых выдающихся мастеров этого амплуа. Воистину, характер – это судьба.

"Так или иначе, спустя некоторое время я решил обзавестись бас-гитарой. В конце концов, в центре Гамбурга я нашел хороший магазинчик, рядом с большим универмагом. Мне не по карману был "Fender". Фендеры даже тогда, кажется, стоили порядка 100 фунтов. А все, что я мог себе позволить – инструмент в районе 30 фунтов. Примерно за эту цену я и присматривал инструмент. Я увидел эту бас-гитару в витрине, это была бас-гитара "Hofner", в форме скрипки".
"Hofner 500/1" модель 1961 года. Фото из открытых источников
"Hofner 500/1" модель 1961 года. Фото из открытых источников

При этом Пол, как человек творческий, соответственно подошёл к своей новой роли. Все ему знакомые по Ливерпулю бас-гитаристы просто тыкали в сильные тактовые доли (шагающий бас), ведя примитивный ритм, Пол же слушал пластинки лейбла "Motown Records" и выделил для себя гениального басиста Джеймса Джемерсона, создававшего ритмически сложные партии, добавляя при этом различные заполнения как в нижнем, так и верхнем регистре.

Джеймс был сессионным музыкантом "Motown", записывался со Смоки Робинсоном, Джеки Уилсоном, Джоном Ли Хукером и много с кем ещё. Пол многое у него перенял и развил в соответствии со своими представлениями. Просто послушайте – все его басовые партии прекрасно передают настроение песни, они мелодичны даже сами по себе и отлично слушаются, неизменно вызывая восхищение.

The Beatles, конечно, очень повезло нарваться на продюсера Джорджа Мартина, который не только взял их под бдительную опеку, но и направил их понимание музыки в нужное русло. Он на начальном этапе принимал активное участие в аранжировках, со слов Маккартни, буквально демонстрируя какая партия должна идти у каждого из музыкантов группы. Со временем ребята сами в этом поднатореют, а дальше всех продвинется в этом как раз сам Пол. Харрисон с обидой замечал, что в последние годы Маккартни стремился показать каждому "битлу" что и как играть.

Когда "Битлз" в 1962 году подписали контракт с "EMI-Parlophone", они стали записывать большую часть своего собственного материала. Уже на третьем альбоме не было каверов. А те каверы, что присутствовали на первых двух и на четвертом альбоме уступали в изощренности мелодизма творениям дуэта молодых авторов.

Партнерство Леннона и Маккартни в создании песен было для них очень важно в творческом плане; даже в 1969 году, когда они уже расходились по деловым вопросам и якобы не разговаривали, Леннон принес Маккартни свою песню "The Ballad of John And Yoko", и они вместе работали над "средней восьмеркой" (восемь тактов в середине композиции), а позже записали её в студии вдвоём. Причем, партии соло-гитары, акустической гитары и перкуссию Леннон взял на себя, а соответственно бас-гитара, фортепиано, маракасы и ударные были исполнены Полом. Их музыка превзошла личные разногласия.

В середине 60-х Пол Маккартни стал завсегдатаем джаз-клубов, арт-галерей и других культурных объектов Лондона. Он познакомился с видными представителями лондонской богемы Джоном Данбаром и Барри Майлзом. Эти люди и начали формировать новые музыкальные пристрастия Пола, он стал интересоваться авангардистами и композиторами электронной музыки, такими, как Карлхайнц Штокхаузен, Джон Кейдж и Лучано Берио, – все это соседствовало с популярными американскими направлениями: ритм-энд-блюзом, госпелом, спиричуэлсом, соулом – музыкой лейбла "Motown". Итоги такого эстетического развития трансформировались в новый музыкальный язык.

Пол познакомился с режиссером-экспериментатором Микеланджело Антониони и лидером лондонского андеграунда Робертом Фрезером. В доме Фрезера Пол встречался с Энди Уорхолом, Питером Блейком, Ричардом Хэмилтоном, Алленом Гинзбергом. Последний оказал сильное влияние на поэтической творчество Пола, в результате чего песни "Битлз" кардинально поменяли смысловое наполнение.

