9 октября – знаковая дата не только для всех битломанов, но и для многих любителей музыки во всем мире. Да, что там, не побоюсь громогласно провозгласить – для всего человечества! Ровно 80 лет назад родился Джон Уинстон Леннон. Его срок пребывания в этом мире составил половину этого временного отрезка, но Леннон относится к той категории личностей, которые, оставив земную юдоль, не покидают нас насовсем, пребывая где-то рядом до конца наших дней и наполняя окружающую действительность гармонией, многокрасочной палитрой, светлыми душевными порывами. Строки из энциклопедии скупо передают фактаж: "рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель, актер, режиссер, продюсер, общественный активист, основатель и участник группы The Beatles, один из самых популярных музыкантов XX века".
Выскажусь, не стесняясь, в дополнение этого: Джон Леннон – один из немногих истинных демиургов, кто "обустроил" весь этот мир таким, каким мы его знаем, и, стало быть, в некотором роде сформировал и всех нас. В каждом из ныне живущих, пусть мы и не отдаем себе в этом отчета, живет его частичка, а посему не лишен основания лозунг: "Леннон и сейчас живее всех живых". Возгоревшись при жизни на небосклоне ярчайшей сверхновой, его свет, как от звезды, через пространство-время будет еще многие-многие годы доноситься до нас.
Ныне, когда минуло 80 лет со дня его рождения в этом мире, напомню основные этапы жизни Джона Леннона. Это то, что в основном и повлияло на формирование его личности.
Видео с ютуб-канала The Beatles Stuff
Появившись на свет около 18:30 местного времени, маленький Джон до четырех своих лет жил лишь с мамой Джулией, поскольку его отец Альфред Леннон, работавший корабельным стюардом, редко бывал дома, а через два года после рождения Джона и вовсе оставил семью. А когда мальчику исполнилось четыре, и у Джулии появился новый мужчина, ее старшая сестра Мими, у которой с мужем не было своих детей, добилась опекунства над маленьким Джоном. И у Мими и Джорджа Смитов мальчик и был в какой-то степени окружен той благостной аурой любви и внимания, которую полноценно может дать лишь семья. Смиты воспитывали его как родного, они жили в благополучном районе Вултон, который тогда был пригородом Ливерпуля. Семейство было вполне обеспечено – они владели небольшой сыроварней – так что в материальном плане бедствования Джон не испытывал, чего нельзя сказать о его душевных терзаниях.
Джулия жила в другом районе города и порой навещала Джона, разбивая ему при этом сердце, так что он остро ощущал покинутость все свое детство. В возрасте 11 лет Джон станет чаще бывать в доме своей матери и даже делать попытки оставаться там ночевать. Тетя Мими, любила "своего" Джона и пыталась воспитывать его в строгости, прививая чувство дисциплинированности и ответственности. Неудивительно, что у ребенка возникало желание постоянно жить со своей матерью, чего, однако, не допускал образ жизни Джулии. И маленький Леннон, которого делили мать и тетя Мими, часто в слезах бегал от одной к другой. О том, как такой ранний горький опыт воздействовал на Джона Леннона, можно почерпнуть из песни "Mother", которую он написал, когда ему было почти тридцать лет:
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Душевные муки трансформировались в бунтарство. Уже когда Джону было пять с половиной, его отчислили из детского сада за плохое поведение. "Со мной что-то не так, потому что я вижу то, чего не видят остальные". В неполные шесть лет, тетя Мэри определила Джона в начальную "Dovedale Primary School". Через пять месяцев он читал и писал. Директор школы аттестовал Джона как "смышленого мальчика, который, по его мнению, будет делать все, что приносит радость, но ничего не станет совершать по предписанному образцу, предпочитая творчество". У педагогов школы Джон был одним из любимых учеников, не позволявшим себе пока еще никаких вызывающих выходок. Особое внимание он привлекал своим художническим дарованием: он очень хорошо рисовал и имел прекрасный голос. Через шесть лет Джон становится учеником средней школы "Quarrybank High School".
