Пробегая в московской суете мимо Юсуповского дворца, что в большом Харитоновском переулке, мы обращаем внимание на удивительную по красоте парковую ограду. Мало кто знает, что кованное кружево ограды, дошедшее до наших дней, было выполнено мастерами Строгановского училища по рисункам самой Зинаиды Юсуповой.
Какие сегодня художественные проекты реализуют и задумывают выпускники «Строгановки», какие задачи решают в современной России, об этом мы беседуем с арт-директором творческой мастерской «ArtMetalLab» профессиональным художником по металлу, выпускником Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, преподавателем Николаем Табачковым.
— Николай, расскажите, чем уникальна компания, можно ли сегодня говорить о конкуренции русской школы художественных мастеров на российском и зарубежном рынке.
— Наша творческая мастерская «ArtMetalLab» занимаемся декоративным металлом на высочайшем художественном и исполнительском уровне. Обычно, кузнечная мастерская, создающая изделия высокого уровня, это камерный коллектив до десяти человек. Поэтому такая мастерская может исполнять проекты линейно, один за другим, в небольших объёмах.
Когда речь заходит о больших производствах, это как правило достаточно средний уровень, и работа подобных производств строится на отработанных технологиях, без использования сложных кузнечных приёмов.
Наша же мастерская соединила в себе уникальность ручного труда, и возможность реализовывать объёмные проекты.
Весомый плюс- всё это завязано на моём профессионализме как художника. Я выпускник «Строгановки»-старейшего образовательного учреждения страны, которое не одно столетие готовит профессиональных художников. Такая синергия дает высокие результаты.
— Готовы ли выходить на зарубежные рынки, готовы ли стать экспортерами.
— Это очень интересно. Уровень работ нашей творческой мастерской ArtMetalLab выходит за рамки среднего.
Это не просто декоративные изделия из металла. Каждое наше изделие - произведение искусства с индивидуальным подходом и авторскими художественными решениями.
На сегодняшний день за рубежом больше ценят именно художественную, авторскую составляющую того или иного изделия. И как следствие рассматривают подобного рода заказы не только как «украшательство» пространства, но и как инвестицию.
Поэтому нам интересно выйти на зарубежные рынки, представить свое мастерство более широкой аудитории.
В России же на данном этапе становления между красотой и бюджетом чаще выбирают бюджет.
Хотя, есть и такие, пока удивительные случаи, что не самые богатые люди, зарабатывающие деньги своим трудом становятся нашими заказчиками.
Они понимают ценность высокопрофессиональной, авторской работы, и готовы оплачивать уникальный творческий процесс, таинство наших мастеров и художников, даже если для этого им необходимо аккумулировать средства в течение полугода или даже года.
У таких людей лучше сформулировано понимание чего они хотят получить, более развито чувство стиля и при этом они понимают ценность авторских идей и готовы доверять мне как художнику. Отрадно, что и российский потребитель становиться эстетом и инвестором в своем жизненном пространстве.
— Представляет ли компания свои возможности на зарубежных и российских отраслевых выставках, опирается ли на поддержку РЭЦ (Российский экспортный центр), ТПП РФ, Минпромторга РФ?
— К сожалению, пока нет. Тому несколько причин, основная из которых, это моё неумение взаимодействовать с упомянутыми вами структурами, и с какими бы то ни было структурами вообще.
Как в прочем и большинство таких же как я художников- «предпринимателей».
Стоит сказать, что вопрос интеграции художника, и в целом творческого человека в бизнес-процессы, это очень важный и тонкий вопрос. Сейчас он поставлен перед нами государством ребром. Мы все должны стать «предпринимателями».
В нашей стране существует целый пласт людей творческих профессий, которые абсолютно не интегрированы в экономику. Они как бы есть. Они даже что-то делают, пишут стихи, расписывают храмы, создают скульптуры и картины, витражи, мозаики, декоративный металл… но их как бы нет. В Петербурге собирается культурный форум, на государственном уровне с группой великих и приближенных к государству художников, что-то обсуждается… А в это время целая армия творческих людей, профессиональных художников выживает как может, «питаясь подножным кормом». При этом по факту работая на то же государство, только в частном секторе. Вообще это отдельная и сложная тема.
— Как вы оцениваете уровень российских и зарубежных мастеров и художников?