После смерти менеджера группы Брайана Эпстайна именно Маккартни сподвиг "Битлз" на дальнейшие карьерные шаги: от съемок фильмов и записи концептуального альбома до создания бизнес-структуры "Apple Corps Limited". Не секрет, что он тогда стал по сути руководителем коллектива – фактическим лидером и бизнес-менеджером группы, перехватив штурвал у Леннона.

Именно в эти годы группа перевернула представления о рок-музыке как о легковесном, несерьезном жанре, создав шедевры, вызывающие восхищение и по сей день. The Beatles не только установили невиданные прежде каноны в подходах к записи песен, вплетении их в единую концепцию чего-то большего, использовании новых инструментов, в оформлении обложек пластинок, но и возвели сам рок-альбом в статус подлинного произведения искусства и настоящего достояния нашей цивилизации.

Пол не мыслил себя без The Beatles, поэтому очень болезненно переживал распад группы. Маккартни хоть сам и послужил триггером, сообщив о том что выпускает собственный сольник и покидает группу, сам же от этого и страдал больше остальных. Он считал невозможным для себя строить жизненные планы без Леннона. Его сильно расстроила не столько потеря друга, сколько крушение его мечты.

Линда даже утверждала, что распад The Beatles "разрушил" его. Он уединился с семьей на ферме в Шотландии, сильно пил, наркоманил, рефлексировал, "забил" на свой внешний вид, у него была жуткая депрессия. Как он сам писал в автобиографии:

"Я был совершенно опустошен. Впервые в жизни ощутил себя выброшенным на свалку. Это было ужасное чувство разочарования и ощущение того, что ты больше никому не нужен, душу заполнила пустота" .

А вытащила и спасла его Линда, да еще музыка – то, что и составляет главную любовь его жизни, его предназначение и основную миссию в этом мире.

Пол Маккартни и Линда Истман. Фото из открытых источников
Пол Маккартни и Линда Истман. Фото из открытых источников

После распада The Beatles Маккартни был одержим идеей создать новую группу, которая могла бы продолжить прервавшуюся традицию. Ему пришлось начать с нуля. Главная проблема была в создании ансамбля, который мог бы в какой-то мере соответствовать музыкальным стандартам "Битлз". Успеху группы в 70-е годы помогло всеобщее ностальгическое воспоминание о The Beatles. Имя Маккартни в какой-то мере удовлетворяло ностальгию. Тем не менее Wings пользовалась огромным успехом, особенно в Америке, где ее воспринимали как наследницу"Битлов". Группа Маккартни выпустила несколько альбомов, занявших первые места в британских и американских чартах, а лучшим, возможно, был "Band On The Run".

Дальше была сольная работа с мировыми звездами, которых он выбирал сам, а те считали за честь записываться с самим Маккартни – пусть даже это была незначительная партия на несколько тактов. Последовали десятки альбомов, наполненных волшебными, незабываемыми песнями, которые попали в число любимых почти у каждого человека, неравнодушного к музыке.

Сериал "Маккартни 3,2,1"

Его последний альбом, "McCartney III", вышел перед Рождеством в декабре 2020 года, а прошлый год для Сэра Пола был насыщен знаковыми событиями. Вышла книга под редакцией Джона Харриса "The Beatles: Get Back" – официальный подробный отчет о создании их последнего альбома "Let It Be", пересказанный собственными словами участников The Beatles и проиллюстрированный сотнями ранее не публиковавшихся изображений, включая фотографии Итана А. Рассела и Линды Маккартни.

"The Beatles: Get Back" под редакцией Джона Харриса, фото из открытых источников
"The Beatles: Get Back" под редакцией Джона Харриса, фото из открытых источников

Позже компания "Disney +" выпустила одноименный документальный трёхчастный сериал Питера Джексона, который посмотрели сотни миллионов зрителей.

Сам сэр Пол выпустил двухтомник "The LYRICS" – своеобразный "автопортрет в 154 песнях" на более чем 900 страницах.