Там Джон также выделялся в классе своим острым умом, но он тяжело переносил рутинную атмосферу школы. Учителей раздражали его озорные выходки и непочтительное к ним отношение, он задирал одноклассников и ребят постарше. От своих товарищей по играм и проказам он требовал полного подчинения. Обладая богатым воображением в сочетании с природным художественным талантом, Джон помимо рисования любил читать. Его тетя, поощряя эту страсть, купила для него тома литературы, а его дядя купил ему губную гармошку и заставлял разгадывать кроссворды, что способствовало формированию "парадоксальности мышления" мальчика. В школе Джон "издавал" собственный рукописный журнал "The Daily Howl", для которого сочинял короткие рассказы, которые сам же и иллюстрировал комическими карикатурами. Кроме того, он пел в детском хоре приходской церкви.
У Джона была дислексия, помимо этого он страдал близорукостью и астигматизмом. Не смотря на это, в пубертатном возрасте он стал демонстративно стремиться к грубости и вызывающему поведению в отношениях с окружающими:
"Я был тем, про кого родители других мальчиков, включая отца Пола, сказали бы: "Держитесь подальше от него"... Я проникал в умы других мальчиков. Я мог бы сказать:"Родители – не боги, потому что я не живу со своими и, следовательно, я знаю"... Я изо всех сил старался разрушить дом каждого друга... Отчасти из зависти, что у меня не было этого так называемого дома".
Когда ему было около пятнадцати лет, в его жизни случились пара важных событий, существенно на него повлиявших. Его дядя Джордж, с которым у него сложились по-настоящему дружеские отношения, внезапно скончался от инсульта, и на фоне этого Джон еще больше сблизился со своей матерью, все чаще бывая в ее доме. Когда он ее посещал, она часто играла ему что-нибудь на банджо. И именно Джулия научила его владеть этим инструментом.
В середине 50-х годов Ливерпуль захлестнуло музыкальное скиффл-движение. Джон к этому времени уже прилично освоил губную гармошку, и вполне мог музицировать на гитаре, которую ему купили. При этом он использовал построение аккордов, как и на банджо. Ко всему он влюбился в новую музыку, услышав рок-н-ролл, поэтому с его энергией и стремлением к лидерству вполне естественным шагом было создать скиффл-группу The Blackjack, исполнявшую "энергичный набор песен", состоящий из смеси скиффла и рок-н-ролла. Однако уже через неделю название поменяли на The Quarrymen, в честь школы, в которой ребята учились. 6 июля 1957 года он знакомится с Полом Маккартни и берет его в группу, а тот позже приведет туда Джорджа Харрисона. В 1957 году Джон при содействии Пола напишет свою первую песню "Hello Little Girl".
Видео с ютуб-канала jmanmoonwalk4
Между тем, Леннон безоговорочно решил посвятить себя рок-н-роллу, поэтому он с треском проваливает экзамены на аттестат зрелости и будет принят в "Ливерпульский колледж искусств" только по протекции, благодаря помощи своей тети. Но и оттуда его в конце концов отчислили за неуспеваемость, причем, за год до окончания учебы. В колледже он познакомился со Стюартом Сатклиффом и своей будущей женой – Синтией Пауэлл.
15 июля 1958 года произошло событие бесповоротно определившее будущее Джона – его мать Джулия погибла пол колесами автомобиля. В то время их отношения как раз только начали восстанавливаться, и трагическая гибель матери грандиозно потрясла Джона, опустошив его душу. Теперь музыка стала ему еще ближе, став по сути убежищем от жизненных невзгод и предохранительным клапаном для выпуска кипящих страстей. А матери Джон позже посвятит одну из своих самых красивых песен.
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
На местном телевизионном конкурсе, прошедшем в декабре 1959 года, эта группа выступила уже под другим названием – Johnny and the Moondogs. Потом The Quarrymen трансформируется в Long John and The Beatles, затем в Silver Beetles, а позже окончательно – в The Beatles.
Группа, начав музыкальную карьеру в клубах Репербана, со временем покорит весь мир, став не только одной из наиболее успешных групп XX века, но и крупным общественным феноменом, "Fab Four". А сам Джон станет иконой рок-музыки и "самым известным в мире человеком".
