Найти в Дзене

ОГЭ по литературе: чек-лист накануне экзамена

Оглавление

До экзамена осталось несколько дней, серьёзные этапы подготовки пройдены. Напоследок - несколько советов для хорошего рабочего настроя.

1. Откройте любой пробный вариант теста и письменно ответьте на один из вопросов первого задания.

Задание 1 предлагает анализ содержания эпического (крайне редко - драматического) произведения. Например, вас могут спросить:

А) Почему в приведённой сцене Хлестков самозабвенно лжёт?

Б) Что заставляет чиновников "трястись от страха"?

Иван Александрович Хлестаков
Иван Александрович Хлестаков

Не обольщайтесь лёгкостью вопросов, не говорите "Я это знаю", просто возьмите и запишите.

Подсказка. Обязательно используйте литературоведческие термины: сюжет, мотив, образ, образный ряд, эпитет, метафора, антитеза, жанр, эпизод, композиция... Если терминология отсутствует полностью, можно потерять 1 балл. (Это касается всех заданий).

2. Перелистайте произведения, наиболее часто предлагаемые для разбора:

-3
  • "Слово о полку Игореве";
  • Фонвизин "Недоросль";
  • Карамзин "Бедная Лиза";
  • Грибоедов "Горе от ума";
  • Пушкин "Станционный смотритель", "Капитанская дочка", "Евгений Онегин";
  • Лермонтов "Песнь про удалого купца Калашникова...", "Мцыри","Герой нашего времени";
  • Гоголь "Тарас Бульба", "Шинель", "Ревизор", "Мёртвые души";
  • Салтыков-Щедрин "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил";
  • Толстой "После бала";
  • Твардовский "Василий Тёркин";
  • Шукшин "Срезал", "Микроскоп".

Подсказка. Прочитать или перечитать их вы уже не успеете - просто перелистайте, освежив в памяти расположение глав.

Максим Максимыч. Кадр из кинофильма "Герой нашего времени", 2006
Максим Максимыч. Кадр из кинофильма "Герой нашего времени", 2006

Это поможет выполнить задание 2, где необходимо привести другой фрагмент произведения, в котором проявляются те или иные особенности поведения героя. Конечно, в аудитории книги будут, но в спешке нужное место в произведении найдёт не каждый. Например, если помнить, что в романе Лермонтова глава "Тамань" идёт за главой "Максим Максимыч", поиск нужного отрывка упростится.

3. Научитесь воспринимать стихи без напряжения. Прочитайте предложенный текст спокойно и с удовольствием.

-5

Чаще всего для анализа предлагаются следующие произведения:

  • Пушкин "Туча", "Зимнее утро", "Пророк", "Памятник","Мадонна", "Я помню чудное мгновенье...", "Желание";
  • Лермонтов "Пророк", "Кинжал", "Родина", "Выхожу один я на дорогу...";
  • Тютчев "Silentium", "Природа - сфинкс...", "Тени сизые смесились", "О вещая душа моя!..", "Есть в прелести осенних вечеров...";
  • Фет "Нет, я не изменил. До старости глубокой...","Печальная берёза";
  • Некрасов "Школьник", "Внимая ужасам войны", "Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога";
  • Бунин "О счастье мы всегда лишь вспоминаем...", "Одиночество";
  • Есенин "Гой ты, Русь моя родная...", "Берёза";
  • Рубцов "Тихая моя родина...", "Звезда полей";
  • Высоцкий "Если друг оказался вдруг..."

Первый подвопрос обычно касается содержания, второй - анализа средств выразительности. Например, вас могут спросить, как соотносятся образы России и мира в стихотворении Рубцова "Звезда полей". (Звезда восходит на Родиной, но её лучи светят "для всех печальных жителей земли". Рубцову она представляется высокой и щедрой).

-6

Или же нужно ответить, для чего автор использует повторы. (Повторяя словосочетание "звезда полей", Рубцов выделяет этот образ, подчёркивая его особую значимость, создаёт эффект живого присутствия звезды в духовной жизни русского человека. А повторяющийся глагол "горит" подчёркивает особую миссию звезды, её деятельную красоту, способную не только радовать глаз своим блеском, но и согревать людей, освещать их жизнь).

Подсказка. Повторы всегда нужны автору, чтобы подчеркнуть тот или иной сокровенный смысл (одиночество героя, напряжённость молчания, ощущение безысходности и т.д.).

4. Сравнивая два стихотворения, предложенные для анализа, ищите общее в темах, образах и мотивах, а различное - в настроении и пафосе, общем посыле текстов.

Например,"Туча" Пушкина - это гимн гармонии, в котором радость и свет воспринимаются как нормальное состояние природы и человеческой души. А "Тучи" Лермонтова пронизаны тоской и бесприютностью. Для лермонтовского героя счастья, приюта, родины на земле нет и не может быть.

-7

Подсказка: Пушкин - солнце русской поэзии, её свет и надежда, поэт гармонии и борец за свободу. Лермонтов - "для мира и небес чужой", изгнанник, скиталец, тоскующий по нездешней песне ангела. Тютчев - поэт, постоявший на краю космической бездны. Он не верит в то, что природу можно приручить и познать до конца, а человек для него - лишь малая песчинка мироздания. Фет - соловьиное сердце мира, певец чистой красоты и любви, понимаемой как высокое страданье.

5. Заранее напишите пробное сочинение № 5.5 о сюжетах русской и мировой литературы, которые кажутся вам особенно современными.

Этот вопрос повторяется во всех тестовых вариантах, и его можно взять, если четыре других покажутся сложными. Преимущество в том, что готовое домашнее сочинение можно показать учителю, родителю или репетитору, выверив в нём каждое слово до запятой.

-8

Примеры актуальных литературных сюжетов:

  • сопротивление человека прогрессу и просвещению, невежество и лень ("Недоросль" - "Горе от ума" - наши дни);
  • подмена истинных ценностей ложными (деньги и карьера вместо дружбы, любви, ума, таланта, человеческого достоинства ("Мёртвые души" - "Толстый и Тонкий" - наше время);
  • жажда власти как путь гибели души ("Медный всадник" - "Властелин колец" - день сегодняшний);
  • бесправие маленького человека ("Станционный смотритель" - "Шинель" - "Записки сумасшедшего"- "Палата № 6);
  • эгоизм и гордыня как бич времени ("Евгений Онегин" - "Герой нашего времени" - "Преступление и наказание").
-9

Подсказка. Любой классический сюжет актуален, если вы понимаете, каким примером современной жизни его можно проиллюстрировать.

Вопросы экзамена построены так, что каждый найдёт тему по вкусу. Не бойтесь быть оригинальными, прогоните ненужный страх и получайте удовольствие от процесса!

Удачи!