— Российские мастера только совсем недавно подошли к пониманию создаваемого изделия как продукта, который помимо идеи должен обладать определёнными качественными показателями. Знаете, это как изнанка у пиджака. Вот смотришь на обратную сторону и понимаешь, что вещь крутая, или так себе… Хотя надо отметить, что ситуация меняется, и уже многие российские производители научились создавать нечто не только оригинальное, но и качественное, это хорошая тенденция, но пока всё равно очень медленно… Всем известно, что понятие «продукт» включает в себя не только конкретное изделие, но и упаковку услуги. Это и быстрота реакции и сервис, а вот с этим у нас в стране совсем беда, даже в крупных компаниях, не говоря о маленьких брендах..
А уж взаимоотношения с малыми предприятиями с большим количеством человеческого фактора, это танцы с бубном…
К сожалению, эти претензии я могу предъявить и к себе… И вот тут очень важный вопрос почему так происходит? И в ответе здесь кроется не только наша ментальность с широтой души и не обращением внимания на мелочи.. Знаете, когда человек может писать эпические стихи или размышлять о судьбах мира и ходить в разваливающийся деревенский сортир. Это очень «по -русски».
В этой проблеме ещё кроется экономическая безграмотность многих художников и мастеров. И с самого начала их творческого пути им нужно объяснять, что они или сами должны становиться предпринимателями в искусстве, или находить партнёра, который закрывал бы собой эти вопросы. И в том и другом случае должна быть базовая грамотность ведения бизнеса, а этого, к сожалению, практически нет. Получается я начал очень издалека, но если сравнивать российских и зарубежных мастеров и художников, то мои соотечественники очень часто дадут фору зарубежным коллегам в оригинальности и идеях, но, к сожалению, не доводят эти идеи до состояния продукта, доведённого до покупателя.
Так вот, мой основной интерес в зарубежном опыте, это сравнения себя с ведущими мировыми мастерами, чтобы взглянуть на свои сильные и слабые стороны и максимально эффективно адаптироваться к самым высоким стандартам в своих изделиях.
— Меняют ли сегодня передовые технологии кузнечное ремесло, сам процесс творчества?
—Здесь главное — понятие целевой группы. Для кого создаётся продукт. Все массовые технологии ведут к удешевлению и расширению потребительского спроса.
Но по-настоящему сложные вещи делаются долго и вручную, но это совсем другая история и по деньгам, и по времени. А значит совсем другой подход к построению бизнеса. Сейчас зачастую в российском кузнечном бизнесе маленькая мастерская с истинными технологиями кузнечного ремесла, делая изделия с душой конкурирует с компанией, которая делает на станках фактически не ковку а гнутьё со сваркой… и конечно проигрывает. На сегодняшний день очень много мастеров не смогли найти своё место в этой конкурентной гонке с прогрессом, и ушли от реализации интересных сложных работ, и стали заниматься мелкой сувенирной продукцией на различных ярмарках. Это более комфортное существование, так как нет постоянной ответственности перед всеми, начиная клиента и заканчивая сложностью изготовления с привязкой к архитектуре. Чтобы реализовывать большие проекты, нужна целая команда специалистов в разных областях.
И роль кузнеца зачастую не самая главная. Кузнец представляется как символ, а ещё есть команда проектировщиков, слесари-сборщики, маляр, скульптор, декоратор, монтажники. То есть для реализации больших проектов нужен коллектив из 10-15 человек — профессионалов своего дела.
Вообще, мы живём в очень интересную эпоху. Основной ценностью становится время, современные технологии упрощают жизнь, делают её удобней.
Быстрота принятия решения сводится до нажатия кнопки на смартфоне. Количество принимаемых решений в единицу времени возросло в разы. Растёт новое поколение, для которого нужны лишь счёт в банке, ноутбук и загранпаспорт с открытыми визами по миру. Весь материальный мир, с домами, интерьерами, и т.д. для многих молодых людей сегодня теряет ценность.
Технологии 3D печати сегодня шагнули так далеко, что я думаю, скоро архитектор перестанет обращаться к мастерам типа нас, потому как мы для него представляем целый список «с лишком».
Слишком: дороги, энергоёмки, непредсказуемы, нам требуется время на реализацию, архитектор скован нашими возможностями в технологиях.
Мне видится что скоро дизайнеры и архитекторы будут создавать новое «прикладное» искусство без участия художника в традиционном понимании. Они смогут стать безраздельными творцами новой реальности. И человек за компьютером и с правильными станками, как музыкант мультиинструменталист сможет из виртуальных нот, создавать абсолютно реальные произведения.
Изделия из керамики, стекла, металла будут создаваться архитекторами на прямую..