После распада The Beatles Джон выпустит при "атмосферной" поддержке своей второй жены, Йоко Оно, сольный альбом "John Lennon / Plastic Ono Band", а позже даст цикл интервью Яну Веннеру, основателю журнала "Rolling Stone" и будущему соучредителю "Зала славы рок-н-ролла". Это были итоги ряда доверительных бесед Веннера с четой Леннонов в период с декабря 1970 года по февраль 1971 года. Материал довольно обширный, и он фрагментарно появлялся в русскоязычном сегменте, но многое осталось неосвещенным, постараюсь дополнить из того, что не было представлено.
Итак, поехали:
Я прочитал небольшое интервью, которое вы дали, когда год назад были на "Rock and Roll Revival" в Торонто. Вы сказали, что вас мутило перед выходом на сцену.
"Да. Меня просто мутило часами, пока я не продолжил. Меня даже стошнило... Я прочитал обзор в "Stone" про фильм, снятый про это выступление, который я еще не видел, и там говорили, что я был тем и этим. Да меня чуть не стошнило в номере, я с трудом смог спеть эти песни, я был полон дерьма".
Вы бы все еще так же нервничали, если бы появлялись на публике?
"Я всегда так нервничал, но из-за одного или другого это просто должно было каким-то образом произойти. Не думаю, что буду еще много появляться на сцене, это не стоит таких усилий, я не хочу слишком много выступать для людей".
Видео с официального ютуб-канала Frank Pettis
Что вы думаете об альбоме Джорджа (альбом "All Things Must Pass")?
"Я не знаю... Я думаю, что все в порядке. Лично дома я бы не стал ставить такую музыку, я не хочу обидеть Джорджа, я не знаю, что об этом сказать. Я думаю, он лучше, чем у Пола".
Что вы думаете об альбоме Пола (альбом "McCartney")?
"Я думаю, что у Пола все это – полная ерунда. Я думаю, что он сделает лучше, когда будет напуган до смерти. Но, думаю, что в нем было слишком много... помнишь, что я тебе сказал, когда он вышел? "Легко и непринужденно", ты знаешь эту разницу. Но потом я слушаю радио и слышу, как Джордж что-то про это говорит. Ну тогда это чертовски хорошо. Знаете, у меня очень странные вкусы".
Каковы ваши личные вкусы?
"Все, что похоже на " Be-Bop-A-Lula" или "Tutti Frutti". Я люблю рок-н-ролл, чувак, ничто другого мне не нравится".
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Почему все таки рок-н-ролл?
"Это то, что вдохновило меня заниматься музыкой. Нет ничего концептуально лучше рок-н-ролла. Никакие группы, будь то Beatles, Stones или Дилан, вряд ли когда-либо сделали бы лучше "Whole Lot of Shaking" за свои деньги. Или, может быть, я – как наши родители: это моя эпоха, я его люблю и никогда его не оставлю".
Что ты думаешь о рок-н-ролльной сцене сегодня?
"Я не знаю, что это такое. Тебе придется дать этому имя. Я так не думаю..."
Получаете ли вы удовольствие от попадания в десятку лучших?
"Нет, я никогда такого не слушаю. Только когда я записываюсь или собираюсь что-то выпустить, я слушаю. Непосредственно перед записью я иду и покупаю несколько альбомов, чтобы посмотреть, что делают люди. То ли они улучшили какие-то аспекты, то ли вообще что-то произошло. А на самом деле ничего не произошло. Вокруг много замечательных гитаристов и музыкантов, но, знаете ли, ничего не происходит. Мне не нравится дерьмо вроде Blood, Sweat and Tears. Я считаю, что все это чушь собачья. Насколько я могу судить, рок-н-ролл сейчас похож на джаз, и вся эта фигня уходит в то совершенство, в которое я никогда не верил, а другие в это уходят... Я считал себя в авангарде рок-н-ролла. Потому что я с Йоко, и она многому научила меня, и я многому научил ее, и я думаю, что на ее альбоме вы можете услышать это, если я смогу на мгновение оторваться от ее альбома".
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Что вы думаете об альбоме Боба Дилана "New Morning" вышедшем в октябре 1970 года?