Вышла "The LYRICS" Пола Маккартни
Old school dude13 ноября 2021

И, наконец, довершил этот список сериал сервиса "Hulu" "Маккартни 3,2,1", спродюсированный самим маэстро. В нём две музыкальные легенды, Пол Маккартни и продюсер Рик Рубин, ведут на протяжении шести серий доверительную беседу о музыке и творчестве. Серии недолгие – менее, чем полчаса каждая.

Само шоу обманчиво простое: эта пара находится в пустой звуковой студии, где только съемочная группа и инструменты, которые лучше всего показывают волшебство каждого человека. Для Маккартни – это гитара и фортепиано – два простейших способа передать несколько мелодий, которые сделали его и еще трех парней из Ливерпуля самой известной рок-группой в истории.

Рик Рубин, кто не знает, – бывший со-президент "Columbia Records", музыкальный продюсер и аранжировщик, неоднократный обладатель премий "Грэмми", признанный MTV "самым влиятельным продюсером последних двадцати лет". Сильной стороной Рубина является микшерный пульт, где с помощью мастер-треков легендарных The Beatles, Wings и сольных записей Маккартни он может выделять те фрагменты песен, которые могут лучше всего проиллюстрировать мастерство, которое поставило его собеседника впереди многих его коллег по цеху.

Песни распаковываются в нехронологическом порядке их выпуска. Есть определенная игривость в том, как режиссер Закари Хайнцерлинг настраивает каждую отдельную композицию. Некоторые обыгрываются с рассказом о какой-то составной части самой мелодии или какой-то настройке, связанной с местом, откуда возникла песня, или с восхитительно неожиданным фрагментом оригинальной записи.

Хайнцерлинг использует несколько вращающихся камер, которые превращают скольжение фейдеров в собственное шоу. В самой подаче музыки есть магический накал в сочетании с реакцией Рубина и Маккартни на открытия, раскопанные в этих миксах песен, так что шоу почти не нуждается в этом дополнительном визуальном импульсе. Но у Хайнцерлинга есть ловкий прием, когда и где можно дополнить происходящее дополнительным световым шоу или превратить самого Маккартни в точку опоры.

Несмотря на то, что Рик явно влюблен в музыку Маккартни, он также является одним из тех, кто был в центре внимания шоу-бизнеса, и такая особенность придаёт их интимному разговору вес и особую динамику. Он – опытный интервьюер, ловко смешивающий вопросы, касающиеся конкретных песен, со случайной тематикой, позволяющей Маккартни соединиться с эмоциями любого момента его жизни – прошлого или настоящего. Несмотря на благословение самого маэстро, фильм не задуман как агиография, хотя Рубин и делает больше, чтобы выделить Маккартни как виртуоза, чем сам Маккартни хотел бы.

Это скорее капсула времени, запись размышлений одного человека о том, что он помог принести в этот мир. Верите вы в это или нет, но когда Маккартни говорит: "Я стал фанатом The Beatles", – это указывает на человека, который живет с этими песнями большую часть своей жизни.

Естественно, большая часть этой беседы, которую ведет Рубин, связана с рабочими и личными отношениями Маккартни с Джоном Ленноном. Возможно, это уважение, может быть, это скрытность, но сериал явно не копается в этой динамике так глубоко, как в самих песнях. Тем не менее, есть много комментариев, которые намекают на то, каким был Маккартни как соавтор.

Один из величайших фокусов шоу – быть доступным для всех уровней поклонников "Битлз" – от неофитов до прожженных битломанов с полувековым стажем. Те, кто лишь поверхностно знаком с чем-либо, могут ухватиться за более детальный разговор Маккартни и Рубина о музыкальных инстинктах и ​​построении песен. Те же, кто знает наизусть все репетиционные треки "Антологии", может и не почерпнут здесь много новой информации. Зато кайф от общения с великим Мастером гарантирован.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

Вышла "The LYRICS" Пола Маккартни
Old school dude13 ноября 2021