Это кардинально перевернёт целую индустрию декоративно прикладного искусства. Мы останемся только на реставрационных работах и как скоморохи на ярмарках, которые куют подкову.
— Как набирается команда, как в творческой мастерской "ArtMetalLab" готовят учеников?
— Этот процесс не контролируемый, это как встретить друга.
У нас команда, как одна семья. Все друг другу помогают и общаются не только в работе. В этом есть свои плюсы и минусы. Чтобы это процесс был контролируемым, должен существовать отдел кадров, а в рамках небольшой творческой мастерской это избыточный отдел. Но и он бы не помог, ведь на словах не понятно, как человек умеет работать. Есть мастера, которые только думают, что они мастера.))
К примеру, был у нас такой случай, когда наш кузнец попал в деревенскую кузницу, где мастер всю жизнь ковал окончание лома.. Такая простая работа по оттягиванию наконечника. Человек эту операцию делал вручную на наковальне, в то время как рядом стоял пневматический молот. Когда ему показали, что за две минуты при помощи нехитрой кузнечной оснастки можно сделать работу, которую он ВСЮ ЖИЗНЬ ковал часами вручную при тяжёлой физической работе…
Или, к примеру, приходит к нам мастер с заявленным опытом работы в десять-пятнадцать лет, встаёт за рабочий стол, поработает 2-3 дня, и становится понятно что он из себя представляет… Бывает и другая ситуация-мастер хороший, а как человек никудышный… Ну и какой здесь отдел кадров разберётся )).
Есть у меня МЕЧТА - создать на базе нашей творческой мастерской учебно-производственную площадку, где обучались бы молодые и проверялись на профпригодность вновь набранные сотрудники, но это пока мечта.
Эта непростая задача, учитывая целый ряд факторов - производственную энергоёмкость, финансовые вложения, разработка образовательных модулей, человеческие ресурсы...
Можно задаться вопросом по поводу существующих учебных заведений, можно ли набирать сотрудников оттуда. Отвечу: к сожалению, нет!
Сегодня в стране существует четыре основных учебных заведения, готовящих специалистов в области художественного металла, это Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно- промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М.Васнецова, и Суздальское художественно-реставрационное училище.
Реалия такова: выпускники этих заведений выходят с представлением о себе, как о состоявшемся художнике. Становиться одним из мастеров в бригаде-это не их призвание и не их голубая мечта.. Это не хорошо и не плохо, это данность и судьба..
— Как выстраиваете диалог с потенциальными покупателями, что в первую очередь стараетесь донести?
— Конечно, систему ценностей. Любовь к искусству, красоте, любовь к деталям. Если потенциальный заказчик понимает и разбирается в сложных и красивых вещах, это наш клиент. Если у заказчика на первом месте стоит бюджет и сроки, то у нас ничего не получится. Сложные вещи быстро и дёшевого не делаются. А если настоящий мастер возьмется за не дорогую работу, то он встанет на одну плоскость с крупными производствами, и заведомо проиграет, а через какое-то время бросит своё ремесло от невозможности себя прокормить.
Для меня самая большая сложность, это перевести понимание моего клиента, из плоскости решения прикладных задач, в плоскость создания произведения искусства.
— Очевидно, что выбранное вами направление творческой лаборатории соединило в себе силу древних мастеров, силу огня, историческое и художественное наследие России. В связи с этим каким Вам видится проект ArtMetalLab в будущем, в каком бы значимом проекте хотелось бы участвовать?
— Есть три мечты, которые хотелось бы реализовать.
Первая — это воплощение своих идей, скульптурных и дизайнерских задумок на основе кузнечных технологий.Дабы показать своему современнику нечто, что он ещё не видел и не представляет, что кузнечный металл может быть таким.
Вторая — это некий значимый, большой проект "во Славу России".
К примеру, как «Русский павильон» на Парижской выставке в 1900 года. Хочется сделать пусть не большую, но знаковую работу, которая сможет стать частью величия нашей страны.
Такие вот имперские замашки из советского детства)))
А третья мечта, как я говорил выше, - это создание производственно-учебного центра, некоего художественного комбината, где молодые ребята обучались бы ремеслу работы с металлом в разных областях. (литьё, ковка, «слесарка»), а в дальнейшем могли бы применять свои навыки на этой же творческой площадке. Продолжать традиции русских художников и мастеров.
Еще больше работ на сайте АртМеталЛаб: https://artmetallab.com
Беседовала: Наталия Толокнова
Текст опубликован в журнале "Роскошный Дом" 2020г.