"Я думал, что это не так уж много. Потому что я ожидаю большего – может быть, я жду слишком многого от людей – но я ожидаю большего. Я не был последователем Дилана с тех пор, как он перестал свинговать. Мне нравился "Like a Rolling Stone" и некоторые вещи, которые он делал тогда; мне нравится несколько вещей, которые он делал в первые дни. В остальном все, как у Леннона-Маккартни, или что-то в этом роде. Ничего особенного, это – миф".
Видео с официального ютуб-канала Bob Dylan
Вы не думаете, что это и есть его настоящее "Новое утро"?
"Нет, это может быть "новое утро" для него, потому что он перестал петь во весь голос. Все – в порядке, но это не он, это ни хрена не значит. Я бы предпочел ему "I Hear You Knocking" Дэйва Эдмондса, сейчас – это хит номер один в Англии".
Видео с ютуб-канала neveratime
Странно, что Джордж выходит со своим "Hare Krishna", а вы выходите с противоположным, особенно после этого.
"Не представляю, что думает Джордж. Ну, я думаю, он думает, что я заблудился или что-то в этом роде. Но для себя я – как дома. Я никогда особо не изменюсь от этого".
О The Beatles всегда говорили – и они сами о себе говорили, – что это четыре части одного и того же человека. Что случилось с этими четырьмя частями?
"Они вспомнили, что они – четыре самостоятельные личности. Видишь ли, мы тоже верили в миф о The Beatles. He знаю, верят ли еще в него остальные. Нас было четверо... Я познакомился с Полом и спросил: "Ты хочешь войти в мою группу?" Потом появился Джордж, а позднее Ринго. Мы просто образовали группу, ставшую очень-очень популярной, вот и все. Наши лучшие вещи так и не были записаны".
Почему?
"Потому что мы были исполнителями – вопреки тому, что говорит о нас Мик, – в Ливерпуле, Гамбурге и в других клубах. То, что мы создавали, было фантастическим, когда мы играли настоящий рок, никто в Британии за нами не мог уцепиться. Как только мы это сделали – а мы это сделали – то все концы были обрублены".
Видео с ютуб-канала Beatroom - Glory1Dx
"Знаешь ли, Брайан (Брайан Эпстайн, менеджер The Beatles) одел нас в костюмы и все такое, и мы сделали все очень, очень здорово. Но, знаешь, мы просто продались. Музыка умерла, когда мы даже еще не начали турне по Великобритании. Мы уже чувствовали себя в дерьме, потому что должны были урезать 1-2 часа своего выступления до 20 минут – и в каком-то смысле мы были этому рады, – и надо было повторяться все те же 20 минут каждый вечер.
И музыка The Beatles умерла тогда, как и музыканты. Вот почему мы так и не стали более искусными исполнителями, мы убили себя сами тогда – все ради успеха. И на этом все закончилось. Мы с Джорджем более склонны говорить об этом... Нам всегда недоставало клубных выступлений, потому что именно в клубах мы исполняли музыку. А потом мы стали технически эффективными записывающими артистами – это было совсем другое дело – потому что мы были компетентными людьми, и в какую бы студию вы нас ни поместили, мы сможем создать что-то стоящее".
Видео с ютуб-канала The Beatles Stuff
Как вы выбирали музыкантов для своей первой сольной записи?
"Я очень нервный, правда. И я не такой уверенный, как эти звуки на магнитной ленте. Я всегда переживаю, когда что-нибудь собираюсь сделать, и поэтому выбираю знакомых мне людей, а не чужаков".
Почему вы ладите с Ринго?
"Потому что вопреки всему The Beatles могли по-настоящему исполнять музыку вместе, когда не раздражались; и если я продолжаю дело, то Ринго знает, куда его вести, вот так, и он делает это хорошо. Мы так долго играли вместе, что у нас все сходится. А вот чего мне порой не хватает – так это просто подмигнуть или издать какой-нибудь дикий звук и быть уверенным, что все остальные поймут, когда мы импровизируем. Но не так уж сильно мне этого не хватает".
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Как вы оцениваете себя как гитариста?
"Ну, это зависит от того, какого гитариста. Я – в порядке, технически я не очень хорош, но я могу играть чертовски звучно и быстро. Я был ритм-гитаристом. Это важно. Я могу завести всю группу".
Как вы оцениваете Джорджа?
"Он довольно хорош. (Смеется) Предпочту себя. Я должен быть честным, ты же знаешь. Я действительно очень стесняюсь своей игры на гитаре, потому что она очень плохая, я никогда не смогу двигаться, но я могу заставить гитару говорить.
Знаешь, есть парень по имени Ричи Хейвенс, он очень странно играет на гитаре? Это черный парень, который был на концерте и пел "Strawberry Fields" или что-то в этом роде. Он все время играет как на одном аккорде. Он играет на довольно фанковой гитаре. Но он, похоже, вообще не способен играть в реальных условиях. И я такой же.
Йоко заставила меня чувствовать себя самоуверенно из-за моей гитары. Видите ли, одна часть меня говорит: "Да, конечно, я могу играть, потому что я могу сделать рок-выход", – вы знаете. Но другая часть меня говорит: "Ну, я хотел бы просто сделать это, как Би Би Кинг". Если ты поставишь меня с Би Би Кингом, я буду чувствовать себя очень глупо. Я – художник, и если вы дадите мне тубу, я достану вам что-нибудь из нее".
Говорите, что можете заставить гитару говорить. А какие песни вы сочинили таким образом?
"Послушай "Why" в альбоме Йоко или "I Found Out". Думаю, это хорошо. Это заводит. Спроси Эрика Клэптона, он считает, что я умею играть. Знаешь, многие нуждаются в технических устройствах, вроде как хотят фильмов со спецэффектами. Почти все критики рок-н-ролла и гитаристы находятся на стадии пятидесятых годов, когда им нужно было, чтобы о них сняли распрекрасный фильм со спецэффектами, чтобы они были счастливы".
Видео с официального ютуб-канала Yoko Ono
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
"Я – гитарист киношной правды; я – музыкант, и вам надо сломать все ваши препоны, чтобы услышать, как я играю. Есть маленький фрагмент, его сделали фоном в альбоме "Abbey Road". Пол поручил по кусочку каждому из нас (речь идет о композиции The End); там есть небольшие паузы между игрой Пола, Джорджа и моей. И есть один кусок, после паузы, один из тех "самых значимых", когда внезапно вступают ударные и мы начинаем по очереди играть. Я – третий".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
"У меня особый стиль игры. Он всегда у меня был. Но меня глушили. Джорджа называют певцом-невидимкой. Я же – гитарист-невидимка".
Вы говорили, что играли на слайд-гитаре в "Get Back".
"Да, я играл на ней соло. Когда Пол был в настроении, он поручал мне соло! Возможно, он поручал мне соло, когда чувствовал себя виноватым, что забрал себе почти всю первую сторону альбома, или еще почему-то. Думаю, Джордж иногда очень неплохо играл на гитаре. Но думаю, он слишком зажат, чтобы играть по-настоящему, но таков и Эрик, правда. Может быть, он изменился. Они – все такие зажатые. Все мы такие, и в этом проблема. Вот Би Би Кинг – молодец".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Вам нравится кантри-альбом Ринго (альбом "Beaucoups of Blues")?
"Я думаю, что это хорошая запись. Я бы не стал покупать ничего из такого, ты знаешь. Я думаю, что это хорошая пластинка, и я был приятно удивлен, услышав "Beaucoups of Blues", эту песню, которую вы знаете. Я подумал: хорошо. Я был рад и не чувствовал себя так неловко, как из-за его первой пластинки (альбом "Sentimental Journey")."
"Это трудно, когда ты спрашиваешь меня, это все равно что спрашивать меня, что я думаю о..., спрашивай меня о других людях, потому что это выглядит так ужасно, когда я говорю, что мне не нравится это и мне не нравится то. Просто мне тоже не нравятся многие пластинки The Beatles. Мой собственный вкус отличается от того, что я иногда играл, и это было, что называется, "отмазкой", чтобы заработать деньги или все в таком роде. Или потому, что я не знал ничего лучшего".
Хотел бы задать вопрос о Поле и больше на этом не задерживаться. Когда вы поехали в Сан-Франциско и увидели фильм "Let It Be", что вы чувствовали?
"Знаешь, мне было грустно. И я чувствовал... что фильм снят Полом для Пола. Вот одна из причин конца The Beatles. Не могу говорить за Джорджа, но, черт побери, я прекрасно знаю, что все мы по горло были сыты ролью помощников Пола.
После смерти Брайана именно это и произошло, именно это стало происходить с нами. Работа камеры была настроена так, чтобы показать Пола, а не кого-то еще. И вот что я чувствовал по этому поводу. Самое главное, фильм смонтирован так, как будто Пол – Бог, а мы просто рядом валяемся. И это то, что я чувствовал. И я знал, что были некоторые кадры со мной и Йоко, которые были просто вырезаны из фильма только по той причине, что люди были ориентированы на "Энглберта Хампердинка". Мне стало противно".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Могли бы вы проследить распад The Beatles?
"Все рухнуло после смерти Брайана. Пол занял его место и стал как бы нашим руководителем. Но что могло руководить нами, если мы ходили кругами? Тогда мы и потерпели крах. Это был распад".
Когда вы впервые почувствовали, что The Beatles рухнули? Когда вам в голову пришла эта мысль?
"Знаешь, не помню. Мне было больно, но я, правда, ничего не замечал. Просто работал. The Beatles разрушились после смерти Брайана, когда мы сделали двойной альбом... Как я говорил тебе много раз, сначала это были только я и группа поддержки, Пол и группа поддержки, и мне это нравилось. Потом наступил крах".
Где вы были, когда Брайан умер?
"Мы были в Уэльсе с Махариши. Мы только что спустились вниз, посмотрев его лекцию в первый вечер. Тогда мы услышали это, а потом сразу же перешли к Махариши, и он как бы говорил: "О, забудь об этом, будь счастлив, как идиот, как родители. Улыбайся", – вот что сказал Махариши. И мы это сделали.".
Что вы почувствовали, когда умер Брайан?
"То же, что чувствует любой человек, когда умирает кто-то из близких. В этом есть что-то от истерики: хи-хи, хорошо, что это не со мной. Не знаю, испытал ли ты это, но я потерял уже многих людей из своего круга, и вот опять: "Что за чертовщина? Что мне делать?" Я знал тогда, что у нас проблемы. Я действительно не обманывался относительно нашей способности что-то делать, кроме как играть, музыку, и мне было страшно. Я подумал: "Надо же было такому случиться".
Что же произошло сразу после кончины Брайана?
"Ну, мы поехали к Махариш... Помню, мы были в Уэльсе, а потом... Впрочем, не припомню. Вероятно, мне пришлось бы переродиться, чтобы это вспомнить. Не помню. Просто так случилось".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Какова была реакция Пола?
"Не знаю, как остальные восприняли это, бесполезно спрашивать меня об этом... Не знаю. У меня своя голова. И чужой не может быть. Я уже в самом деле не знаю, что думают Джордж, Пол или Ринго. Я прекрасно знаю их, но ни одного из них настолько хорошо. Пожалуй, лучше всего я знаю Йоко. Не знаю, что они чувствовали. Это были мои собственные переживания. Мы были просто в полубессознательном состоянии".
Итак, Брайан умер, и вы сказали, что Пол начал вами руководить.
"Вот именно. Я не знаю, сколько из этого я хочу выложить. У Пола сложилось впечатление, что мы должны быть благодарны ему за то, что он сделал для того, чтобы The Beatles продолжали существовать. Но когда вы всмотритесь в прошлое объективно, то увидите, что он продолжал это делать для своего же блага. Разве Пол боролся за меня?
Пол попытался вести себя так, как будто Брайан не умер, сказав: "Ну-ну, ребята, мы сделаем пластинку". Будучи таким человеком, каким я являюсь, я подумал: "Ну, что ж, мы сделаем пластинку, так что я приду". И мы пошли и сделали пластинку. И вот тогда мы сделали "Magical Mystery Tour". Это было настоящим!"
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
"У Пола была привычка приходить и говорить, что он написал эти десять песен, давайте запишем их сейчас. И я сказал: "Ну, дайте нам несколько дней, и я выбью несколько", или что-то в этом роде. Фильм "Magical Mystery Tour" был чем-то, что он разработал с Мэлом (Мэл Эванс, друг и дорожный менеджер группы) и он показал мне, в чем заключалась его идея, и вот как она прошла, она прошла вот так, история и как у него все это было..., ну, там, постановка и все остальное.
Пол сказал: "Ну, вот фрагмент, ты напишешь для него маленький кусочек", и я подумал, Черт возьми, поэтому я убежал и написал последовательность сновидений для толстой женщины и все это со спагетти. Потом мы с Джорджем начали ворчать по поводу этого гребаного фильма и решили, что нам лучше сделать это, и у нас было чувство, что мы обязаны сделать это перед публикой. Да. Я не знаю, что из этого мне хотелось бы рассказать. Создавалось впечатлении, что Пол нам теперь вместо отца, что мы должны быть благодарны ему за то, что он сохраняет группу. Но если взглянуть на это со стороны, то он сохранял ее ради самого себя. Ведь не для меня же выкладывался Пол!"
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Когда вы перестали писать песни вместе с Полом?
"Перестал... Не знаю, где-то в 1962 году или что-то в этом роде. Если вы дадите мне альбомы, я смогу точно сказать, кто что написал и какую строчку. Иногда мы писали вместе. Все наши лучшие работы – за исключением первых дней, таких как "I Want to Hold Your Hand", которые мы писали вместе, и тому подобные вещи – мы всегда писали порознь. "One After 909" с альбома "Let It Be", я написал, когда мне было 17 или 18 лет".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
"Мы всегда писали отдельно, но мы писали вместе, потому что иногда нам это очень нравилось, а также потому, что они говорили: "Ну, вы соберитесь сделать вместе альбом и запишите несколько песен, просто по работе".
А чья это была идея – отправиться в Индию?
"Я не знаю.., наверное, Джорджа, понятия не имею. Примерно тогда мы с Йоко и познакомились. Я потерял самообладание, потому что собирался взять свою бывшую жену и Йоко, но я не знал, как это сделать. Так что я не совсем это сделал".
"Sexy Sadie" вы написали о Махариши?
"Это касается Махариши, да. Я вышел из игры и не стал писать: "Махариши, что ты наделал, ты всех одурачил". Но, теперь они все, можно сказать, – слушатели сказочек".
Когда вы поняли, что он вас дурачит?
"Я не знаю, я просто вроде как увидел его".
Когда вы были в Индии или когда вернулись?
"Да, была большая шумиха о том, что он пытался изнасиловать Мию Фэрроу или кого-то еще, и пытался уйти с несколькими другими женщинами и тому подобное. Мы пошли к нему, после того как не спали всю ночь, обсуждая, правда это или нет. Когда Джордж начал думать, что это может оказаться правдой, я подумал, что это должно быть правдой; потому что если Джордж начал так думать, что это может быть правдой, в этом должно быть что-то.
Итак, мы пошли к Махариши, вся наша банда, на следующий день, бросилась к его хижине, к его бунгало, его очень богатому на вид бунгало в горах. И, как обычно, когда подходила грязная часть работы, я был оратором, – я фактически должен был быть лидером, где бы ни была сцена, когда дело доходило до мелочей, я должен был говорить – и я сказал: "Мы уходим".
"Но почему?" –спросил он, и все это дерьмо, а я сказал: "Ну, если ты такой космический, ты знаешь, почему".
Он всегда намекал, и все эти люди всегда намекали, что он творит чудеса. И я сказал: "Ты знаешь почему", – а он сказал: "Я не знаю почему, ты должен мне сказать". А я просто продолжал говорить: "Ты должен знать", – и он посмотрел на меня так: "Я убью тебя, ублюдок". Тогда я все понял. Я понял, что он блефует, и был немного груб с ним".
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Вы приехали в Нью-Йорк и провели пресс-конференцию.
"Дело в "Apple". Об этом должна была объявить "Apple"."
Но в то же время вы отмежевали себя от Махариши.
"Я этого не помню. Вы знаете, мы все много чего говорим, когда не знаем, о чем говорить. Я, наверное, и сейчас этим занимаюсь, не знаю, что говорю. Видите ли, все ловят вас на словах, которые вы сказали. А я – просто парень, которого люди спрашивают обо всем, и я болтаю, и что–то из этого имеет смысл, а что-то –чушь, а что-то – ложь, а что-то – бог знает что я порой говорю. Я не знаю, что я сказал о Махариши, все, что я знаю, это то, что мы сказали об "Apple", что было еще хуже".
Вы расскажете об "Apple"?
"Отлично".
Как это началось?
"Клайв Эпштейн или другой подобный бизнес-фанат подошел к нам и сказал, что нам нужно потратить столько-то денег, иначе с нас сдерут налоги. Мы думали открыть сеть розничных магазинов одежды или что-нибудь в этом роде... И все мы думали, что если нам придется открыть магазин, давайте откроем то, что нам интересно, и мы рассмотрели все эти разные идеи по поводу того, того и другого. У Пола была отличная идея открыть "белые дома", где бы мы продавали белый фарфор и тому подобное, – все белое, потому что вам никогда не заполучить ничего чисто белого, знаете ли, и это было довольно круто. И в результате это вылилось в "Apple" и всем этим барахлом, и всей этой дурацкой одеждой и всем остальным.
Что случилось с Мэджик Алексом (глава "Apple" с 1965 по 1969 год)?
"Не знаю, он все еще в Лондоне".
Вы все действительно думали, что у него были эти инновации?
"Я думаю, что некоторые из его вещей действительно сбылись, но они просто не были реализованы – может быть, что-то из этого и является предметом для продажи. Он был просто еще одним парнем, который приходит и ходит вокруг таких людей, как мы. Он в порядке, но, знаете ли, он сломлен".
Когда вы решили это закрыть?
Я не знаю. В то время я "заводил команду", я имею в виду, что я входил в офис и кричал. Пол занимался этим шесть месяцев, а затем пришел я и все изменил. Все эти Питеры Брауны докладывали за моей спиной Полу: "Знаешь, Джон делает то и Джон делает то, этот Джон, он – сумасшедший". Я всегда был сумасшедшим, потому что я не позволял менять статус-кво".
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Вы написали большую часть материала для альбома John Lennon/Plastic Ono Band на гитаре или на фортепиано?
"Те песни, на которых я играю на гитаре, я написал на гитаре; те, на которых я играю на фортепиано, я написал на фортепиано".
В чем для вас различия, когда вы их пишете?
"Поскольку я могу играть на пианино даже хуже, чем на гитаре – ограниченная палитра, как они это называют, – я удивляюсь. Я должен думать с точки зрения перехода от "До" к "Ля", и я не совсем уверен, где я нахожусь в половине случаев. Когда я держу аккорд на гитаре, – это только на шестом или седьмом ладу или что-то в этом роде; на пианино же я не знаю где это. У меня такое чувство. Я так много знаю о гитаре, что могу с ней справиться. Если я хочу написать просто рок, я должен играть на гитаре, потому что я не могу сыграть достаточно хорошо на фортепиано, чтобы вдохновиться роком. Вот в чем разница, правда".
Видео с официального ютуб-канала johnlennon
Продолжение здесь.
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Прежние материалы:
Джон Леннон о своем первом пост-битловском альбоме
Инструментальная история The Beatles.Часть1
Инструментальная история The Beatles. Часть 2
История альбома "Rubber Soul", рассказанная музыкантами The Beatles
История альбома "Revolver", рассказанная музыкантами The Beatles
История альбома "Abbey Road", рассказанная музыкантами The Beatles
Секреты Abbey Road. Полвека после распада The Beatles
Пропавший третий диск White Album The Beatles
Раз, Два, Три, Четыре: The Beatles in Time Крэйга Брауна
Мегахиты The Rolling Stones. Кое-что о чем вы не знали
Объяснение в любви к The Rolling Stones
История Black Sabbath, рассказанная самими музыкантами
60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит
Рок-композитор Грэм Гоулдман, гений минорных хитов
Песня, которую слушали все. История одного мирового хита
Сенсация 1975 года – фильм "О, Счастливчик!" и Алан Прайс
Закулисье музыкальной индустрии. Сериал Vinyl
Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"
Духовное завещание The Who: Альбом "WHO"